Сегодня мы прогуляемся с вами в районе конца улицы Гагарина. Тут, вдалеке от центральной городской суеты, расположен знаменитый на всю Европу и Мир, аэродром – Девау.

О истории района, где он располагался, его создании, работе, послевоенной судьбе и будет мой сегодняшний рассказ.

Аэродром Девау – Flughafen Devau
Год создания: 8 ноября 1922 года
Первый авиаполёт: 11 ноября 1919 года
Последний авиаполёт: 27 января 1945 года
Место расположения: Königsberg, Am Flughafen / Hünefeldstraße – Калининград, район пересечения улиц Молодая Гвардия и Пригородная.
Архитектор здания аэропорта: Ханс Хопп

Исторически Кёнигсберг имел очень выгодное географическое положение, стоя на стыке Западной и Восточной Европы. Город имел прямой выход к Балтийскому морю и развитые дорожную и водную сети. Но особняком стоял воздушный транспорт. Люди все больше и больше мечтали о небе, желая парить в нём как птицы. И первые попытки были сделаны уже в конце XVII века, когда в Европе появились первые прототипы аэростатов и дирижаблей. Так началась эра воздухоплавания, которая активно развивалась XVIII-XIX века. Но в начале ХX века она уступила своё место, новой и более современной, гражданской авиации.

Её начало было положено 17 декабря 1903 года, когда в США на самолете «Флайер-1» созданный братьями Райт, был осуществлен первый устойчивый управляемый горизонтальный полёт в истории. Кёнигсберг тоже был активно вовлечен в этот исторический период, в котором также можно было проследить все периоды развития авиации, описанные выше. Небо города активно бороздили многочисленные дирижабли и аэростаты, быстро став привычными глазу горожан, часто пролетая прямо над его историческим центром.

Историческая справка

В середине XVIII–XIX веков окрестности Кёнигсберга представляли собою малозаселенные предместья, с просторными полями и пашнями. Но время шло, город рос и активно расширял свои границы. Его недавние пригороды быстро становились новыми районами. Не стало исключением и северо-восточное направление. В начале XIX века тут очень компактно и уютно расположились два исторических городских района: «Кальхоф» («Kalthof») и «Девау» («Devau»).

Кальтхоф был основан во времена Тевтонского ордена, как хозяйственный двор комтура (минимальная административная единица в составе рыцарского ордена). Его основной задачей в те времена, было снабжение продовольствием замка Кёнигсберг и его прилегающих поселений. В 1416 году тут появляется первая медная мельница. Во время секуляризации (изъятии государством у церкви её земельной и иной собственности) поместье Кальтхоф переходит во владения герцогского домена и в 1670 году передается в залог за 24000 талеров коменданту форта Фридрихсбург – Иоганну фон Хилле.

В 1817 году поместье Кальтхоф продается городскими властями в частные руки, без армейского плаца. На тот момент население района составляло 2020 человек. В частных руках оно прибывает до 1905 года, пока его последний владелец Бертольд Клейст снова не продаёт его городу. В честь этого знаменательного исторического события, городские власти дают местному парку название «Клейст-парк». И именно с этого времени Кальтхоф официально становится новым городским районом Кёнигсберга.

Кальтхоф начинает активно застраиваться двух и трех этажными домами, прокладываются новые мощёные дороги, улицы и своя собственная трамвайная ветка, которая соединяет район с центром города. В нём появляется собственная кирха памяти императора Фридриха, приходская община и народная школа для мальчиков и девочек. Просторные западные территории района городские власти отдают кёнигсбергским религиозным общинам, которые организовывают тут многочисленные кладбища. Всего их насчитывалось 14: пять по правую сторону от Konigsallee (ныне улица Юрия Гагарина) и девять по левую от неё. Параллельно, тут появляются крупные промышленные и военные учреждения.

Особенно стоит отметить: восточно-германскую хлебную фабрику и мастерскую Гебеля по производству органов. Военные здания были представлены казармами, расквартированного тут в 1889 году, саперного батальона князя Радзивилла, а с 1893 года и Замландского саперного батальона. Восточные территории нового района, отдаются городом под военный строевой плац, стрельбища, радиостанцию и учебный полигон. В итоге, территория Кальтхофа простиралась на северо-восток от Королевских ворот в сторону обводного вального кольца Кёнигсберга, с востока ограниченная аэродромом Девау, а с запада городским ипподромом.

Поместье Девау изначально представляло собою загородное имение королевской четы, впоследствии переданные ею в пользование городу. Devau, в переводе с прусского языка означает: «Deywis» – «Бог». Видимо слава и успех этому району уже давно была предначертана свыше. Его широкие и просторные территории стали активно использоваться городом для военных сборов и парадов. В 1717 году прусский король Фридрих Вильгельм I учреждает на принадлежавшем Кальтхофу просторном поле, старейший в Пруссии армейский полигон, получивший название – «Плац Девау»(«Plaz Devau»). В поземельном кадастре Кёнигсберга 1883 года значилось, что Девау уже более полутора века использовался как военный плац.

Не зря тут были проведены два знаменательных военных смотра: 5 июня 1798 года парад принимал лично король Пруссии Фридрих Вильгельм III, а в 1808 году сам император Наполеон. В середине XVIII века этот район сменил свое название на «Gemeinde», но уже через пол века вернет себе свое историческое и более привычное название – «Devau». Именно тут будет суждено возникнуть, первому в истории, европейскому аэропорту и стационарной авиационной метеослужбе, ставшими воздушными воротами Кёнигсберга.

Девау — первая ласточка мировой гражданской авиации

После Версальского мирного договора, установившего запрет для Германии на обладание военной авиацией, всем немецким военным летчикам пришлось перейти в гражданскую авиацию. В Европе и Мире начиналась эра пассажирских авиаперевозок. Кёнигсберг и тут не остался в стороне, став знаменитым на весь мир, благодаря своему первому собственному аэродрому и аэропорту, получившему название – «Девау».

Мировую известность и славу он снискал 11 ноября 1919 года, когда с его взлетной полосы в небо поднялся первый гражданский самолет с пассажирами, взявший курс на Берлин. Однако, это был ещё не официальный полёт, так как сам аэропорт в то время представлял собою закрытую авиабазу Кёнигсберг–Девау (Königsberg–Devau). В 1921 году на территории аэродрома открывается здание первой в мире стационарной авиационной метеослужбы.

Официальной же датой открытия аэродрома считается 8 ноября 1922 года, когда в Кёнигсберге торжественно открылся, первый в Европе и один из первых в Мире, гражданский аэропортовый комплекс «Девау». Этому факту активно поспособствовало Русско-Германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» («Deruluft») с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей, которое было самым успешным и самым продолжительным совместным предприятием России и Германии до начала Второй Мировой войны.

Оно было основано 24 ноября 1921 года, и одним из первых в мире стало осуществлять регулярные воздушные авиаперевозки. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). А Кёнигсберг был выбран им в качестве своего базового аэродрома, откуда 30 апреля 1922 года стартовал первый самолет по направлению Кёнигсберг –Москва с посадками в Ковно и Смоленске под управлением немецкого пилота Э. Юста.

Авиалиния Кенигсберг–Москва была первой регулярной международной авиалинией в России еще до создания отечественной гражданской авиации в нашей стране. Её первые 10 самолетов «Фоккер» FIII были оснащены российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10 и перевозили пассажиров и корреспонденцию регулярными рейсами с периодичностью 2 раза в неделю за 8 часов 45 минут.

С «Дерулюфт» связаны имена известных пилотов Германии и России. Это И. Ф. Воедило – первый из советских летчиков начал полеты в Кёнигсберг, Н. П. Шебанов и Ю. И. Арватов; И. Штольброк – первый в Дерулюфте налетал 100 000 км, В. Гофман – во время войны совершил последний пассажирский рейс из блокированного Кёнигсберга и вывез из окружения 40 мирных жителей. В 1930-е годы работа Дерулюфта была наиболее успешной, общество было одним из лучших в мире по регулярности и безопасности полетов. Через Девау Громов летал на АНТ-3 «Пролетарий» в Европу, а Чкалов на АНТ-25 на авиасалон в Париж. И именно с этого аэродрома до войны был поставлен мировой рекорд дальности полета на планере.

Описание структуры гражданского аэропортного комплекса «Девау»

Аэропортный комплекс Девау был построен в 1922 году и располагался на пересечении двух кёнигсбергских улиц: Am Flughafen (ныне улица Молодой Гвардии) и Hünefeldstraße (ныне улица Пригородная). Он состоял из следующих расположенных под прямым углом к друг другу частей: главного здания аэропорта с залом ожидания, здание стационарной авиационной метеослужбы, здание командно-диспетчерского пункта управления полетами, два отапливаемых авиационных ангара, централизованную систему заправки топливом, подземные ёмкости для его хранилища, дренированное лётное поле, отдельную стоянку для самолетов, рулежную дорожку и взлётную и посадочную полосу.

Все эти элементы были настоящими ноу-хау того времени и не имели аналогов в Европе, а сам аэропорт Девау считался одним из лучших мировых аэропортов того времени. Он занимал особое место в воздушных перевозках Германии и являлся предметом особого внимания государства ввиду того, что по окончании Первой мировой войны провинция Восточная Пруссия оказалась в эксклавном положении.

Главное здание аэропорта представляло собою трехэтажное здание в готическом стиле, выполненное из отштукатуренного красного клинкерного кирпича составленное в виде прямоугольных блоков. С обеих сторон к нему примыкали два одноэтажных боковых флигеля. По всему его периметру шла галерея вытянутых прямоугольных окон с белыми рамами и серия боковых входных порталов с отдельными фонарями. Лицевой фасад здания был дополнен 8 выступающими вперед прямоугольными декоративными колонами и двумя равнозначными центральными входными порталами с двумя массивными деревянными дверьми.

По всему периметру карниза крыши тянулась кованая оградка с причудливым декоративным орнаментом. На крыше был установлен флагшток, для торжественного водружения флага Пруссии в честь проходивших тут торжественных событий. Вход в здание для пассажиров осуществлялся со стороны перекрестка улиц Am Flughafen и Hünefeldstraße, далее пассажир проходил все процедуры оформления на рейс, после чего через центральный выход с обратной стороны здания оказывался на месте посадки в самолет.

С обоих сторон, к главному зданию аэропорта, примыкали два больших лётных ангара. Они имели вытянутую прямоугольную форму с основанием выполненным из кирпича и куполообразную навесную крышу, покрытую листовой медью. Они были изготовлены на местном городском заводе «Union» («Унион»). В 1923 году в них разместились ремонтные мастерские немецкой авиастроительной компании «Junkers» («Юнкерс»), которые, помимо ремонта и обслуживания самолетов, еще и производили тут их сборку.

Далее шли небольшие здания технического и хозяйственного обслуживания. Но гордостью аэродрома, по праву, являлась его взлетная полоса – она имела длину около 1400 метров и состояла из бетонных плит уложенных по специальной бесшовной технологии. Она позволяла принимать самолеты любых типов того времени и являлась настоящим произведением технической мысли.

В середине 1930-х годов старое здание аэропорта было перестроено, уступив свое место новому, более современному и функциональному зданию, по проекту городского архитектора Ханса Хоппа. Оно представляло из себя трехэтажное оштукатуренное здание с закругленными боковыми флигелями. Лицевой фасад был представлен крытой террасой с центральным входом и серией широких трёхсекционных прямоугольных окон.

На крыше третьего этажа здания располагался ветроуказатель и ограничители высоты пролёта над ним. Внутри располагались стойка регистрации пассажиров, зал ожидания, ресторан, багажное отделение и комнаты отдыха пассажиров и персонала. С новой перестройкой главного здания, аэропорт приобрел большую функциональность и комфортабельность для самих пассажиров и обслуживающего его персонала.

В конце 1941 года из-за разногласий, истек срок действия договора Девау с фирмой «Дерулюфт». И это, несмотря на отличные многолетние показатели работы общества в Кёнигсберге. В результате чего, аэропорт Дэвау навсегда прервал свое воздушное сообщение с СССР и такая популярная авиалиния навсегда исчезла с туристических буклетов авиапассажиров Европы.

Но на этом его история и жизнь не закончилась, а стала активно продолжаться, но уже с уклоном на внутренние авиарейсы. В августе 1930 года в Девау гостил всемирно известный дирижабль «Граф Цеппелин». Это был его первый визит в город, а последний состоялся за четыре дня до Второй мировой войны, 26 августа 1939 года. Он совершил показательную посадку на взлетную полосу аэродрома и несколько демонстрационных полетов над Кёнигсбергом, на глазах многочисленных и довольных горожан.

В 1922 году самолеты Девау налетали 479.404 км, перевезя 819 пассажиров. В 1927 году, воспользовавшихся его услугами гражданских авиаперевозчиков, было уже 4109 человек, а самолетами налётано в общей сложности 1.097.507 километров.

В 1931 году с аэропорта Девау ежедневно, утром и вечером, отправлялись самолеты в Берлин (583 км), Данциг (148 км), Тильзит (110), Хельсинки, Ковно (Каунас), Ригу, Ревель (Таллин) и Москву и обслужено уже 4394 пассажира и 1.233.540 налётанных километров. В 1934-м году уже 27962 пассажира и 2.255.212 летных километров.

В конце 1936 года на аэродром Девау прилетел АНТ-25 под управлением В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова – через несколько месяцев этот экипаж посадит свой одномоторный АНТ-25 в Ванкувере, совершив первый в мире беспересадочный полет по маршруту Москва – Северный полюс – Америка. В 1939 году здания аэропорта были расширены, Девау принял уже 1173 самолетных перелёта.

Последний пассажирский рейс из Кёнигсберга с аэропорта Девау был выполнен 27 января 1945 года, когда город уже находился в осаде советских войск. В Девау неоднократно лично прилетал рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер и рейхминистр Геббельс, а также командующий рейхсмарине адмирал Бенке, командующий рейхсвером генерал-полковник Ханс фон Сект, Риббентроп и гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох.

Некоторые интересные факты из истории аэродрома Девау

24.11.1921 – Создание совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений Дерулюфт с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). Базовым аэродромом общества был выбран Кенигсберг. Первыми самолетами были 10 Фоккеров F III, оснащенные российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10. 30.04.1922 — Первый полет по линии Дерулюфта Кенигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске на самолете Фоккер F III РР1 под управлением немецкого пилота Э. Юста.

01.05.1922 – Официальное открытие в Москве авиалинии Кенигсберг- Москва, которая стала первой регулярной международной авиалинией в России. В этот день самолет Дерулюфта сделал несколько показательных полетов над Москвой в сопровождении военной эскадры.

03.05.1922 – Первый полет самолета Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Ф. Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 км преодолевалось за 8 часов 45 минут летного времени.

10.05.1922 – Одним из первых пассажиров авиалинии стал русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Аседорой Дункан прилетел самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг.

1922-1923 – На кёнигсбергском аэродроме смонтированы два первых ангара, изготовленные на местном заводе «Унион».

1923 год – Размещение в ангарах ремонтных мастерских Юнкерса, которые производили также сборку самолетов.

03.07.1923 – Пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, под впечатлением от этого полета написано стихотворение «Москва– Кенигсберг». Повторно поэт воспользовался авиалинией Дерулюфта

Июнь 1924 – В этом месяце частота полетов на авиалинии Дерулюфта Кенигсберг–Москва в обоих направлениях увеличилась до 6-ти раз в неделю.

31.08.1924 – Доставка самолетом Дерулюфта из Москвы в Берлинский зоопарк медвежонка по кличке «Татьяна».

08.10.1924 – Первая катастрофа самолета Дерулюфта Фоккер F III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг. Погиб немецкий пилот Отто Штегер.

1925 – В течение 3-х месяцев Дерулюфт для нужд Аэро-Ллойда начал обслуживать авиалинию Кенигсберг–Берлин 3 раза в неделю в обоих направлениях. В 1926 году полеты по этой авиалинии выполнялись уже в течение всего сезона 3 раза в неделю.

Сентябрь 1925 – Среди пассажиров авиалинии Кенигсберг–Москва был известный немецкий спортсмен-планерист Ф. Шульц, который в составе спортивной команды направлялся в СССР на соревнования.

01.05.1926 – Люфтганза открыла первую в мире ночную пассажирскую авиалинию Берлин-Кенигсберг на самолете Юнкере G 24 (летчик Г. Кёль). Благодаря оборудованию этой трассы для ночных полетов, авиалиния Дерулюфта Москва–Кёнигсберг–Берлин начала выполняться в течение одного дня за 15 часов летного времени.

15.07.1927 – Открыт первый почтовый авиарейс Кенигсберг–Москва через Ригу, в этом году через эту авиалинию перевезено самое большое количество почты в Европе.

1931 – Маршрут на линии Кенигсберг-Москва был изменен и стал проходить через Ковно–Великие Луки.

1935 – Балтийский экспресс стал проходить по новому маршруту: Кёнигсберг–Тильзит–Каунас–Рига–Таллин–Ленинград.

Послевоенная судьба аэродрома

Во время бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945-го, инфраструктуре аэропорта был причинен существенный ущерб, почти все его здания были полностью разрушены. Это немудрено, ведь аэропорт являлся стратегическим военным объектом, который в любой момент мог использоваться по своему прямому назначению.

Именно такие объекты и были целью №1 для союзной авиации. Был полностью разрушено здание аэропорта, также сильно пострадало здание метеорологической службы (до наших дней сохранилась всего лишь часть этого 4-х этажного здания), пострадали ангары аэропорта (до наших дней сохранился только один) и его взлётная полоса. После окончания войны, силами немецких военнопленных и советских рабочих в кротчайшие сроки были проведены восстановительные работы и вновь образованное калининградское авиапредприятие начало свою работу, но уже на других направлениях.

В основном это были местные авиамаршруты в города Прибалтики, которые были упразднены в 1970-е годы. Другими направлениями работы аэропорта в советские годы стали транспортные перевозки, содействие в сельском хозяйстве, участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.

В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма новых машин и было решено использовать его для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво.

С этого времени Девау утратил свой статус городского пассажирского аэропорта и уступив это место, новому на то время, аэропорту Калининград–Храброво. В 1986 году на его базе был организован местный аэроклуб ДОСААФ. Так продолжалось до начала 1990-х, когда распался СССР и у аэропорта начались тяжелые времена.

Он практически не использовался по прямому назначению, заказы на обработку сельскохозяйственных полей поступать перестали, государство резко урезало его финансирование, начались проблемы с ремонтом, обслуживанием и заправкой парка самолетов, а в аэроклубе ДОСААФ резко сократилось число прыжков с парашютами. Чтобы выжить, аэропорту в тяжелые постперестроечные годы, пришлось сдавать часть своей территории и помещений в частные руки.

Тут открылись различные мелкие частные фирмы и организации и проходить музыкальные концерты. Из-за хронического недофинансирования последний авиаполёт тут состоялся в 2012 году.

Сейчас весь авиапарк АН-2 давно уже выработал свой ресурс и находится в неудовлетворительным состоянии, ржавея прямо под открытым небом.

В конце 2000-х недалеко от взлетной полосы, началось незаконное строительство частных жилых домов, что сделало невозможным его эксплуатацию, пока по решению суда они не были снесены.

 

Параллельно, к полосе уже вплотную подступает новая жилая застройка многоэтажных домов, что еще больше осложняет его эксплуатацию, из-за невозможности осуществления безопасных полетов при таких условиях их этажности.

Но взлетная полоса пока еще изредка, но эксплуатируется, хотя и не на регулярной основе. До 2012 года тут периодически приземлялись правительственные и военные борта из Москвы.

Также тут есть постоянная охрана, которая препятствует разграблению аэропорта и парка самолетов, функционирует учебная площадка для сдачи водителями на все категории прав от ДОССАФ, а также функционирует сам клуб, где совершаются парашютные прыжки, запуски парапланов и квадрокоптеров на территории широкого поля у аэродрома.

Послесловие от автора

В 2019 году аэропорт Девау должен отметить своё 100 лет со дня создания. И его нынешнее плачевное положение и существование вряд-ли можно назвать достойным его славной и очень богатой истории.

И лучшим подарком на свой день рождения, я уверен, для него было бы снова активно принимать и выпускать в небо самолеты, снова жить активной и насыщенной жизнь и вернуть себе былую славу и популярность.

Первой ласточкой к 100-ю аэродрома Девау может стать масштабное выступление 100 самолетов малой авиации из России и разных стран Европы. И будем надеяться, что это станет отправной точкой в возрождении на Девау полётов малой гражданской авиации, как это было век тому назад. Ждать осталось недолго…

 

Иван Скобей

Довоенные фото: bildarchiv-ostpreussen.de.
Современные фото: Иван Скобей

С этого объёмного и очень познавательного материала об аэродроме Девау, начинаю серию публикаций статей Ивана Скобея, автора интереснейших и наполненных деталями очерков по истории Калининграда, бывшего города Кёнигсберг.

https://ivanskobey.livejournal.com/16093.html

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя