Велосипедный и немного лодочный вояж по окрестностям Полесского канала.
Калининградская область славится своим разнообразием ландшафтов. Тут тебе и песчаные дюны, и солнечные сосновые леса, и моховые болота. Славский и Полесский районы славятся своими водными артериями, венами и капиллярами, испещрившими их просторы.
С Полесским каналом я пытался знакомиться несколько раз. Это были и короткие ознакомительные прогулки, и длинные велосипедные покатушки. Но пешком доводилось пройти относительно недалеко, а на великах мы проехали по всей длине Полесского канала уже в сумерках, когда ничего практически не было видно. Да и, честно сказать, в январе, да ещё и в пасмурную погоду смотреть в тех местах особо нечего.
И тут мало того, что появилась возможность скатать на приканальную территорию, так ещё и подвернулась компания из двух жительниц Полесска — Натальи и Антонины.
До Полесска из Советска проще всего добраться утренним дизелем. Встать придётся рано, зато никаких проблем с заброской велосипеда. Да и чем раньше встал, тем больше увидел. Сел, подремал по дороге, выгрузился в Полесске и не спеша еду до условленного места старта. У магазина уже ждёт Тоня, Наташа на подходе. После непродолжительной закупки продуктов мы выдвигаемся.
Пролетев Орлиный мост, сворачиваем на дорогу, уводящую в сторону приключений. Асфальт лежит на дамбе, формирующей берега Полесского канала. Там и сям видны аккуратные спуски к воде, выложенные кирпичом, сохранившие на себе печать безымянного немецкого каменщика. Почти напротив каждого дома сделан импровизированный причал, возле многих из них сонно покачиваются на воде лодки. Судя по их количеству, приканальная территория — это самая натуральная калининградская Венеция.
Кстати, о самом канале. Издавна населяющие эти края немцы заметили, что плавание по Куршскому заливу очень опасно из-за непредсказуемой погоды и высокого риска, попав в шторм, отправиться на дно кормить рыб (особенно иронично для местных рыбаков). Во второй половине XVII века землевладельцы, коим принадлежали земли севернее Лабиау (ныне Полесск), решили, что пора это прекращать. В два этапа был прорыт канал, соединивший реки Гильге и Дейма, которые уже сами на тот момент стали, по факту, каналами. Это позволило проложить прямой путь из Прегеля в Мемель и соединить Кёнигсберг и другие города на Прегеле водным путём с городами, стоящими на Мемеле. То, что надо для развития торговли.
Вдоль берегов канала были построены дамбы, предотвращающие разливы воды. А по самим дамбам двигались лошади-тягачи, приводившие в движение баржи.
Первая остановка — уникальный мост через канал. Уникален он тем, что мог поворачиваться вокруг своей оси, пропуская высокие суда. К сожалению, эта функция его давно утрачена из-за ветхости и ненужности. Недавно мост был отремонтирован и окончательно утратил поворотный механизм, от которого остались только некоторые элементы.
А мы едем дальше. Дорога удивительно ровная и накатистая, педалей вообще не чувствуешь. На поворотах надо смотреть в оба — водители здесь быстрые, дорога узкая, обзор ограниченный, а жизнь короткая. Периодически делаем фотоостановки, но всю красоту не заснять. На противоположном берегу тоже много домов, но для проезда туда надо делать огромный крюк через Красное.
Примерно в районе Красного русло канала резко расширяется, образуя небольшой затон. Там на баржи грузили торф, добытый неподалёку на болотах.
По дороге попадается здание, очень напоминающее внешним видом сельскую школу. Тут юные жители приканальной территории осваивали азы грамотности.
Быстро и весело мы доезжаем до Головкино. Посёлок, стоящий на речном перекрёстке, появился здесь вместе со строительством канала, во второй половине XVII века. Местные не заморачивались с названием и окрестили его Немонин, в честь проходящей мимо реки. В 1938 году поселок переименовали в Эльхвердер (Лосиный островок), что тоже не лишено смысла. В 1946 году он снова сменил название на Головкино, коим остаётся и сегодня.
Делаем небольшой круг по улицам посёлка. Первая остановка — самый оригинальный из сотни местный мини-причалов. Этот охраняют якорные мины. Надеюсь, что пенопластовые.
Обязательна к посещению Куриная лапа. Так называется перекрёсток, где смешивают свои воды Немонинский канал, Полесский канал, Немонин и Матросовка. На другом берегу видна вилла, мимо которой я катал полтора года назад, когда путешествовал в районе Заповедного.
Проезжаем дальше и обращаем внимание на необычное здание с закруглёнными углами. Беглый осмотр родил предположение, что это была водонапорная башня. Высота у неё совсем небольшая из-за плоской как стол местности. Более интересно, зачем нужно было делать две ёмкости для воды.