Ну, что тайник, по-правде, громко сказано. Просто — укромное место на верхней полке старого-престарого книжного шкафа, который стал принадлежать нашей семье со времён…

Ну, точно не скажу, но совершенно очевидно, что он был куплен моими дедушкой и бабушкой ещё до начала Первой мировой войны.

Вот там-то я и обнаружил весьма интересный журнал — «Столица и усадьбы». Издан он 28 февраля 1917 года (по старому стилю). А это значит, что ему (подумать страшно!) 103 года!

…Интересная находка. Имеет прямое отношение к нашей российской автомобильной истории.

Любопытное полиграфическое решение — цветная открытка наклеивалась на чёрно-белую  обложку журнала

«Столица и усадьбы»

Здесь интересно даже не то, что этому редкому малотиражному журналу уже больше века, а, пожалуй, то, когда именно он вышел… Напомню, что вторая по счёту революция в России продолжалась с 23 февраля по 3 марта (по старому стилю) 1917 года. То есть «Столица и усадьбы» появился в разгар февральской революции!

Журнал, судя по всему, был куплен моей бабушкой Александрой Николаевной Грозмани. Потом перешёл по наследству моему отцу. Собственно так он и оказался на дальней полке нашего книжного шкафа в петербургской квартире.

Журнал за 95 копеек

На обложке указана цена. В Петрограде — 95 копеек, в провинции и на вокзалах (почему именно вокзалах, одному Богу известно!) — 1 рубль 10 копеек.

Что ещё здесь интересного? На первой странице сразу под названием значится: «Журнал Красивой жизни». Хотя, вероятно, этот №76 стал последним номером данного журнала в истории. Ибо о «красивой жизни» после февральской революции едва ли уже кто-то помышлял…

Журнал о красивой жизни…

Зимняя резина

Для 1917 года немного удивительно, но в этом журнале о «красивой жизни» велась речь не только об автомобилях, но и запчастях и даже различных аксессуарах того времени.

Итак, на задней обложке — довольно-таки красочная реклама зимней автомобильной резины марки «Ёлка» фирмы «Треугольник». Специальная резина на езды по снегу. Для 1917 года — достижение! Потому что в последующие лет пятьдесят отечественной автомобильной истории о зимней резине существовали лишь весьма смутные представления…

Рeклама зимней резины «Ёлка» известной в России фабрики «Треугольник»

Два «Роллс-Ройса»

Но это ещё не всё. В разгар революции и Первой мировой войны в журнале разместили рекламу автомобилей «Роллс-Ройс». Не знаю, сколько машин этой модели было в Петербурге в 1917 году, но по данным за 1913 год — всего два (!). Один был приобретён в 1911 году бароном Н. Корфом, проживавшем в Санкт-Петербурге на Французской набережной, 32. Автомобиль получил регистрационный знак — «38».

Рeклама автомобилей «Роллс-Ройс». Правописание название фирмы для наших дней — очень непривычно — «Ролльсъ-Ройсъ»

Это был дубльфаэтон с 4-цилиндровым двигателем и ходом поршня 119 мм (эти сведения я почерпнул из «Автомобильного справочника» под редакцией инженера А.М. Пашкевича — III выпуск (1912-1913 год) специально для Санкт-Петербурга.

Второй «Роллс-Ройс» был в ведении английского посольства и подробных данных в общедоступном справочнике Пашкевича на него нет.

Что любопытно, автомобили в Петрограде предлагает именно французское представительство компании «Роллс-Ройс»

Мир станет другим…

…Но вернёмся к журналу. Удивительно, что представители компании решили, что в период войны число желающих иметь самый дорогой в мире автомобиль резко увеличится. Но больше всего поражают последние две фразы — «Открыта запись для очередной доставки ПОСЛЕ ВОЙНЫ автомобилей «Роллс-Ройс». Условия высылаются по первому требованию».

Автомобили «Роллс-Ройс» для счастливого послевоенного времени

И всё-таки странно, что представители фирмы развернули активность именно во время войны и революции. Они искренне надеялись, что вот-вот закончится Первая мировая и в России всё станет как прежде.

И даже не предполагали, что мир станет другим…  Оптимисты!

Юрий Грозмани

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя