Первая версия об именах погибших подверглась сомнению после нескольких находок.

В нескольких километрах от поселка Пятидорожное Багратионовского района 11 августа поисковики из отрядов «Победа» и «Совесть» подняли картер двигателя и редуктор от самолета ИЛ-2, разбившегося в марте 1945 года.

Самолет, который во время Второй Мировой гитлеровцы прозвали «летающим танком» из-за того, что его практически невозможно было сбить с земли, был найден, как уже писала «Комсомолка», после сообщения местных жителей, обнаруживших в лесу обломки фюзеляжа.

Первая версия

Дело в том, что у поисковиков после проверки архивных данных появилась версия, что самолетом управляли младший лейтенант Николай Гальченко и младший сержант Шотта Чубинидзе. Записи о примерном месте падения самолета были занесены в журнал боевых действий 311-й штурмовой авиадивизии гвардии подполковника Кирилла Петровича Заклепы. Согласно этим записям, 18 марта 1945 года на этом месте ИЛ-2 был сбит огнем вражеской зенитной артиллерии. Тем не менее, подтвердить эту информацию могли бы только точные данные, либо генетическая экспертиза.

Первые нестыковки начались после обнаружения нескольких личных вещей. Например, поисковики обнаружили пластиковый транспортир с инициалами «ТП».

— Конечно, точно мы можем сказать о том, что самолет принадлежал другому экипажу только после ответа из Центрального архива Минобороны, куда мы сейчас отправили запрос с приложенными материалами и фотографиями номера двигателя, — говорит руководитель поискового отряда «Совесть» Руслан Хисамов. – Нам повезло, что на редукторе продублирован номер двигателя, который очень хорошо сохранился и который отчетливо видно на фотографиях.

По словам Руслана Хисамова, есть проблемы с останками летчиков.

— По тем останкам, которые нам удалось собрать, без экспертизы невозможно понять, одному человеку или двум они принадлежат, так как это небольшие фрагменты костей и черепа, — говорит поисковик. – Надо понимать, что падал самолет, скорее всего, с включенным двигателем. Об этом говорит тот факт, что на глубине четырех метров нам не удалось обнаружить осколков лопастей. Лопасти могло оторвать при столкновении с деревьями. Если так, что скорость штурмовика была просто огромной. Представьте себе, что даже бронекапсулу, в которой находились летчики, разорвало на фрагменты – что же говорить о пилоте и стрелке-радисте.

«Комсомолка» ищет родственников летчиков

Корреспонденты «Комсомолки» вместе с поисковиками выдвинули свое предположение о том, кем были разбившиеся летчики. Вероятнее всего, сбитым самолетом управляли гвардии лейтенант Петр Николаевич Тарасов, бывший командиром звена, и гвардии старшина Василий Сергеевич Дмитриенко. Оба летчика служили в первой гвардейской штурмовой Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии, 136-м гвардейском штурмовом Сталинском Краснознаменном ордена Суворова авиационном полку.

— Сначала у нас была версия, что самолет принадлежит Гальченко и Чубинидзе, но находки, в числе которых фрагмент бронелиста с номером, нарисованным краской, говорят, что вероятнее всего самолетом управляли Тарасов и Дмитриенко, которые разбились 19 марта, выполняя боевую задачу. Там есть цифры 6 и 9, которые были на их самолете, — говорит Хисамов.

Если эта информация подтвердится, то можно будет начать поиск родственников. Уже сейчас можно сказать, откуда родом были летчики. Василий Дмитриенко родился в селе Маруха Зеленчукского района Ставропольского края (награжден он был орденом Славы III степени и орденом Красной звезды), а Петр Тарасов был родом из города Орехово-Зуево Московской области (награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны II степени и орденом Красного знамени).

Могила есть, но без останков

Интересно, что обе фамилии, и Тарасова, и Дмитриенко, сейчас нанесены на памятник, поставленный на братской могиле советских воинов в поселке Пятидорожное еще в 1952 году.

— Такие ошибки возможны, их довольно много, — говорит Руслан Хисамов, который, к слову, состоит в губернаторском совете по увековечению памяти погибших. – Их могли там указать без похоронки. Тем не менее, как только придет подтверждение из архива, мы намерены похоронить останки летчиков в братской могиле поселка Пятидорожное, где уже покоится более 2,5 тысяч советских воинов.

В 2016 году калининградские поисковики обнаружили останки 54 советских воинов. По государственным наградам, найденным ранее в ходе поисковых мероприятий, установлены имена 11 защитников Отечества. Сейчас на воинских мемориалах Калининградской области нанесены поименные данные почти 108 тысяч погибших героев.

Источник:  https://m.kaliningrad.kp.ru/daily/26717.5/3743321/

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя