В Знаменске Калининградской области – бывшем восточнопрусском городе Велау, несмотря на значительные потери исторической застройки во время Второй мировой войны, сохранились отдельные интересные памятники архитектуры как средневековья (церковь Св. Якуба, 14 в.), так и сооружения более позднего времени.

К ним относятся фрагменты комплекса бывшей провинциальной психиатрической и попечительской лечебницы в немецком Алленберге, когда-то ближайшем пригороде, вошедшем сейчас в состав Знаменска.

Провинциальная психиатрическая и попечительская лечебница
в Алленберге. Административное здание.

Крупный комплекс довоенной психиатрической лечебницы существенно изменил свое назначение: теперь здесь располагается воинская часть. В советское время территория комплекса была огорожена стеной высотой в человеческий рост, многие служебные здания, построенные со дня основания больницы, пришли в упадок или вообще исчезли. Вместо них появились одинаковые казармы, возведенные без особых архитектурных изысков. На лугу, за комплексом, возвышаются четыре новые жилые башни.

История местной лечебницы начинается в середине 19 в.  Первые здания были построены в 1848 – 1852 гг. на левом берегу реки Алле, и предназначались для 250 психически больных. В 1852 г. строительство психиатрической лечебницы было закончено, и 1 сентября того же года прибыли первые 59 пациентов, переведенные из кёнигсбергского госпиталя. С тех пор день 1 сентября, вплоть до начала Второй мировой войны, считался датой основания лечебницы и торжественно праздновался в парке, сопровождаясь танцами и представлениями.

Первоначальная застройка представляла собой в плане каре – протяженные сооружения окружали замкнутый внутренний двор. С короткой стороны каре замыкало административное здание, построенное в стиле историзма, который подразумевает обращение к архитектурным традициям давно минувшего времени и создание стилизаций в духе «неогрек», «неоренессанс», «необарокко» и т.д. Для местной версии этого архитектурного стиля характерно обращение к романским и готическим формам средневековья, а также использование минимального количества декоративных деталей. Во второй половине 19 в. построенные из кирпича здания в неороманском стиле обычно штукатурились, в постройках, где преобладали стилизованные готические формы, подчеркивались декоративные свойства краснокирпичной кладки. Здания бывшей психиатрической лечебницы построенные во второй половине 19 в., имеют приметы неороманского направления в историзме. Неороманский стиль, который часто встречается в сооружениях Восточной Пруссии второй половины 19 в., в том числе в больничных постройках, был привнесен в провинцию из метрополии, так как в Средние века на территории Восточной Пруссии, завоеванной крестоносцами в 13 в., романского архитектурного стиля не существовало.

Главный фасад прямоугольного в плане трехэтажного здания больничной администрации, с обычной двускатной крышей и высоким подвальным этажом, был выделен ризалитом – выступом по центру фасада. По сравнению со скупо украшенными боковыми крыльями, где заметны лишь рельефные бровки над окнами, ризалит имел объемный входной портал с полуциркульной аркой, увенчанной треугольным щипцом. Три больших арочных окна с полукруглыми бровками освещали парадные залы верхнего этажа. Ризалит завершался щипцом с пологими скатами кровли, вдоль которых шел характерный для местной традиции рельефный романский арочный пояс. По сторонам щипец фланкировали восьмигранные декоративные башенки, такие же башенки отмечали верхние углы всех фасадов здания. В нижнем этаже размещались приемный покой, помещения для посетителей, кабинеты администрации и касса. Верхний этаж занимали залы для конференций и для торжественных мероприятий.

План комплекса психиатрической и попечительской лечебницы:
1 — административное здание; 2 — хозяйственный корпус и церковь; 3 — мужское
отделение; 4 — женское отделение; 5 — прачечная; 6 — водонапорная башня;
7 — машинный дом; 8 — сельскохозяйственный двор; 9 — коровник; 10 — конюшня;
11 — курятник; 12 — дом директора; 13 — морг; 14 — дома обслуживающего
медицинского персонала; 15 — бумажная фабрика; 16 — маргариновый завод

Справа и слева от здания администрации располагались массивные ворота, которые на ночь закрывались. Ворота представляли собой арочные проезды, увенчанные треугольными щипцами, и, также как вход в административное здание, демонстрировали стилизацию средневековых форм. К левым воротам примыкал корпус мужского отделения лечебницы, к правым – женское отделение. Половина каждого из этих зданий отводилась для душевнобольных, вторую половину занимали помещения для обслуживающего персонала.

Из немногочисленных сооружений бывшей лечебницы сохранился хозяйственный блок, включавший одновременно церковь, башня которой хорошо видна из-за современной ограды воинской части. Массивное здание стояло в середине большого прямоугольного двора, и было обращено главным фасадом к административному корпусу, башня примыкала к противоположной стороне. Композиционное решение фасада хозяйственного блока было сходно со стоящим напротив сооружением, их роднило наличие ризалита в центре, со скупой декорацией в неороманском стиле. Декоративные арочные пояски, воспроизводящие типичные романские детали, восходящие к 12-13 вв., опоясывали по карнизу отдельные части постройки.

Хозяйственный блок представлял собой редко встречающийся многофункциональный архитектурный образец: сложная объемно-пространственная композиция объединяла, помимо церкви, пространство кухни, пекарню, аптеку, лабораторию, кладовые. В разновысотном блоке, который представлял в плане прямоугольник с четырьмя боковыми крыльями, сочетались различные типы помещений, предназначенных одновременно для удовлетворения духовных и материально-физиологических целей. Питьевая вода подавалась сюда с помощью пяти глубоких колодцев, газ для освещения помещений вырабатывало собственное производство.

Здание имело высокий подвальный этаж, два основных яруса и помещения под крышей. Храмовая часть сооружения была выделена семиярусной башней. Ее расширяющийся книзу шатер до сих пор возвышается над окружающей застройкой. Скупое архитектурно-декоративное убранство восьмигранной башни состоит из вытянутых полуколонок, подчеркивающих углы вытянутого объема и рельефных бровок над полуциркульными окнами. Боковые крылья храмового фасада украшены двумя декоративными ярусами, расположенными непосредственно под пологой кровлей, которые состояли из арочного и аркатурно-колончатого поясков.

Хозяйственный блок. Общий вид. Башня церкви входящей в состав хозяйственного блока. 19 в.

В 1870 г. было предпринято расширение комплекса лечебницы по проекту архитекторов Гропиуса (Gropius) и Шмидена (Schmieden). В 1873 г. под их руководством было закончено два новых трехэтажных здания, рассчитанных на 500 больных мужского и женского пола.

Через несколько лет вновь встал вопрос об увеличении больницы, но уже в соответствии с новыми взглядами психиатрии на лечение и содержание сумасшедших. Применение смирительных рубашек для успокоения душевнобольных рассматривалось отныне как изживший себя инструмент, недостойный цивилизованного общества. Вместо закрытых заведений в Германии, по примеру Бельгии и Франции, стали практиковать создание специальных колоний, где в качестве методов лечения использовались занятия сельскохозяйственными работами,  постоянное пребывание на свежем воздухе и определенная свобода передвижения для психически больных.

В 1880 г. при лечебнице в Алленберге, на специально купленной территории, появилась сельскохозяйственная колония, имеющая собственные конюшню, коровник, свинарник, амбары, кузницу и т.д. Рядом были построены дополнительные корпуса для больных обоего пола. Проекты жилых и хозяйственных построек были разработаны  в бюро восточнопрусского строительного советника Кра (Krah), ведение строительных работ осуществлял провинциальный баумайстер Винхольдт (Wienholdt) в 1879 г.

В двухстах метрах от первоначального комплекса по периметру были расположены отдельные сооружения, причем таким образом, чтобы новообразованный комплекс мог развиваться в любом направлении. Новые постройки имели удобное сообщение с остальными зданиями и хорошо обозревались из окон дирекции лечебницы, что позволяло постоянно контролировать порядок на территории.

Как следует из ситуационного плана, на восточной стороне находился жилой корпус для 50 больных пациентов мужского пола, напротив него размещалась кладовая и помещения для 10 больных женщин. С южной стороны, в непосредственной близости от жилых помещений, на расстоянии 5 м, размещались свинарник на 22  головы, коровник для 18 коров, конюшня на 6 лошадей, 6 волов, сарай со сдвоенным гумном, сарай с помещениями для пахотных машин, помещения для хранения дров, отхожие места, и, конечно, амбары. Помещения для содержания животных, также как и другие хозяйственные сооружения были построены и оборудованы в соответствии с самыми передовыми тогдашними представлениями об удобствах, гигиене и комфорте. Сарай с гумном имел полы из необожженного кирпича. Для конюшни были заказаны специальные ясли на заводе искусственного камня в Эльбинге (совр. Эльблонг). В отхожем месте стены были облицованы искусственным камнем.

Жилые здания были выстроены из кирпича и перекрыты черепичной кровлей, имели подвальный и чердачный этажи. Жилой корпус для мужчин содержал в нижнем этаже два хорошо освещенных помещения площадью 105 кв. м. и 4 м. высотою, из них одно служило местом дневного пребывания 20 больных, а второе – пространством для их сна. В чердачном помещении размещались две спальные комнаты с высотой потолка 3,9 м  для 15 больных. С западной стороны здания, там, где крыша сильно понижалась, размещались гардеробные для хранения одежды.

Второе жилое здание, возникшее в 1880 г., предназначалось для проживания казначея и 10 больных женского пола. Здесь же размещалась посудомоечная, внизу был устроен подвал для хранения овощей. Питание для больных приносили из лечебницы, соединенной с новой колонией хорошей дорогой. Окна зданий не имели решеток, отказались и от крепкой ограды. Тем не менее, окна, ввиду того, что их часто разбивали, имели мелкие членения рам, и, как следствие, небольшие стекла. Окна, в целях безопасности, запирались на замки.

В 1900 г. на территории лечебницы возвели еще 4 больничных павильона – два для женщин и два для мужчин, в результате она могла принять уже 1000 пациентов. В этих постройках в 1990 — е гг.  размещались офицеры воинской части. Вскоре к имеющимся сооружениям прибавилось еще два изолированных здания, а также морг, остатки которого сохранялись до последнего времени.

Значительное увеличение количества пациентов потребовало дополнительного обслуживающего персонала, для которого на рубеже 19-20 вв. построили целый поселок двухэтажных жилых домов, удаленный на полкилометра от лечебницы. Здания колонии для медперсонала сохранились, в них и теперь живут семьи, правда, к медицине не имеющие отношения. Следует отметить, что работа среднего и низшего медицинского персонала психиатрической больницы была достаточно трудной, она требовала не только желания посвятить себя этой профессии, сострадания, такта, но и определенных знаний и профессиональных навыков. К подбору персонала относились очень ответственно: на работу принимались санитары обоего пола, прошедшие годовой курс обучения и успешно сдавшие экзамен.

Жилое здание для персонала. Современный вид. Фото автора

Колония для персонала Алленберг располагалась недалеко от Велау, путь вел вдоль улицы Hammersweg (ныне улица Шоссейная) в направлении Paterswalde (ныне поселок Большая Поляна). С правой стороны и сейчас открывается вид на строения, окруженные небольшими палисадниками, слева видны сооружения маргаринового завода. Улицы колонии шли под углом к Хаммерсвег, так что план поселения образовывал равнобедренный треугольник. Колония была застроена жилыми домами и служебными постройками, которые хорошо сохранились. Типичными сооружениями колонии стали прямоугольные в плане здания, построенные из кирпича с включением фахверковых конструкций в верхней части продольного фасада, обращенного на улицу. Здания представляют скромные образцы стиля модерн, в Германии называвшегося югендстилем. Об их принадлежности к модному в конце 19 – начале 20 художественному направлению свидетельствует, в частности, включение фахверка – деревянной стоечно-балочной конструкции с заполнением из кирпича, большой вынос кровли, поддерживаемой деревянными резными консолями. Торцевые фасады отдельных зданий или закрыты декоративными деревянными дощечками, или оштукатурены и покрашены в разные цвета.

В конце улицы стояла маленькая прачечная, с кухней для выварки, стиральным катком, а также белильней, где можно было расстилать постельное белье и скатерти. В дома колонии были проведены электричество и вода, но встроенных туалетов не было, на некотором отдалении стояли специальные постройки – Plumpsklosett, которые периодически очищались. По воспоминаниям бывших местных жителей, в плохую погоду и ночью пользовались «ночными вазами».

С течением времени комплекс лечебницы превратился в своеобразное «государство в государстве», здесь успешно функционировало собственное сельское производство, садовое хозяйство; работали столярные, шорные, слесарные, сапожные мастерские, а также мастерская жестяных изделий. Обслуживала лечебницу собственная пекарня, прачечная, существовало автономное производство энергии. В начале 20 в. построили благоустроенные дома для врачей (предположительно не сохранились, но есть фотографии довоенного времени).

Директор – врач, руководивший огромным хозяйством комплекса психиатрической лечебницы, должен был выступать также в роли успешного администратора. Неудивительно, что для него был выстроен один самых красивых домов в окрестностях города Велау.

Бывший дом директора лечебницы, обозначенный на плане под № 11, —  ныне многоквартирное жилое здание, представляет собой прекрасный образец архитектуры начала 20 века (автор пока не выявлен). В верхней части фронтона, на фасаде, выходящем на улицу, видна дата – 1907 г., видимо, означающая завершение строительства этого любопытного сооружения.

Дом директора. Общий вид. Фото автора

«Дом директора» обладает всеми признаками местной версии общегерманского югендстиля начала ХХ в. Характерными признаками восточно-прусского модерна является стилизация типа сельского дома – массивного сооружения на каменном основании, с крутой разновысотной сложной кровлей. «Дому директора» присуща свободная объемно-пространственная композиция, разнообразие использованных материалов – естественный камень, кирпич, майоликовые вставки, грубый, рваный рельеф оштукатуренных поверхностей, что роднит его с аналогичными сооружениями рубежа XIX — XX веков. Подчеркнутая асимметрия фасадов, дополненных входными крыльцами и выступами эркеров, оригинальная и многообразная форма окон, их прихотливое расположение на поверхности стен в зависимости от размещения внутренних пространств, флоральные декоративные мотивы наружных украшений, включение скульптурных элементов свидетельствуют о стремлении неизвестного архитектора непременно достичь впечатления многообразия и богатства форм и деталей, просто и безыскусно исполненных. Многие детали несут ощущение провинциальной наивности – рубленые топором стилизованные изображения стражей, поддерживающих навес над входом, можно квалифицировать как выразительный художественный примитив.

Дом директора. Оформление навеса над входом. Крыльцо входа в Дом директора украшают головы викингов, что очень похоже на норвежский стиль драконов, популярный на побережье Балтики в начале 20 века. Фото автора

После Первой мировой войны расширение комплекса лечебницы продолжалось. Согласно упоминаниям в печати, был выстроен жилой дом для сельскохозяйственного инспектора и извозчика. Кроме того, в парке возвели новую больницу для мужчин, и в садовом хозяйстве – для женщин. Были надстроены также верхние этажи мужского и женского отделений, возведенных еще в 19 в. Кухня была перенесена в парк. Вдали от жилых корпусов появился свинарник на 100 свиней. Летом 1928 г. сгорел коровник, что послужило поводом для строительства нового, соответствующего новейшим технологическим требованиям по уходу за крупнорогатым скотом. В результате многочисленных перестроек в 1929 г. лечебница в Алленберге могла принять уже 1400 пациентов.

В 1936-1937 гг. администрация лечебницы, в рамках строительной программы Эриха Коха, тогдашнего президента Восточной Пруссии,  обязана была передать часть территории (26 моргенов) между железной дорогой и колонией, под строительство бумажной фабрики и маргаринового завода. В ходе Второй мировой войны бумажная фабрика была разрушена, но затем восстановлена.

В июне 1940 г. лечебница в Алленберге была ликвидирована, ее пациенты частично распределены между другими подобными заведениями Восточной Пруссии, часть больных передали в семьи для ухода. По другой версии, душевнобольные, в соответствии с идеологией национал-социализма, были уничтожены (“verlegt”).

Во время Второй мировой войны здания лечебницы стали использоваться в качестве казарм батальонов СС, хозяйство было передано в аренду СС — отделению в Берлине. Летом 1944 г. СС передал комплекс в ведение летных частей, вместо их частично разрушенных русской армией расквартирований. Но в январе 1945 г. постройки были покинуты немцами, и использовались уже для русских воинских частей.

 

И.В. Белинцева

Кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»). Москва.
Справка
Ирина Викторовна Белинцева родилась в Московской области. Окончила отделение теории и истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Является автором монографии, большого количества опубликованных статей, учебно-методических программ и комплексов по истории искусства и архитектуры для студентов-историков и культурологов. Область научных интересов – архитектура Восточной Пруссии (совр. Калининградская область), история советской архитектуры 1930-х гг.
Статья впервые опубликована в «Калининградские архивы: материалы и исследования». Научный сборник. Выпуск 9. Калининград, издательство БФУ им. И. Канта, 2011. С. 35-48.

Большое спасибо Ирине Викторовне Белинцевой за этот интересный материал любезно предоставленный для публикации на сайте vis39.ru!

ФОТОРЕПОРТАЖ ИГОРЯ ВИШНЯКОВА

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Надо было ещё внутрь корпусов залезть, там очень интересные сводчатые потолки. Если вес небольшой и нет страха, то можно и подняться на колокольню кирхи, вход с северной стороны здания.

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя