Не гонять за 20 вёрст

Если быть точным, место, которое я назвал «царским гаражом», как таковым официальным гаражом во времена императора Николая II вовсе и не являлось. Там «парковались» лишь гужевые экипажи Его Императорского Величества.

А настоящий гараж — целый автомобильный комплекс с боксами, ремонтными зонами, местами отдыха шоферов и прочей инфраструктурой, располагался в Царском Селе.

В боксах на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге автомобили императора оставляли лишь от случая к случаю. Например, на ночлег, чтобы не гонять эксклюзивные лимузины за 20 вёрст в Царское Село.

На Конюшенной царские «моторы» обслуживали, подкачивали шины, мыли и начищали до зеркального блеска…

Но начну свой рассказ с самого начала и по-порядку…

Железная дверь

В музей «Автолегенды Голливуда» в Петербурге я попал почти случайно. На Конюшенной площади висела небольшая реклама, скорее, даже объявление. Мол, надо войти куда-то во дворы, повернуть направо, затем налево — и вот он! Захожу, поворачиваю — и ничего. Только большая лужа. Случайные прохожие, обитатели этого не очень приглядного места, объясняют, что следует пройти ещё дальше и тогда буквально уткнёшься в музей. Прошёл. Уткнулся. В железную дверь с металлической ручкой. Тяну на себя. Попадаю в полутёмное помещение с бетонными, как в бомбоубежище стенами. Откуда-то сверху мерцает тусклая лампочка.

— Это музей?

— Музей, — отвечает миловидная девушка. — Цена билета 450 рублей. Но у нас предусмотрены скидки…

Всех посетителей музея на Конюшенной площади встречает надпись - HOLLYWOOD.

Разбросаны по обочинам

Оказалось, что автомобильный музей официально называется так: «Интерактивный музей ретро-автомобилей Route 66». Ну, а амбициозное «Route 66» на вывеске музея обосновывается тем, что все автоэкспонаты стоят здесь как бы вдоль трассы — самые разные машины хаотично разбросаны по «обочинам». А ты, как король, идёшь по белоснежной осевой этого шоссе. Такая вот концептуальная задумка…

Удивительно то, что это довольно захолустное в виду место находится, можно сказать, в самом сердце Санкт-Петербурга. Метрах в пятидесяти от храма «Спас на Крови». И в сотни метрах от Невского проспекта.

Вот, наконец, и вывеска, анонсирующая автомузей. Кто бы мог подумать, но от этого
захолустного места до главной магистрали Питера - Невского проспекта - всего
сотня метров.

Кузница Петра I

Вообще, выбор места для такого музея довольно символичен. Потому что именно здесь, ещё за год до отмены Крепостного права, в 1860 году был открыт первый в России музей. И не абы какой, а карет и экипажей. То есть прародителей современных автомобилей. Вот она — преемственность…

Бывшие каретные сараи и мастерские Конюшенного комплекса до сих пор хранят в себе
исторический колорит ушедших веков.

Вообще, здание на Конюшенной пощади, 2 было построено ещё в середине XIX века архитектором Садовниковым на месте старинной кузницы эпохи чуть ли не Петра I.

В нижнем этаже Конюшенного музея до 1917 года помещались вояжные экипажи Государя Императора и его свиты. Также там находились и обыкновенные экипажи, используемые для собственных выездов Высочайшего двора и для некоторых из придворных особ.

Кареты русских царей - бывшие экспонаты Конюшенного музея. Теперь раритеты
хранятся в Царскосельском музее под Санкт-Петербургом.

Экипаж Бонапарта

В верхнем же этаже каретного комплекса на Конюшенной были размещены парадные и древние экипажи, среди которых особой пышностью отличались кареты Екатерины II. Блеск золота, красота бархата и шёлка, живопись Ватто, Буше и Гравело украшали многие из них.

Так как музейные кареты располагались на втором этаже, то для их подъёма, со стороны двора, был сооружён специальный пандус с тамбуром, в котором находился механизм — что-то наподобие лифта. Но, самое главное, на втором этаже был ещё и поворотный круг с редуктором для удобства размещения четырехколёсных экспонатов по залам музея.

Правда, судьба музея сложилась не очень… После революции большевики перевели сюда резервную Авто-Конюшенную базу Петроградского военного округа. Музей со всеми его антикварными экспонатами, включая экипаж Бонапарта и древнеримскую колесницу, в 1926 году куда-то укатили.

В 1930 году здесь разместили 1-й автобусный парк, а в послевоенные годы — таксомоторный парк. А теперь тут правят балом «Автолегенды Голливуда».

Советский автобус-гигант ЯА-2, имевший тогда рекордную в мире вместимость
на 100 пассажиров. Он «позирует» напротив бывшего Конюшенного музея, 
переоборудованного в автобусный парк. Ленинград. Конюшенная площадь. 1933 год.

Чёртова дюжина

Ну, а теперь, о самом музее «Автолегенды Голливуда». Я насчитал там 13 (счастливое число!) автомобилей. Вся «эта «чёртова дюжина» якобы имеет привязку к американскому кино. Почему «якобы»? Потому что Индиана Джонс — на «Виллисе Оверланд Стейшн Ваген», 1949 года, никогда не ездил — эпоха совсем не та. Да и у охотников за привидениями был «Кадиллак», 1959 года, с кузовом «Миллер-Метеор», а не «Плимут» 62-го или «Понтиак».

...Спецавтомобиль охотников за привидениями. Правда, немного не тот… 
Ведь в известном фильме эта роль отводилась «Кадиллаку», 1959 года, 
с кузовом «Миллер-Метеор»

Почему музей назван интерактивным? Наверное, потому, что посетителям там разрешается делать то, о чём они мечтают, например, на выставке олдтаймеров «АвтоРетроКлуба-Калининград» на улице Театральной. То есть залезать вовнутрь, покрутить руль и понажимать на все кнопки без разбора… Верно, поэтому салоны автомобилей в музее несколько лишились своего вальяжного американского шарма, а некоторые — даже виниловой обивки на крыше.

В обнимку с чемоданом

Знакомство со всей «чёртовой дюжиной» побудило меня констатировать три аспекта.

Первый — посадка в этих огромных дредноутах, ну просто необычайно низкая. И с непривычки это даже не очень удобно.

Второй — на заднем сиденье много места только в ширину — коленки упираются в спинку переднего сиденья.

Третий — у пассажира рядом с водителем, наоборот, места спереди страшно много — ещё и чемодан можно поставить. Без всякого ущерба для комфорта.

В салоне «Линкольна», 1956 года. Пассажиру рядом с водителем спереди очень 
просторно. Места столько, что и чемодан ещё можно поставить. 
Без всякого ущерба для комфорта.

Плюс ещё одно наблюдение — когда сидишь на месте водителя, руль довольно сильно перекрывает область лобового стекла. То есть слегка задран вверх. Во всяком случае по сравнению с современными автомобилями. Обзору это не мешает, ибо руль очень тонкий. Но так, тоже довольно необычно…

Коме того, на широченных диванах, конечно, никакой боковой поддержки нет. Если водитель ещё «держится» за руль, то задним пассажирам, особенно сидящим посередине, при резких поворотах остаётся только хвататься за воздух. Хотя это только предположения… Ибо на практике убедиться в этом возможности нет — все экспонаты в интерактивном музее стоячие. И подозреваю — многие из них не на ходу.

Вот такой необычный взгляд из 2018 года на автомобили почти 60-летней давности. Но это лишь добавляет колорит и приятные ощущения стиля «ретро».

Все автоэкспонаты музея «Route 66» стоят здесь как бы вдоль трассы - самые разные
машины хаотично разбросаны по «обочинам».

Два кусочка оргстекла

Про один из экспонатов интерактивного музея «Route 66» расскажу по-подробнее. Тем более, что его совсем пока не «ободрали» и американский шарм он вполне передаёт.

Это «Додж-880», 1965 года, с мотором V-8 мощностью 265 л.с. Трёхступенчатая коробка-автомат. Этот четырёхдверный седан длиной в 5 метров 40 сантиметром имеет невероятную даже по нынешним представлениям ширину кузова (без зеркал) — 2007 мм.

«Додж-880», 1965 года, с мотором V-8 мощностью 265 л.с.

В салоне я обратил внимание на две вещи. Спинка сиденья водителя довольно оригинальным образом интегрирована в подголовник. Точнее, подголовник в спинку…

Спинка сиденья водителя у «Доджа-880» довольно оригинальным образом интегрирована
в подголовник. Точнее, подголовник в спинку...

А шкала спидометра — вообще ничем не подсвечивается. Ибо она представляет собой поставленные вертикально два кусочка оргстекла с градуировкой в милях. И стрелкой между ними. Днём спидометр освещается естественным солнечным светом, а ночью — световым потоком от фар. Хотя, конечно, я немного преувеличил — на всякий пожарный крохотная лампочка для подсветки там всё же имеется…

Изюминка салона «Доджа-880» - довольно непривычной формы шкала спидометра. 
Она представляет собой поставленную вертикально пластинку из оргстекла с
нанесённой на неё градуировкой. Подсвечивается естественным образом от
дневного света. Ночью - от света фар.

Огни Нью-Йорка

А вот «Форд-Меркьюри Парк-Лайн Хардтоп» с силуэтом крыши «Бризвэй», 1964 года, пожалуй, интересен только одним — установкой «с обратным наклоном» заднего стекла. Это и есть главная фишка в многообещающем названии «Бризвэй».

«Форд-Меркьюри Парк-Лайн Хардтоп» интересен только одним - установкой
«с обратным наклоном» заднего стекла. Это и есть главная фишка в многообещающем
названии «Бризвэй».

Смотрится необычно. А сидя в салоне, возникает ассоциация, что ты в каком-то пикапе — голова буквально упирается в это самое стекло, как в подголовник. За счёт такого наклона стекла задняя полка для мелких вещей в салоне напрочь отсутствует.

Мотор у «Форда» просто какой-то невероятный — 7 литров. И, конечно же, V8. Длина дредноута — свыше 5,5 метров. Ширина — ещё больше, чем у «Доджа-880». Вес (без нагрузки) — почти две тонны.

Окраска «Меркьюри» — довольно причудливая. И хорошо контрастирует с синеватой дымкой, в которой представлен коллаж из освещённого огнями Нью-Йорка, Вашингтона и Лас-Вегаса. Плюс статуя Свободы. И… Элвис Пресли. И здесь не обошлось без него…

В общем, Америка в натуре.

«Форд-Меркьюри Парк-Лайн Хардтоп» с силуэтом крыши «Бризвэй», 1964 года.

Мерцающий свет

Другие экземпляры музея, конечно, тоже заслуживали внимания. Но уж слишком они натерпелись от «интерактивного» общения с ними любознательных посетителей. Но всё равно — атмосфера завораживает. В салоне каждого автомобиля мерцает таинственная подсветка.

В салоне каждого автомобиля мерцает таинственная подсветка. А спрятанные динамики 
воспроизводят музыку, звуки и голоса персонажей из фильмов, в которых снимались 
эти или похожие на них автомобили.

А спрятанные динамики воспроизводят музыку, звуки и голоса персонажей из фильмов, в которых снимались эти или похожие на них автомобили.

В музее «Автолегенды Голливуда» у каждого есть шанс почувствовать себя охотником
за привидениями. Или маньяком из фильма ужасов. Или жертвой того маньяка… 
У кого на что фантазии хватит.

Так что у каждого есть шанс почувствовать себя охотником за привидениями. Или маньяком из фильма ужасов. Или жертвой того маньяка… У кого на что фантазии хватит.

А вот - невероятный «Хадсон Хорнет». Настоящая автолегенда! И даже не Голливуда! 
Точно такой же «Хадсон» снимался в советском шпионском детективе «Мёртвый сезон».
...И опять - охотники за привидениями.
Ю. ГРОЗМАНИ
Фото автора

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя