Однажды весной, проезжая по эстакадному мосту, я обратила внимание на огромную скульптуру на берегу Преголи, у спорткомплекса “Юность”.

Тёмная фигура резко выделялась на фоне белого парусника, памятника морякам — пионерам океанического лова. 

Мне даже показалось, будто один из королей Пруссии восстал из пепла. В довоенном Кёнигсберге памятников Фридрихам и Вильгельмам насчитывалось более 15-ти штук. И все — очень величественные.

Однако на нашем герое туника, а на голове — митра. Значит, это посланец церкви. Тогда почему в правой руке он держит меч? Полководец? Но в левой-то — макет какого-то строения!

Наконец меня осенило. Да ведь это Николай Чудотворец! Ведь именно его хотели установить в Калинин­граде на берегу Преголи. Об этом ещё в апреле 2005 года договорились губернатор Владимир Егоров и митрополит Смоленский и Калининград­ский Кирилл (ныне — патриарх Всея Руси). Митрополит считал, что Чудотворец “будет содействовать утверждению православия в самой западной российской области”.

Бронзовая скульптура была подарена Калининграду российским фондом Святителя Николая. По замыслу дарителей, его образ в самой западной точке России замкнёт собой некое охранное кольцо: на Крайнем Севере, юге и востоке страны уже стоят три внушительные статуи Чудотворца.

Не надо портить город

И вот в 2005 году скульптуру привезли в Калининград. Сыр-бор разгорелся по поводу места установки памятника. Сначала выбрали Балтийск. Но региональная власть возмутились — не по Сеньке шапка.

Решили поставить скульптуру в Калининграде, на месте памятника рыбакам океанического лова, хорошо известного “паруса”. Мэрия даже затеяла опрос горожан на своём сайте в Интернете. Граждане предлагали пристроить Николая в районе Рыбной деревни, водрузить на стелу на площади Победы или у входа в храм Христа Спасителя.

Некоторые спрашивали: “Зачем вообще нужен памятник какому-то святому? В последнее время народ усиленно вгоняют в религию. У нас всё ещё светское государство!”

Были и радикальные предложения: “Поставить “памятник” на даче у творца, не надо портить город подобными монстрами”.

Действительно! Памятник рыбакам, может, и не шедевр, но это наша история. Построили его в 1978 году не какие-то иноземцы, а наши родители. Да и мы уже к нему привыкли. Он очень эффектно смотрится с эстакадного моста. А сносить у нас завсегда мастеров хватало… Зачем же уподобляться иванам, родства не помнящим?

В общем, в 2005 году Чудотворцу места не нашли. Пять лет бронзовая скульптура стоимостью 35 млн. рублей провалялась на складе. За это время общественность подзабыла о проблеме. И вот в 2010 году скульптуру установили прямо на фасаде памятного знака морякам. Да ещё на таком высоком постаменте, что парус как-то сразу поблёк позади святого.

Дешёвые ваятели

Горожане опять заволновались (newkaliningrad.ru):

— Барельефы сделаны “по-колхозному”. В общем, не памятник получился, а непонятное нагромождение фигур, стилей и эпох.

— Может, я чего-то недопонимаю. Почему у Николая в руке меч?! И кто его вложил чудотворцу в руки? От большого ума? Кто автор памятника? Смотрится как прикол над чудотворцем.

— Этот иконографический тип имеет свое название — Никола Можайский. Появился после того, как Николай спас Можайск, явившись пред татарами с мечом в одной руке и Можайском — в другой.

(Происхождение Можайского образа восходит к XIV веку. Задумали однажды враги напасть на Можайск. Тогда городу явилось дивное знамение. Святитель Николай показался в грозном виде — стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой — изображение обнесённого крепостью храма. Неприятель был так устрашён этим видением, что снял осаду и бежал — к удивлению и радости горожан. Тогда-то в благодарность за его чудную помощь и создали благочестивые граждане Можайска изображение Угодника — с мечом и храмом в руках, — прим. авт.)

— В нашем рыбном порту стоял Николай. При выходе в море пару слов про себя ему говорили. Так у него не было меча. И он всех устраивал. Негатива не вызывал.

— Это наш город, и нам очень жалко, когда его вот так уродуют. Уродуют те, кто не имеет никакого отношения к городу (дарители этого памятника). И те, кто по должности своей обязан заботиться о внешнем виде его. Кстати, памятник этот был одной из визитных карточек Калининграда, а теперь не пойми что.

— Неясен замысел создателей всего этого. Если очень нужно было Николая поставить, то в городе полно пустырей, где одновременно с установлением нового памятника можно было провести благоустройство.

— И всё же не стоит относиться к Николаю Чудотворцу с той же неприязнью, как к его архитектурному воплощению на берегу Преголи. Это проблема дешёвых ваятелей.

— Никто не относится к Чудотворцу с неприязнью. Я сам 15 лет в морях отходил. Он нам представлялся немного не таким… Без меча. Жаль только город. Дешёвые ваятели, такие же дешёвые мэры, а в итоге получается дешёвый город.

Воскресил трёх мальчиков

Итак, кто же такой этот Николай Чудотворец? Вот что сказано о нём в энциклопедии:

“Николай — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре прототип Санта Клауса”.

На самом деле Святой Николай был очень тесно связан с прошлым Кёнигсберга. Король Оттокарначал свой знаменитый поход в Самбию 19 декабря 1254 года, в день Николая Угодника. Когда он крестил пруссов, первым на отвоёванной земле был построен храм Святого Николая, известный позже как Штайндаммская кирха. С тех пор Святой Николай — символ Кёниг­сберга.

Согласно легенде, Николай родился в III веке в древнем городе Патаре (Анталия, Турция). С детских лет он преуспевал в изучении Божественного Писания.

Ещё будучи молодым человеком, Николай отправился на корабле в Святую Землю и предсказал надвигавшуюся бурю. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. А затем (молитвой же) воскресил корабельщика-матроса, в шторм сорвавшегося с мачты и разбившегося насмерть.

Другая легенда повествует, как ужасный голод поразил жителей одного острова, и мясник завлёк трёх маленьких детей к себе в дом для того, чтобы убить, разрезать на кусочки и положить их останки в бочку, дабы засолить и потом продать как ветчину. Святитель Николай, будучи в тех местах, не только провидел чудовищное преступление мясника, но сумел воскресить трёх мальчиков.

Поэтому Николая считали заступником всех похищенных и погубленных детей. В средние века во всех ганзейских городах, от Роттердама до Ревеля, в день св. Николая школяры освобождались от занятий.

 

Трёх дочерей в публичный дом

Николай проявлял великое милосердие к пастве и раздавал все своё имущество нищим. Будто бы некий житель города Миры, где Святитель Николай долгое время был епископом (сейчас это городок Демре в Анталии), вконец разорился. Чтобы поправить свои дела, он решил продать в публичный дом троих своих дочерей. Узнав об этом, сердобольный епископ ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и немного монет в печную трубу. На следующее утро обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками.

Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.

С введением григорианского календаря Николин день почти вплотную приблизился к Рождеству — так Святой Николай стал Санта Клаусом.

…В городе Миры (ныне Анталия, Турция) сохранились развалины храма, где служил Святой. В храме установлена скульптура Николая, окружённая детьми. Чудотворец одет в простой балдахин странника. С копюшоном на голове и старым мешком за плечами.

Впрочем, у каждой эпохи — свои символы. Жаль только, что не мы выбираем, какие скульптуры ставить на улицах нашего города — полководцев с мечами, царей ли на конях, или Чудотворца со спасёнными детьми.

О. Рамирес

Источник: http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19803

Фото: Игорь Вишняков

2 КОММЕНТАРИИ

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя