На окраине Тильзита, в районе поселения Alt Weynothen, сейчас это поселок Октябрьский, действовал аэродром «Тайхорт» .

Его построили в 1921 году на месте песчаного пустыря рядом с сельскими угодьями местных жителей пригорода.

Развитие воздушного сообщения Восточной Пруссии не обошло стороной и Тильзит. Как-никак, на момент строительства данного аэродрома уже существовали регулярные авиа-рейсы из Кёнигсберга в другие города Германии.

Аэропорт Königsberg-Devau

Постепенно, этот прогрессивный по тем временам вид транспорта набирал популярность.

Любой желающий мог запросто купить билет на самолет, и с относительным комфортом слетать в один из городов, куда совершала рейсы местная авиакомпания.

Города Данциг, Кёнигсберг и Мемель стали более доступны тильзитцам, хоть и стоимость перелета в несколько раз превышала стоимость железнодорожного билета первого класса. На конец 30 — х годов, максимальной стоимостью билета было 2 немецкие марки за один километр пути.

Длинна взлетно-посадочной полосы аэродрома «Тайхорт» позволяла использовать самолеты среднего класса. К примеру, одним из таких самолетов был пассажирский «Юнкерс F13».

Этот одномоторный моноплан вмещал в себя двух членов экипажа и четырех пассажиров. Позже, на смену устаревшим Юнкерсам пришли более совершенные и вместительные Ju-52/3mg7e.

Этот самолет уже вмещал 18 пассажиров, имел автопилот и систему шасси, приспособленную к взлету и посадке на полосы низкого качества.

На одном из старых фото именно этот популярный самолет тех лет, на котором в Тильзит прилетел группенфюрер Герман Геринг, рейхсминистр Имперского министерства авиации.

В Alt Weynothen он прилетал часто, и не с проверками. Эти края его привлекали как заядлого охотника. Одно из мест охоты — охотничий дом «Пайт» был буквально в нескольких десятках километров от Тильзита в «Лосиной долине» (Славский район).

Кроме того, что аэродром выполнял функции по перевозкам грузов и пассажиров, там молодежь Тильзита занималась планеризмом. Это было поистине массовым увлечением молодежи Германии тех лет.

Руководство страны и муниципалитетов всячески поощряло стремление молодых людей осваивать воздушное пространство. Собственно, так было и в СССР, являясь политикой пропаганды здорового образа жизни, как и прямого пути планеристов в ряды ВВС.

 

На территории аэродрома был зал ожидания, касса и не большой ресторан, что выражалось неким статусным элементом для города. Не каждый город Восточной Пруссии того времени мог себе позволить содержание собственного полноценного аэродрома.

С началом Второй мировой войны аэродром Тильзита «Тайхорт» в Alt Weynothen полностью перешел в подчинение германских военно-воздушных сил (Luftwaffe).

Базирующаяся на аэродроме авиация в годы ВОВ выполняла функции противовоздушной обороны Тильзита.

В послевоенные годы взлетно-посадочная полоса аэродрома некоторое время использовалась сельхоз-авиацией СССР.

Сейчас в Советске аэродрома нет, и все что с ним связано — история.

 

 

Игорь Вишняков

В качестве иллюстраций к статье использованы несколько фронтовых зарисовок немецкого художника Ганса Лиска (1907 — 1984 г.г.), найденных во время Второй мировой войны у разбитого немецкого самолета.

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя