Продолжаются наши прогулки по Советску. Оставшееся нам наследие дает неисчерпаемый материал интересных исторических фактов, и прекрасных элементов архитектуры украшающих наш город.

 

На этот раз мы побываем у добротного кирпичного дома номер 21 на улице носящей имя Героя Советского Союза, военного летчика Николая Гастелло.                                  Раньше — Moltke Str. 1 — 3а.

Данной статьей начинаю новую серию рассказов о домах Тильзита. Обычных домах, мимо которых мы часто проходим или проезжаем, часто не замечая их уникальность и историческую ценность.

Это здание, можно смело сказать — уникально, и достойно отдельного рассказа.

Фасад жилого дома привлекает внимание своей интересной лепниной.

Нам повезло, что строение не пострадало во время Второй мировой войны, и вся архитектурная красота дошла до нас, можно сказать, в отличном состоянии.

По замыслу архитектора, проектирующего здание, лепнина с изображениями различных представителей животного мира, птиц, растений и детей похожих на ангелочков, выполнена как обрамление входов и оконных проемов первого этажа.

Мотив композиции барельефов имеет ярко выраженный колониальный характер, и связан явно с африканским континентом. На некоторых барельефах есть изображение павиана.

Этот вид приматов распространен по всей Африке, в том числе на северо-востоке континента, в Египте и Судане. Так же изображены пальмы и пеликаны. Вполне возможно, сюжет исполнения лепнины навеян архитектору пребыванием в одной из стран — колоний Германии. Именно в Германской Восточной Африке была самая крупнейшая и населенная колония из всех колоний Германии.

В Тильзите на Калькаперштрассе (Жилинское шоссе) был один из магазинов колониальных товаров.

Судя по всему, в качестве материала использован песчаник. На бетон или какой-то другой растворный материал похоже не очень. Смотрится все достаточно гармонично, и в то же время не перегружает фасад излишней «ажурностью». Стены дома комбинированные. Рельефная штукатурка сочетается с не оштукатуренным кирпичом.

Кое-где уцелели части вводов в здание кабелей электроэнергии с фарфоровыми изоляторами того времени.

Перед домом за суровым стальным забором — палисадник.

Забор был и в довоенное время, правда более декоративный. Местами можно разглядеть оставшиеся части его кирпичного основания, и целые пролеты в другой части здания.

Цветы, кусты и деревца у самого дома создают для жителей уютную обстановку.

Со двора жилой дом выглядит попроще, лепнины на фасаде нет, но все достаточно стильно, и строго одновременно.

Сохранились входные двери, помнящие своих давних жителей.

Внутри подъездов явно присутствует дух времени.

Прежними жильцами здания с причудливой лепниной были далеко не бедные люди, а относящиеся к среднему классу. К примеру, к этому сословию можно отнести служащих различных учреждений и организаций Тильзита. В том числе представителей культурной интеллигенции и искусства.

Сама по себе застройка района, в большей его части, состоит из отдельно стоящих особняков с прилегающими к ним садами и огородами.

Данная часть Тильзита считалась почти элитной, как принято сейчас говорить. Удаление от промышленных предприятий и шумных улиц с трамвайным сообщением делали его респектабельным и тихим. Была средняя школа (Гимназия для мальчиков Тильзита), работали магазины с необходимыми товарами и функционировало отделение связи.

Часть зданий Баллгардена, как собственно и всего Тильзита, оказались уничтоженными от бомбежек и бушующих пожаров во время войны.

По большому счету, этот район за бывшим госпиталем, и сейчас не менее уютный и отличается от остальной части города своей архитектурой и планировкой застройки.

Прежнее название района — Ballgarden, получено «по наследству» с тех далеких времен, когда на берегу реки Мемель (Неман) стояла укрепленная крепость “Нойхауз” (Neuhaus), а хозяйственный двор крепости имел название “Amt Ballgarden”. От крепости, в последствии ставшей замком Тильзит, остались лишь фрагменты, и то они за забором одной из строительных организаций города.

Рядом с домом украшенным «каменными зверюшками», есть еще одно не менее интересное здание, вполне подходящее для съемок какого-нибудь исторического художественного фильма. О нем расскажу в одной из следующих публикаций.

А наши прогулки по Тильзиту — Советску продолжаются.

 

Игорь Вишняков

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя