В районе бывшего Замкового пруда археологи обнаружили следы большой гончарной мастерской XVI века.

Из истории Кёнигберга известно, что, начиная с XVI века, за стенами Замковой слободы, на берегу пруда функционировали несколько мастерских, основанных выходцами из Голландии. Хроника упоминает о кожевенниках, но теперь можно достаточно уверенно предположить, что компанию им составляли земляки-гончары.

Печка печке рознь

Дело в том, что по ходу археологических раскопок, которые сегодня ведутся в данном районе, было обнаружено множество керамики. Среди которой не только вполне традиционные фрагменты глиняной посуды, но и печные изразцы — в том числе и вполне сохранившиеся экземпляры. Обращают на себя внимание предметы, два из которых напоминают с виду четырехугольные цветочные вазоны или глубокие миски, а третий походит то ли на маленькую амфору, то ли на горшочек. Однако на самом деле это тоже изразцы, которые так и называются — горшковидные. Такие приспособления аккумулировали в своих полостях тепло, понемногу отдавая его в помещение. Позже их сменили более «продвинутые» плоские изразцы — эти куда более узнаваемы неспециалистами.

Вообще-то, изразцовые печи в XVI-XVII веках могли позволить себе лишь зажиточные кёнигсбержцы, а печи, украшенные фигурными изразцами с различными изображениями — горожане весьма обеспеченные. Популярны были растительный орнамент, библейские сюжеты, мифологические звери вроде единорога, а особо верноподданные бюргеры не упускали случая постоянно любоваться портретами обожаемых королей и прочих правителей. С наступлением эпохи протестантизма изразцовые галереи пополнились ликами религиозных деятелей. Дворяне имели право украшать печи в своих дворцах фамильными гербами или, если вассалы желали лишний раз продемонстрировать свою преданность, гербами своих сюзеренов — с их высочайшего позволения, конечно.

Двуглавый орел на муравленых изразцах — это герб Священной Римской империи германской нации (не путать с древней Римской империей и Германской империей), хотя герцогство Пруссия в ее состав и не входило, за исключением земель Бранденбурга. Судя по короне (раньше вокруг голов орла сиял нимб) — это уже изделие XVII века. О том же свидетельствует зеленая полива. А вот изображение агнца с украшенной крестом хоругвью — это тоже герб, но уже кёнигсбергского района Закхайм. Стоит также заметить, что найдены изразцы практически всех видов — лицевые, угловые, поясковые, пергородочные, от коронок, которыми кладку украшали поверху. Словом, представлен весь печной набор.

Весомым свидетельством того, что в данном районе когда-то располагалась гончарная мастерская (а возможно, и не одна), являются не только ямы, заполненные исключительно битой керамикой. Многие из этих фрагментов, судя, например, по оплывшему венчику или деформированной стенке сосуда, явно представляют собой производственный брак. Но главное — археологам удалось найти матрицы, с помощью которых на печных изразцах штамповали узор. Приспособления, кстати, также керамические, хотя известно, что древние мастера пользовались и деревянными. Но последние, конечно, плохо сохраняются в земле, да и очищать от глины их труднее.

Кто научил пруссаков курить

— В первой трети XVII века из Голландии стали поставлять в Кёнигсберг курительные трубки, — рассказывает археолог Евгений Калашников. — В этом раскопе они тоже попадаются, но в количестве куда меньшем, чем, к примеру, в районе Ластадие (где сегодня располагается Музей Мирового океана) — когда мы работали там, трубки находили десятками. И характерно, что в более ранних слоях, где попадаются горшковидные изразцы, трубок нет, а в верхних вместе с плоскими изразцами появляются и они. Кстати, это помогает определить время формирования культурного слоя. Вот маленькая биконическая, то есть, без рисунка, трубка XVII века из голландского города Гауда, который тогда славился не только своим сыром. А вот эта побольше, где на чашечке с одной стороны якорь, а с другой — парусники, английская, уже XVIII век.

Раньше подделывали китайские товары

Голландский след в Кёнигсберге остался еще и в виде посуды из «делфтского фарфора» (скорее, конечно, фаянса) узнаваемой бело-синей расцветки. Моду на такую посуду в Европу завезли китайские купцы, но оригинальные изделия из Поднебесной были невероятно дороги. Поэтому практичные европейцы не поленились потратить около ста лет, но в итоге сумели-таки произвести свой аналог заморского чуда. Центром производства стал город Делфт, который в XVII веке процветал, благодаря еще и морской торговле. Причем копировалась не только расцветка, но и сюжеты росписи. Есть упоминания о существовании такой мануфактуры и в столице Восточной Пруссии, основанной голландцами.

При раскопках у здания областного историко-художественного музея вообще обнаружили посуду едва ли не всех размеров, видов и предназначений — от горшков и столовых тарелок и мисок до глиняных треножников, использовавшихся как своего рода сковородки.

Археологи надеются отыскать и саму гончарную мастерскую. По их мнению, в дальнейшем одни только найденные печные изразцы вполне могли бы составить специальную экспозицию, посвященную этому аспекту богатой истории города. Дело только за соответствующем желанием местных музейщиков.

Источник: https://m.kaliningrad.kp.ru/daily/26710/3736077/

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя