С этой статьи начинаю серию публикаций о музеях нашего края.

И начать её хотел с интервью, которое взял у очень интересного человека — директора музея города Советска Анжелики Ивановны Шпилёвой.

Справка

Музей истории города Советска находится по адресу:  город Советск, ул. Победы, 34. Музей расположен на первом этаже жилого здания, являющегося вновь выявленным объектом культурного наследия начала ХХ века.

Анжелика Ивановна, перед тем как я начну Вам задавать вопросы, расскажите немного о себе. Как так получилось, что Ваша судьба стала тесно связана с музейной деятельностью?

В 1993 году я окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «музейное дело и охрана памятников истории и культуры», получив квалификацию «историк-музеевед». Кстати, тема моей дипломной работы — «История города Тильзита в музейной экспозиции». Руководителем дипломного проекта была заведующая кафедрой музеоологии, к. и. н. Л. И. Чижова, многие годы проработавшая в Оружейной палате. Я помню её слова, сказанные на прощанье: «Запомните, музей – это «болезнь», расстаться с которой очень трудно». Эти слова в моём случае оказались пророческими. Вся моя трудовая жизнь связана с одним музеем – музеем истории города Советска.

Вы не один год работаете в музейной сфере, можете как-нибудь одним предложением сказать — что такое музей?

Музей – это место, где живёт память.

Музей может участвовать в формировании определенного сознания и понимания истории?

Музеи, прежде всего, несут людям объективное знание через подлинные вещи – материальные свидетельства времён, обладающие достоверной информацией. Музеи дают возможность «побеседовать» с различными историческими эпохами, расширяют кругозор, восприятие мира, развивают хороший вкус, побуждают к размышлению, дают импульс к стремлению понять смысл вещей. На формирование сознания, на мой взгляд, влияют другие факторы – это семья, школа, профессиональная среда, круг общения и место проживания. Главным же манипулятором, оказывающим сильнейшее воздействием на сознание людей сегодня, в век информационных технологий, обладает, к сожалению, не музей, а медиапространство.

Как мы все знаем, многие факты истории очень противоречивы и некоторые моменты, так сказать, вызывают негатив у определенных людей. Или может не понимание. Взять к примеру фотографии того же Иоганнеса Бобровского в военной форме. Как по Вашему, это не понимание, или просто иное восприятие исторических фактов?

Может быть, дело в адекватности восприятия информации. Может быть, в личных фобиях, тогда это тема для других институций. Фотография в музее, как равно и другой экспонат – это документ, не имеющий целью оскорбить чьи-то чувства, напугать, Музейный предмет – это носитель подлинной информации. Задача музея языком предметов объективно сказать: «Это было». И для музея не должно быть запретных тем.

Сейчас в некоторых СМИ и интернет-изданиях муссируется тема германизации. Что Вы можете по этому поводу сказать? Она есть, или это мнение является неким перегибом? Или есть еще какая-нибудь причина возникновения подобных разговоров? Сразу скажу о своем мнении о этом. Я не понимаю того, как можно использовать подобную терминологию, одновременно занимаясь восстановлением архитектурных, культурных и исторических объектов нашего края.

Следуя этой логике, можно объяснить удручающее состояние многих объектов культурного наследия борьбой с германизацией. На мой взгляд, архитектурное богатство нашего края – это предмет территориальной гордости и ресурс для развития туризма. Унаследовав эту землю, мы несём ответственность за сохранение её культурно-исторического наследия.

Тема германизации в последнее время действительно активно дискутируется. Под этим термином понимают развитие у жителей Калининградской области ориентации на немецкую культуру, и как следствие – рост сепаратистских настроений. Но массовое переформатирование сознания возможно только при включении государственных рычагов — при условии перестройки всей системы образования и подключения СМИ.

Культура человека зависит от образования?

Зачастую нет. И образование, и культура имеют общую цель – воспитание человека. Но «образование не даёт ростков в душе, если не проникает на достаточную глубину», как писал греческий философ Протагор, многие годы посвятивший преподаванию. «Возделыванием» души занимается культура, только она даёт рост нашему «я». И без культуры общество деградирует.

Давайте поговорим о музее Советска. Как по Вашему, жители города проявляют интерес к музею?

Да, и по нашим наблюдением, интерес к музею растёт. Мы обретаем новых друзей, и круг их ширится. Они не просто посещают музей, но и бескорыстно пополняют нашу коллекцию интересными предметами.

В Советске есть определенный костяк, так сказать, людей которые являются постоянными гостями выставок, экспозиций и других происходящих мероприятий?

Да, конечно, у музея есть свои завсегдатаи! Как правило, они посещают все музейные вернисажи, а потом идут на театральную премьеру. Или наоборот. Всё дело в культурной потребности, её присутствие очень обогащает жизнь.

Анжелика Ивановна, какой по Вашему должен быть идеальный образ посетителя музея? Или нет идеала?

Мы рады каждому посетителю.

Молодежь ходит в музей?

Музей посещают люди разных возрастов, в том числе и молодёжь.

Не секрет, мы живем в том мире, когда вокруг нас Интернет и другие современные технологии. Музей Советска имеет свой сайт?

Музей Советска имеет свою страницу на портале «Музеи России», а также в таких популярных социальных сетях как facebook и vk, где мы публикуем все наши актуальные новости.

В Музее города Советска имеются уникальные экспонаты, способные привлечь большее количество людей?

Каждый музей уникален своими фондами. Каждый музей имеет то, чего нет у других. Например, в нашем музее хранится посмертная маска Й. Бобровского, переданная сыном поэта.

Таких масок всего две в мире. Одна из них хранится в Берлине, вторая – у нас. В этом году мы получили в дар абсолютный раритет — подлинную авторскую рукопись стихотворения Й. Бобровского «Родной город», написанного в 1946 году.

Или, например, картина Ганса Кальмейера «Лоси на передней дюне в Ниде», подаренная музею правнуком бывшего бургомистра Тильзита Г. Клеффелем. Г. Кальмейер – известный восточно-прусский художник, мастерская которого в Кёнигсберге полностью сгорела во время войны.

Пару лет тому назад мы приобрели довольно внушительную коллекцию почтовых открыток первой трети ХХ века с видами Тильзита. Атрибутируя коллекцию, обнаружили любопытный автограф на одной из них. Оказалось, что он принадлежит руке В. Видунаса — известного литовского философа и драматурга, имя которого среди выдающихся граждан нашего города. Ценность этой открытки возросла мгновенно! За каждым музейным предметом стоят ещё и удивительные истории.

Есть что-то такое, интересное, что почти не выставлялось в постоянной экспозиции музея? Я о фондовом экспонате.

Разумеется, фонды хранят много интересного. В настоящий момент коллекция музея насчитывает почти 4000 единиц хранения, а выставляется только около 1000 предметов, т. е. 25%. Судите сами.

Чего по Вашему не хватает для привлечения большего количества людей в ваш музей? Простите что я его так называю, конечно же, он и наш музей.

Прежде всего, музею нужен новый дом. То помещение, в котором он находится сейчас, не удовлетворяет ни морально, ни физически. Оно просто дискредитирует ту большую работу, которую музей ведёт, и богатейшую историю города, и сам город.

Число посетителей музея растёт из года в год. В 2010 году, когда я начала работать в качестве директора, число посетителей было 6500, в прошлом году мы приняли 10100 гостей. Динамика есть! Приезжают люди со всех уголков России и зарубежных стран: Германии, Франции, Австрии, Англии, США, Канады, Австралии, Японии. Достаточно взглянуть в нашу «Гостевую книгу» — там целый земной шар!

Анжелика Ивановна, планируется ли увеличение экспозиции музея? Или все происходит не планово, по мере появления экспонатов?

Расширение экспозиции требует, прежде всего, увеличения экспозиционной площади. На 200 кв. м экспозиционной площади, которой мы сейчас располагаем, трудно уместить многовековую историю города и полновесно отразить всё богатство его мультикультурного наследия. Причём один из залов музея работает как площадка для временных выставок, которые сменяются практически ежемесячно. Наш музей напоминает подростка, которому стали коротковаты штаны. Правда, в прошлом году мы приросли «территорией» — в туристско-информационном центре открыли ещё один выставочный зал. Он небольшой, но для камерных выставок оптимален. Здесь мы экспонируем выставки как привлечённые, так и из собственных фондов. Кстати, сейчас там работает выставка из фондов музея «Мосты Тильзита», приуроченная к 110-летию открытия моста королевы Луизы.

Расскажите не много о истории образования музея в Советске? Как к этому пришли, и что было раньше в помещениях, занимаемых сейчас музеем?

Возникновение и развитие музея обусловлено наличием социальной потребности. Такая потребность назрела ровно 30 лет назад. 6 апреля 1987 года музей получил официальный статус как филиал Калининградского областного историко-художественного музея. Но долгое время музей существовал лишь на бумаге – в выделенном под музей помещении ремонтные работы никак не входили в завершающую стадию. В архиве музея хранится очень любопытный документ – это обращение Совета директоров предприятий и организаций Советска к Советам трудовых коллективов, всем гражданам города о необходимости оказания материальной помощи для завершения ремонта и открытия музея – скудный бюджет города был не в состоянии решить этой задачи. Это обращение тридцатилетней давности содержит очень правильные мысли о важности исторической памяти, о необходимости сохранении наследия, о социокультурной роли музея.

Принять своих первых посетителей музей смог лишь пять лет спустя после официального учреждения 22 августа 1992 года, то есть ровно 25 лет назад. Тогда открылись первые два зала музея, в которых разместились экспозиция «Из истории Тильзита» и художественная выставка «Городской пейзаж», на которой были представлены работы авторов г. Советска. В ноябре 1993 года музей смог расширить экспозиционную площадь до 216 кв.м, открыв ещё два зала.

1 марта 1999 года музей поменял свой статус и стал муниципальным учреждением культуры, лишившись своих фондов. Все собранные за 12 лет предметы остались в фондах Калининградского областного историко-художественного музея. Пришлось снова формировать коллекцию.

Помещение под музей, к сожалению, было выбрано не самое подобающее. В довоенные времена здесь располагался специализированный магазин ковров и гардин. В послевоенные годы помещение также использовалось для торговли – была и мясная лавка, и магазин электротоваров.

Большое спасибо что ответили на мои вопросы! Что бы Вы хотели пожелать читателям сайта?

Цените время, любите друг друга и ходите в музеи!

А наша рубрика продолжается, и впереди ещё будет много интересных людей и рассказов о музеях Калининградской области.

Игорь Вишняков.

 

 

 

Посмертная маска И. Бобровского: https://www.newkaliningrad.ru/afisha/other/publications/13419910-obyknovennyy-antifashizmkak-vlast-v-sovetske-boretsya-s-biografiey-pisatelya.html

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя