Мост королевы Луизы (Königin-Luise-Brücke) — один из самых главных символов города Советска, бывшего города Тильзит.

 

Это не просто инженерное сооружение соединяющее два берега реки Неман, а сейчас и два государства, это целая книга по истории в камне, точнее в песчанике из каменоломен Вюншельбурга.

Мост королевы Луизы был построен в 1907 году в честь принцессы Мекленбург — Стрелицкой —  супруги короля Пруссии Фридриха Вильгельма III королевы Луизы. Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская (Luise Auguste Wilhelmine Amalie zu Mecklenburg) была символом нового подъема  Пруссии, и почти вся её жизнь неразрывно связана с борьбой Пруссии против Наполеона. Её значение в истории Германии так же было очень высоко.  

Очень интересны события предшествующие строительству моста, и сам строительный процесс — достаточно прогрессивный по тем временам. Для города Тильзита это было событием, подобным строительству Немецкой (Орденской) церкви. Это историческое здание к сожалению утрачено, но в своё время являлось такой же достопримечательностью Тильзита как и сам Мост.

 

Но, о строительстве моста я расскажу как нибудь в другой раз.

 

А цикл статей об этой исторической доминанте города Советска начну с рассказа о реставрации архитектурных элементов моста.

2012 год можно назвать итоговым, так как в этот год стала бесперебойно работать красивая ночная подсветка.

Работы по реставрации моста начались в 1993 году, и осуществлялись ООО « Странник» из города Советска. В 2007 году фирма прекратила своё существование. Но тогда, в начале 90-х годов, руководством этой городской организации были привлечены специалисты из Клайпеды, которые разработали проектные чертежи, необходимые для проведения реставрационных работ исторического объекта.

И именно тогда стало ясно — что надо делать, и на сколько всё это сложно. Сложно не только в технической части, но и финансово. Стоит учесть не простое — переломное для страны «лихое время». Вступали в силу новые политические реалии и правили «господа» в малиновых пиджаках.

 

В советские годы южный портал моста — красивую проездную арку с двухъярусными куполами и фронтоном с шестью декоративными вазами, украшал Герб СССР.

 

Большинство людей и не догадывались о том, что до того, как был установлен этот государственный символ, на этом месте размещался бронзовый картуш с портретом королевы Луизы, изготовленный в Берлине фирмой «Мартин и Притцинг», по проекту архитектора Стефана Вальтера.

В 1995 году герб СССР демонтирован и стал частью экспозиции Музея города Советска. Какова судьба бронзового картуша с портретом супруги короля Пруссии — осталось тайной и по сей день. Может он лежит в мутных водах реки Неман, а может — украшает чей-то особняк. Не думаю что его отправили на переплавку. Хотя, всё возможно.

Основные работы по реставрации моста проходили в 2002 — 2003 году. За это время были отреставрированы основные архитектурные и декоративные элементы южной части исторической конструкции.

Портал и машинные домики обрели достойный вид, избавившись от копоти и следов Второй мировой войны. В работе использовались очистительные химсоставы и применялись специальные технологии реставрирования.

Основные сложные реставрационные работы проводились специалистами из Санкт – Петербурга. Декоративные вазы, стоящие на фронтоне арки, были воссозданы реставратором из русского музея Михаилом Галимовым.

Возникли трудности по воссозданию бронзового картуша с портретом королевы Луизы.

Для того, чтобы воссоздать этот сложный декоративный элемент пришлось заниматься поисками оптимального портрета Луизы в Российской Государственной библиотеке Санкт – Петербурга. Художников её изображало много, и у всех был свой подход к части сходства. Для многих авторов работ сходство было не самым важным, а важно было раскрыть в портрете сущность модели. Сложность состояла в том, чтобы подобрать именно тот портрет, который более похож на утраченный элемент картуша.

Пусть выбранный вариант портрета королевы Луизы и не является абсолютной копией оригинала, но достаточно близок к нему. На сколько мне известно, крупные планы изображений королевы Луизы на картуше не сохранились, а на основе недостаточно четких фотографий и рисунках моста того времени, подлинную копию декоративного элемента из бронзы не сделаешь.

В итоге — тяжелая в прямом смысле слова деталь арки моста встала на своё место, украсив мост и приблизив его южный портал к оригинальному облику.

Кстати, вес бронзового элемента примерно 260 килограмм.

В новом — 2018 — м году исполнится ровно 15 лет как отреставрирован Мост королевы Луизы. Красивая, и одновременно величественная конструкция радует глаз.

Данное сооружение города Советска представляет культурную и историческую ценность, являясь одним из самых красивых мостов в России!

Как Мост королевы Луизы строился, и что с ним было на протяжении долгих лет, расскажу в следующих публикациях.

 

Игорь Вишняков
В статье использована часть фотографии из моего личного фото архива, архива Артура Бородина.
А так же авторские фотографии Якова Розенблюма.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за исторические сведения о мосте Королевы Луизы. Он великолепен, величавый, а в ночное время его украшает подсветка, красота неописуемая. Я хотела бы его увидеть лично, побывав на нём, представляю как моё сердце будет ликовать. В 2015 и 2016 годах была в Калининграде, посетила много городов и очень жалею, что не смогла доехать до Советска. Бог даст, всё будет хорошо я постараюсь приехать к Вам, заодно посмотрю новый фонтан. Спасибо людям, которые поддерживают и сохраняют исторические объекты. А также спасибо автору Виктору Вишнякоау за освещение истории моста Королевы Луизы

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя