На этот раз, на нашем сайте ещё один талантливый человек — художник из города Калининграда Юрий Горбушин, работающий под творческим псевдонимом — Георгий Рижский.

Первый раз увидев его работы сразу решил — обязательно нужно у него взять интервью, и рассказать об очень интересном творчестве Юрия.

В каждом произведении Калининградского художника есть доброта, сказочность, а в некоторых работах присутствует особая мистическая атмосфера.

Лучше всего, послушать самого художника, который любезно ответил на заданные мной вопросы. И, конечно, посмотреть его замечательную графику.

Юрий, расскажите немного о себе. Так сказать, краткая автобиография. Как давно Вы занимаетесь рисованием?

Родился и живу в Калининграде. А в своё время пришлось пожить и в Польше, и в Латвии, где я в 1991 году закончил среднюю школу. Впрочем, для ребёнка из семьи военнослужащего это нормально. В 96-ом закончил Калининградский государственный университет по специальности филология, некоторое время поучился в аспирантуре по философии, которую, увы, не закончил в силу разных обстоятельств. Работал в администрации Калининградской области разработал первый официальный сайт региона и несколько лет им руководил. Параллельно преподавал в разных вузах логику, философию, культурологию, случалось и риторику с политологией. Работал дизайнером, верстал газеты и журналы, разную рекламную продукцию, оформлял книжки, обложки, разрабатывал сайты, случались заказы и на иллюстрации, и на карикатуры. Надо сказать, что мне всегда везло с коллегами – где бы ни приходилось работать, везде окружали замечательные и незаурядные люди, а это, признаться, дорогого стоит. В июне закрылась газета «Русский Запад», в которой я почти 3 года вёл авторскую рубрику – «Комиксберг». К каждому новому выпуску мы всей редакцией находили интересные для читателей темы, и я воплощал их в рисунках и комиксах. Это был действительно уникальный проект, который впоследствии так и не получил своего дальнейшего развития.

В детстве любили рисовать?

К сожалению, рисовать приходилось не так много, как хотелось. Так сложилось, что мне не выпало получить академическое художественное образование – в гарнизонах не было ни соответствующих курсов, ни учителей. Со временем я понял, что так даже лучше, если говорить об истинной чистоте творчества. Помню, как один знакомый ровесник с хорошим художественным образованием любил перерисовывать мои «каракули» с тетрадных листочков. При том, что он мог обычной шариковой ручкой, как «ксерокс», детально скопировать любую фотографию из немецкого каталога «Otto». Опять же, со временем я осознал, насколько в искусстве велика разница между уровнем технической подготовки и художественным восприятием мира, между способностью придумать образ и умением качественно перенести его на бумагу. Лично мне интересно именно рождение самого Образа и его воплощение в некой композиции, возможно даже в виде наброска, а техническая часть – формальность, которую можно было бы даже доверить специально обученному человеку. Поэтому я всегда рисовал довольно быстро и только в последнее время стал медитировать на проработке деталей. Наверное, при иных обстоятельствах я мог бы стать неплохим мультипликатором.

Чем занимаетесь помимо творчества?

Несколько лет назад я организовал небольшую компанию, которая сперва занималась разработкой сайтов, а потом полностью сосредоточилась на издательской деятельности. Мы запустили серию путеводителей по городам Калининградской области и за 8 лет выпустили схемы Калининграда, Светлогорска, Зеленоградска, Пионерского, Гвардейска, Куршской косы, Балтийска с достопримечательностями. Всё это, конечно, было рассчитано в первую очередь на туристов, а вы сами понимаете, какой у нас тут туризм… Поэтому в конце концов решили придумать такой путеводитель, который был бы интересен именно жителям нашей области. И вот, наконец, на прошлой неделе из печати вышел первый путеводитель по… рыболовным местам Калининградской области. В общем, посмотрим, что из этого получится.

Какие инструменты и материалы используете в своих работах?

Всегда любил рисовать шариковыми и гелевыми ручками, тушью, сейчас чаще рисую линерами, они же – рапидографы. Большинство рисунков предназначалось для полиграфии, поэтому лет 5 назад заказал в Америке цифровой планшет, позволяющий рисовать непосредственно на компьютере. В принципе, технология рисунка та же, но не приходится расходовать краску и бумагу. Впрочем, в последнее время я снова рисую по-старинке – на бумаге. И должен признаться – совершенно другие ощущения, всё-таки «рукопись» обладает особым магнетизмом. Именно так создаётся серия «Кант в Комиксберге», так называемая «Кантиана». Законченную композицию я перевожу в цифровой формат, а оригинал отдаю маме – она пока главный ценитель моего творчества.

Не так давно задумался, как бы придумать тиражировать рисунки, но так, чтобы они не теряли своей художественной, авторской ценности, не превращались в банальные «принты». Так родился новый вид произведения, который я назвал «принтогравюрой». Почему? А что из себя представляет классическая гравюра? Это рисунок, вырезанный художником на дереве, металле, линолеуме или другом материале, чтобы в последствии можно было делать копии с матрицы – чем меньше копий, тем они ценнее. Оригинал при этом остаётся у автора, как негатив у фотографа (кстати, редкий фотограф отдаст свои негативы, если только это не оговорено с заказчиком). В моём случае в качестве «матрицы» выступает оригинал рисунка, который сканируется и распечатывается на принтере. После этого изображение переносится на деревянную основу методом декупажа.

При этом важно отметить, что деревянную основу я готовлю вручную, шлифую. Несколько часов рисунок на доске сушится, после чего аккуратно мокрыми пальцами бумага скатывается с дерева так, чтобы осталось только изображение. Но и это не всё. Когда доска с изображением высыхает, я беру кисть и тонирую акварелью, затем тонким пером делаю ретушь, прорабатываю детали. Наконец, картина покрывается несколькими слоями лака или битумным воском. То есть в отличие от классической гравюры каждая «копия» — это совершенно уникальное произведение. К тому же каждая дощечка имеет свою неповторимую текстуру. Самое, пожалуй, замечательное в подобной технике то, что я, как автор, в любой момент могу изменить «исходник» — дополнить сцену новыми элементами, изменить фон и много другое, чего никогда не сделать на вырезанной «матрице» или негативе. Надеюсь, что принтогравюра когда-нибудь найдёт своих поклонников.

Юрий, как у Вас рождаются идеи, персонажи замысел будущей работы?

Не помню, чтобы задумка и готовый рисунок когда-нибудь совпали на 100%. Что-то обязательно родится в процессе рисования. Но в этом и состоит диалектика произведения, образ которого до самого последнего штриха скрыт даже от самого автора. Поэтому смело можно сказать, что я не переношу на бумагу какие-то замыслы, а воплощаю идею непосредственно в процессе рисования. Конечно, всё начинается с общей темы. Например, что такое «германизация» и как её можно представить, чтобы подчеркнуть абсурдность самого факта её существования, как некой проблемы или общественного явления? Или другая идея – в одном рисунке показать наиболее яркие вехи минувшего лета. Или – как могла бы выглядеть Калининградская область в представлении неискушённых туристов из той же Москвы. Если тема хорошая, сразу чувствуется, что «зацепило», и я обычно говорю: «торкнуло» или «не торкнуло». А при удачной теме образы мне искать особо не приходится – они прут словно мотыльки на огонёк, только выбирай. То же самое и с портретами. (Я, кстати, не люблю называть их шаржами, шарж – это, как правило, гигантская голова на рудиментарном тельце, предпочитаю название «юмористический портрет»). Бывает часами разглядываешь присланный фотопортрет – и никаких идей, начинаешь рисовать, и образ вдруг возникает сам собой, как по волшебству. Именно поэтому, осознав особенности своего творческого мышления, я и решил полностью переосмыслить свой проект «Комиксберга», который, как уже рассказывал, родился в стенах редакции замечательной газеты «Русский Запад». Так, наряду с нашим привычным миром появилась иная реальность – не город, а целая Вселенная со множеством параллельных миров, похожих на наш, но имеющих собственные модели развития. Причём зачастую события, происходящие в этих мирах, на фоне нашей реальности могут показаться более разумными, что сильнее подчёркивает абсурдность реального мира. Вот, к примеру, слайд из Комиксберга, на котором мы видим двух рабочих-металлургов, похожих на… Киркорова и Нагиева.

В Комиксберге они тоже артисты, но вынужденные подрабатывать на заводе, потому что, по словам их премьер-министра, «артист – это призвание, а для тех, кто хочет зарабатывать, есть другие профессии – рабочие, учителя…». В мире Комиксберга уже есть свои Почётные граждане – это калининградцы, которые сумели произвести впечатление лично на меня, и это, конечно, субъективное решение, но таковы уж правила моей игры. Ведь по сути Вселенная Комиксберг – это некое игровое пространство, сказочный мир, в котором даже история может развиваться по немыслимому сценарию. Например, вот одна из эпатажных интерпретаций: престарелый турист Иосиф Сталин позирует в Мюнхене уличному художнику… Адольфу Гитлеру.

Да, в той реальности одного из миров Вселенной Комиксберг река истории протекает по иному руслу. А мы, наблюдатели, можем перемещаться из одного мира в другой подобно Маленькому Принцу, путешествующему по астероидам. Мне же в этой вселенной отведена скромная роль её архитектора. Помните, как сказал Гамлет: «… я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и считать себя царем бесконечного пространства…».

У Вас есть любимая работа и над чем Вы сейчас работаете?

Чуть было не сказал банальность: «любимая работа – впереди»! На самом деле есть очень много нелюбимых работ, которые я бы даже не включил в портфолио. Особенно из числа некоторых зарисовок «на злобу дня», когда тема «не торкнула». Ну да ладно. Всё это – рабочие моменты. А вот рисунок, над которым я работаю прямо сейчас действительно может стать одним из любимых. Это – начало новой серии о подземельях Комиксберга – город в разрезе. В композиции мне был известен только образ гнезда Дракона, расположенного почти под самым Кафедральным собором.

Весь остальной антураж пока остаётся загадкой даже для меня – он родится в процессе рисования. Из серии «Кантиана» больше всего по душе сцена, в которой Кант собирает грибы и кормит с ладони ежей. Эта работа, кстати, ещё не закончена, несмотря на то, что самая первая в серии. Где-то читал, что Леонардо да Винчи до конца не довёл почти ни один из своих рисунков. Я, конечно, не пытаюсь ему уподобиться, но хорошо понимаю, почему могло такое происходить.

Работы каких художников Вас вдохновляют, проще говоря, нравятся Вам?

Нравятся средневековые гравюры, некоторые работы Гойи, Ильи Глазунова. Люблю иллюстрации Владимира Сутеева, Ольги Громовой. Я давно уже стараюсь не слишком загружаться чужой графикой. Бывает, наткнёшься в Интернете на истинные шедевры и начинают одолевать сомнения в собственном творчестве, пока не вспомнишь слова Ганжи из фильма «Большая перемена»: «Почему я, Григорий Ганжа, должен быть на кого-то похож?». Если серьёзно, меня всегда вдохновляют рисунки датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, которые представляют собой действительно идеальный, с моей точки зрения, комикс, не требующий перевода ни на один язык.

На одном листе формата А-4 умещается законченная история, не теряющая своей актуальности ни в пространстве, ни во времени.

Вы напомнили мне о Битструпе, в детстве у меня книга была с его карикатурами. Очень любил их смотреть. Многое до сих пор актуально в его работах.

Чьё мнение о Вашем творчестве для Вас важно?

Я экстраверт, и реакция зрителя для меня действительно важна. Даже не одобрение или неодобрение, а именно реакция, чтобы было ощущение зацепки. И неважно, насколько его оценка совпадает с моим видением. Проще говоря, образ должен вызывать эмоцию, а если он её ни у кого не вызывает, значит энергия выплеснута впустую. Ещё раз хочу подчеркнуть: именно Образ, как воплощённая Идея, а не техника исполнения. Я могу вместе со всеми восхищаться работой Левши, подковавшим блоху, но, как художника, меня эта работа точно не вдохновит. Всегда найдутся мастера, которые что-то сделают лучше, но уж точно не так, как это сделаю я. Если моё творчество кого-то привлекает и доставляет радость, большего вдохновения не могу себе и представить.

Вы для души занимаетесь рисованием, или это тоже является частью Вашего заработка?

Начну с того, что в «коммерческой графике» я состоялся в первую очередь как карикатурист, в своё время сотрудничавший с разными изданиями и выполняющий определённые заказы. И здесь есть важный нюанс: независимо от размера гонорара создать качественный образ, вызывающий определённые эмоции, без души просто невозможно. Я, например, никогда не смог бы раскрыть в рисунке тему, которую не прочувствовал или до конца не понимаю, в чём собственно проблема. Также вряд ли возьмусь за карикатуру на человека глубоко мне симпатичного, близкого по духу. Приходилось в разных изданиях делать сатирические зарисовки на разные социальные и политические темы, что безусловно нравилось читателям. Даже удивительно, что мой опыт художника-карикатуриста сейчас крайне мало востребован. (Впрочем, причина, возможно, в том, что этот жанр творчества, наравне с фельетоном, попросту пугает издателей, зависимых от номенклатуры, так как способен реально задеть за самое что ни на есть живое).

Карикатура, как основной жанр художественной документалистики, это особый вид искусства, в котором главное – не техника исполнения, а некая идея, выраженная в простом незамысловатом образе. Важно сделать акцент на главном, а мелкие детали только вредят восприятию. Уверен, что хороший карикатурист – это находка для любого СМИ или органа пропаганды и агитации, и такой труд должен, конечно, хорошо оплачиваться. Однако со временем я пришёл к пониманию, что одна из главных ценностей произведения лично для меня – это степень его актуальности как во времени, так и в пространстве: насколько долго будет восприниматься зрителем художественный образ и будет ли он понятен жителям других городов или стран.

А рисование «на злобу дня», когда картинка теряет свою остроту в считанные дни, это сродни работе репортёра, которая есть не более чем способ заработка. По стилю я всё-таки ближе к иллюстраторам, чем карикатуристам. Мне гораздо интереснее так называемые «вечные» темы, на них и хотелось бы сфокусировать своё внимание. Или образы, которые рождает моё собственное воображение, и я надеюсь, что они кого-то смогут впечатлить. Именно по этим причинам проект Комиксберга, появившийся в виде газетной рубрики, однажды был мною переосмыслен с учётом иных творческих задач.

Что касается заработка, мне кажется, каждый художник, создавая произведение, вкладывает в него часть своей энергии, которую следует восполнять. Конечно, и «лайки» в социальных сетях, и добрые слова – всё это частично возвращает энергию. Но так уж сложилось в современном обществе, что именно пресловутые деньги являются самым мощным энергетическим эквивалентом разных положительных эмоций. Представьте себе, что будет чувствовать живописец, стоящий подле своих полотен, вокруг которого толпится масса восторженных зрителей, осыпающих его словами восхищения, но при этом ни один из них не выражает желания стать обладателем ни одной из его работ. Думаю, любой человек, занимающийся творчеством, меня поймёт, если ему приходилось испытать удовольствие, даже просто подарив свою картину человеку, который действительно искренне этого хотел. А деньги – это лишь один из самых простых, понятных и, как правило, доступных способов выразить свою оценку конкретного произведения. Если работы художника никто не покупает, то ему, наверное, остаётся утешаться лишь мыслью о том, что его искусство просто опережает время, как было с Ван Гогом…

Традиционный вопрос, который часто задают художникам и другим людям искусства. Какие у Вас творческие планы?

Продолжить моделировать Миры Вселенной Комиксберг.

О персональной выставке не думали?

Для выставки, думаю, должна быть какая-то завершённость. Пока же я только для себя сформулировал концепцию Комиксберга, как некой Вселенной, и приступил к разработке разных серий, объединённых общей идеей. «Кантиана», например, это серия из жизни Иммануила Канта. Но пусть кантоведы не беспокоятся: это не совсем «тот» Кант, родоначальник немецкой классической философии, а скорее его аватар – художественный образ из параллельного мира. Говорить о выставке будет иметь смысл тогда, когда Проект более-менее разовьётся и займёт определённую нишу в так называемом арт-пространстве. Хотя бы на уровне слухов. Да и, конечно, нужно ещё существенно расширить количество работ.

Что для Вас более ценно, процесс рисования или конечный результат?

Как я уж говорил, в большинстве случаев образ рождается в процессе. То есть сперва появляется какая-то задумка, складывается представление о композиции, но потом вдруг приходят совершенно неожиданные идеи, как будто какая-то сила вносит свои коррективы.

А вообще, конечный результат не всегда меня устраивает, поэтому стараюсь слишком долго не рассматривать готовые работы. Самое сложное – заставить себя остановиться, а потом побороть искушение что-то изменить. Возможно, поэтому я и придумал принтогравюру, которая всё же позволяет при острой необходимости доработать «исходник». Правда, пока я ещё этого не делал.

Что бы Вы хотели пожелать читателям сайта?

Если в любое мгновение своей жизни вы можете дать ясный ответ на вопрос: «что вы делаете и зачем?», значит вы живёте осознанно и счастливы. Возможно, сам смысл всего нашего существования заключается в ответе на этот вопрос. Желаю всем найти свой Путь, когда не будет ни малейшей потребности что-то кому-то объяснять или доказывать. Я пока в поиске).

Большое спасибо за то, что согласились ответить на мои вопросы! От души желаю Вам творческих удач и море вдохновения!

И Вам спасибо, Игорь!

А впереди, нас ждет еще много встреч с интересными и талантливыми людьми Калининградской области.

Игорь Вишняков
Работы Юрия Горбушина (Георгий Рижский)

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Игорь, спасибо за интервью, в котором открыли для меня совершенно нового Юру Горбушина. Юра, какой же ты талантливый, ну а художник — потрясающий. Твой Кант меня совершенно очаровал. Твори и радуй нас своими работами. Выставки нужны непременно.
    Похоже, Господь наделил талантами всю семью Горбушиных.

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя