Ну, вот, и заканчивается очередной сезон, который, как всегда, был чрезвычайно насыщен событиями в жизни «Авто-РетроКлуба-Калининград».

Гостеприимная страна

Одно из самых ярких — это традиционный слёт любителей авторетротехники в польском городе Белостоке.

Экзотический антураж и костюмы, соответствующие эпохе автомобиля - одно из условий
участия в фестивале

Проводится он ежегодно — в конце мая или начале июня. Но слёт 2018 года был юбилейным и знаковым — клубу — «Мото Ретро» исполнилось 25 лет.

В этом году у клуба «Мото Ретро» - юбилей. Ему исполнилось 25 лет

Думаю, что Белостокский фестиваль — одно из самых интересных и ёмких мероприятий в Восточной Европе. Очень самобытное, многокилометровое ралли по интересным и красивым местам, увлекательные экскурсии на старинных и экзотических автобусах. Конкурсы элегантности, выставки… Конечно, банкеты и вечера. И всё это укладывается в четыре дня.

Самое главное, что заставляет приезжать в Белосток вновь и вновь — это сама атмосфера. Она притягательна и самобытна. И вообще, Польша — очень гостеприимная страна…

Скульптор и эсперанто

Один из организаторов этого действа, носящее экзотическое название «Ралли-Погоня», человек невероятного творческого потенциала — известный польский скульптор Анджей Мушиньски. Ему-то и удаётся срежиссировать эту необыкновенную атмосферу. Порой, создаётся впечатление, что ты где-то в пригороде Парижа, а не в восточной Польше.

«Ралли-Погоня» - для Белостока большое событие. Возле центрального торгового 
центра состоялось торжественное открытие фестиваля и был дан старт 
многокилометровому ралли. 

Кстати, Белосток — родина создателя международного языка эсперанто доктора Людвига Заменгофа, который мечтал на основе общего доступного для всех языка сплотить и объединить народы Европы. Теперь, и это приятно удивляет, таким объединяющим началом в Белостоке стала деятельность любителей ретроавтомобилей, которых собирает со всей Европы клуб «Мото Ретро».

Изрыгающий огонь

 Лично я представил в Белосток свой янгтаймер — «Мерседесе-Бенц 300SE» W126 и даже удостоился специального приза — «За лучшее представление России». Парадокс, не правда ли? Особенно, если расценивать эту награду на фоне происходящих международных событий…

«За лучшее представление России»

Из наиболее интересных автомобилей, засветившихся на слёте, я бы назвал, в первую очередь, паровой автомобиль «Граут», 1899 года.

Первый слева - паровой «Граут», 1899 года. На одной «дозаправке» он в состоянии
преодолеть дистанцию в 4 километра на скорости 40 км/час. 

Ездит он абсолютно бесшумно, без дыма и очень быстро. Без «дозаправки» этот самодвижущийся экипаж способен пробежать 4 километра со скоростью 40 км/час. А паровые автомобили, изрыгающие огонь, ползущие еле-еле — это не более, чем миф, который в начале XX века активно насаждали производители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Конкуренция!

Кстати, узнал очень любопытный факт, что на рубеже XIX-ХХ веков в США 70% автомобилей ездили на паровой тяге или были электрическими. А автомобили с двигателями внутреннего сгорания находились в явном меньшинстве…

Экскурсия на экзотических автобусах - польском «Ельч» и американском School bus.  

По принципу «рулетки»

Из более поздних автомобилей на слёте я особо выделил бы «Паккард-6» серии «333», 1925 года. Его владелец из Литвы — Гинтаутас Мушкинес. В его домашней коллекции есть ещё один редкий автомобиль — «Нэш» модели «681-7» Туринг, 1922 года.

На «Паккарде» мне даже удалось прокатиться. Очень динамичный и легкий в управлении автомобиль с эффективными тормозами и «ременными» амортизаторами, действующими по принципу «рулетки». Что касается удобства переключения передач и управления педалями, то всё это очень напоминает отечественную «полуторку». Перегазовки, двойные выжимы… А по «завыванию» на первой скорости коробки передач — так это и есть типичная «полуторка». И чему здесь удивляться? Обе спроектированы в США в одни и те же годы.

Литовский коллекционер Гинтаутас Мушкинес с супругой возле «Паккарда-6»
серии «333», 1925 года. 

Гинтаутас — человек уже очень немолодой. И задумывается над тем, чтобы продать свой прекрасный «Паккард». Услышал я и цену — 60 тыс. евро. Наверное, по американским меркам это слегка многовато. Хотя, надо отдать должное, автомобиль пребывает в отличном состоянии.

Очередной этап ралли. 

С сеном и клубникой

Обратил на себя внимание и «Оукленд», 1917 года, принадлежащий польскому коллекционеру Марку Санковски.

Американский «Оукленд», 1917 года. Его динамические возможности
приятно удивляют - максимальная скорость - 100 километров в час. 

Вообще, у многих автомобилистов существует убеждение, что автомобили начала ХХ века неповоротливы, нединамичны и неуклюжи в движении.

Командор «Ралли-Погоня» и по совместительству известный польский скульптор Анджей
Мушиньски (слева) и коллекционер Марк Санковски на фоне «Роллс-Ройса», 1935 года,
с заказным кузовом фирмы «Симсон и Слейтер».

А в критических ситуациях могут просто развалиться на части, как «Антиопа Гну» таксиста Козлевича из «Золотого телёнка». Глядя, как лихо ускоряется «Оукленд», эти убеждения опровергаются напрочь.

Двигатель, естественно, оригинальный. Работает он тихо, как часики, не дымит и не чадит.

Из Вильнюса для участия в «Ралли Погоня» приехал и грузовичок «Рено» 20-х годов, загруженный сеном и клубникой.

 

Французский грузовичок «Рено» 20-х годов с сеном и клубникой. Автомобиль 
одно время выставлялся в автомузее Вильнюса.

Этот раритет мне как-то приходилось видеть в экспозиции литовского автомузея. Его водитель (явно не владелец) угощал всех участников пробега свежей клубникой, приговаривая при этом: «В нынешней Литве кроме сена и клубники больше ничего нет…»

Заключительный этап «Ралли-Погоня». «Паккард-6» серии «333», 1925 года выпуска,
успешно прошёл всю дистанцию. 

На фестиваль в Калининград!

А теперь Белостокский клуб «Мотор Ретро» всерьёз рассматривает вопрос о том, чтобы нанести ответный визит в Калининград. Собрать все свои редкие экспонаты, включая и паровые автомобили конца XIX и наиболее интересные экспонаты из клубного музея в Белостоке, и приехать на фестиваль «Золотая тень Кёнигсберга».

К подготовке международного фестиваля ретроавтомобилей уже приступил «АвтоРетроКлуб-Калининград». Это совместный проект с городской администрацией, горсоветом Калининграда, а также генеральным партнёром фестиваля — «ЛАЛ-Авто». По-прежнему основным координатором мероприятия является председатель горсовета Калининграда — Андрей Кропоткин. Автор проекта — журналист Юрий Грозмани. Организатор — председатель «АвтоРетроКлуба-Калининград» Артур Орёл.

Международное автомобильное шоу в столице янтарного края состоится 24-26 мая 2019 года. И вот тогда-то калининградцы воочию смогут убедиться в динамических способностях паровых транспортных средств. И определить, кто пройдёт спортивную дистанцию быстрее: респектабельный «Роллс-Ройс» с заказным кузовом фирмы «Симсон и Слейтер», 1935 года выпуска или лимузин «Паккард», 1926 года, на «ременных» амортизаторах типа «рулетки»…

Юрий Грозмани
Фото автора

 

 

 

 

«АвтоРетроКлуб Калининград»

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя