Наша “прогулка” по Черняхов­ску-Инстербургу продолжается.

И сопровождает нас по-прежнему экс-мэр этого города, предприниматель Андрей Олегович Виноградов. Сегодняшний “маршрут” — на конезавод.

Купил дом Барклая де Толли

— Ходят слухи о том, что Черняховский конезавод принадлежит мэру Москвы Юрию Лужкову. Точнее, его супруге Елене Батуриной. Это не так, — говорит Андрей Олегович. — В посёлке Нагорное, недалеко от Черняховска, с немецких времен осталась небольшая конюшня — её и купили Батурины. Кроме того, брат Елены Батуриной Виктор Батурин (бывший муж Яны Рудковской, известной как продюсер Димы Билана и супруга фигуриста Плющенко) приобрёл дом, в котором когда-то скончался Барклай де Толли.

Батурин вообще любитель истории. Этот дом в посёлке (где, кстати, по завещанию Барклая де Толли, похоронено его сердце) был заброшен и превращён в бесплатный общественный туалет. Сейчас там всё вычищено, долго шла реставрация… Восстановленный дом слегка виден из-за забора. А конезавод в Чер­няховске принадлежит совсем другому лицу.

При советской власти это был совхоз “Калининский”, где выращивали лошадей тракененской и гольштинской пород. Появлением этих пород Восточная Пруссия обязана купцу Иоганну Вильгельму Симпсону. Потомок древнего шотландского рода, в начале XIX века он перебрался в Мемель (Клайпеду), оттуда — в Кёнигсберг, в 1828 году — купил замок Георгенбург (в 1350 году рыцарями Тевтонского ордена была построена крепость — в честь рыцаря Георга, покровителя крестоносцев, — прим. авт.). И начал разводить лошадей.

Кобылка швайке

— Конечно, конные заводы были в Восточной Пруссии и до него — но как небольшие производства. И выращивались в основном лошади местной прусской породы — швайке. Маленькие, лохматые, с большими ушами — типичный Конёк-Горбунок из сказки Ершова. Кстати, такие лошадки были и у татаро-монгол — неприхотливые, выносливые, но не отличающиеся особенной красотой или статью.

Правда, ещё во времена ордена десятки конезаводов выращивали “рыцарских” лошадей — больших, сильных, способных выдержать облачённого в доспехи воина. В средние века хороший рыцарский конь стоил 15-18 марок (на эти деньги крестьянская семья могла жить два-три месяца, ни в чём себе не отказывая), кобылка швайке — от 3 до 6 марок, а вот дойная корова — всего 3 марки, овца — 0,8 марки и т.д. Как говорится, почувствуйте разницу.

Однако после секуляризации (перехода от церковной к светской модели общественного устройства)Пруссии и исчезновения рыцарей “как класса”, “рыцарские” кони остались невостребованными. Особым спросом пользовались совсем другие породы лошадей — предназначенные для работы в поле, для гужевого транспорта, для почты и т.д.

Однако в начале XIX века ситуация изменилась. Симпсон уловил “дух времени”: лошади ещё вовсю использовались в армии (кавалерия “сойдёт на нет” веком позже). Но главное — заниматься конным спортом стало модно и аристократично (и уже не считалось привилегией аристократов — по крайней мере, в Германии).

Симпсон, привезя лошадей англий­ской породы, скрестил их с местными швайке — получилась сильная, благородная “лошадь” Симпсонов, среднего веса, светло-гнедая, с чёрными ногами.

Бахус “ушёл” за 32.000 марок

— Также в Георгенбурге стали выращивать лошадей знаменитой тракененской породы и завезённых из Западной Европы гольштинцев и ганноверцев — мощных, высоченных. У лошадей голштинской породы высота в холке может достигать 1,82 м (сейчас на конезаводе есть такой великолепный экземпляр, — прим. авт.)

В 1833 году в Кёнигсберге было образовано конноспортивное общество со своими правилами, отличными от английских.

В 1839 году — создано “Общество турниров и скачек Инстербурга”,проведены первые соревнования на инстербург­ских полях. Дебют оказался удачным — и соревнования, в которых принимали участие только чистокровные лошади, стали проводиться каждую осень.

Жокеи Георгенбурга, в тёмно-синих костюмах с белыми рукавами, очень скоро стали известны на всех ипподромах Германии и далеко за её пределами. Хотя наездничество в Георгенбурге являлось не самоцелью, а лишь одним из факторов “воспитания” лошадей, жокеи Симпсона с завидным постоянством брали самые дорогие призы для своего конезавода.

В 1875 году сын Симпсона приобрёл поместье Цвион, расширив семейные владения до 2.000 гектаров. Конный завод Георгенбург уже считался лучшим частным предприятием своего профиля во всей Европе! Продажа лошадей производилась ТОЛЬКО для государственных предприятий Германии и России. Иногда совершались сделки и с частными лицами, но в этом случае продаваемые животные кастрировались.

Легендарный жеребец-производитель Бахус “ушёл” за 32.000 марок — цена по тем временам не просто фантастическая, а вообще запредельная!

“Двойной лосиный рог”

— Около 1890 года Георгенбург был вписан в книгу Восточной Пруссии: “порода Симпсонов”, благородные полукровки получили право носить клеймо всех тракенов “Двойной лосиный рог”.

В 1913 году в Инстербурге стал проводиться регулярный конный турнир на специальном ипподроме, который считался одним из лучших в Европе. В программе были особые испытания для скаковых лошадей, в том числе с участием наездниц.

В 1919 году здесь был построен первый в Германии ипподром с твёрдым покрытием, где проходили два ежегодных состязания: “Большой приз Восточной Пруссии” (29 прыжков через 20 препятствий на маршруте длиной 1.640 метров) и “Большое многоборье” (выездка, “пафосная езда” с 45‑ю препятствиями и конкур, т.е. “танцы” наездника на лошади).

Восточная Пруссия с её двумя кавалерийскими полками и конной артиллерией вообще была раем для всадников. Поэтому в Инстербурге проходила подготовка немецкой команды к Олимпийским играм 1928 года в Амстердаме и 1940‑го — в Хельсинки (эти — не состоялись из-за Второй мировой войны).

Препятствия были очень серьёзными. Например, знаменитый “Инстербургский вал” протяжённостью 13 метров состоял из трёх частей: опорная стена с низким барьером для прыжка, ров и снова барьер. Всю комбинацию нужно было преодолеть мастерски, несильно толкаясь в “среднем прыжке” (т.е. преодолевая ров), но и не забывая о втором барьере. В противном случае можно было упасть, как это случилось со знаменитым наездником Хилленбергом, для которого “Инстербургский вал” стал последним в его жизни испытанием.

“Срубились” на 25-м прыжке

— А были ещё и “естественные водные преграды”: конь и всадник, преодолевая барьер, должны были прыгнуть в Ангерапп, исчезнуть под водой и плыть, пока не достигнут противоположного берега…

Неслучайно почти каждый год к особой “гвардии” конноспортивного турнира причислялись всё новые и новые наездники, погибшие на соревнованиях. Барон фон Ланген, Аксель Хольст, упомянутый выше Герл Хилленберг, граф Герту и многие другие — все они дали свои имена специальным призам. Увы, посмертно. Но тяжелейшие на континенте скачки особенно привлекали “игроков высшей лиги”.

“Победивший в Инстербурге может победить везде”, — рассуждал легендарный Оскар Ленгвик, неоднократный чемпион европейского “Большого турнира”.

Последний турнир — в августе 1939 года — был выигран сборной командой Инстербургского кавалерийского полка и конной артиллерии… у команды Советского Союза. На протяжении 6.900 метров нужно было сделать 30 мощных прыжков. Наши — “срубились” на 25-м прыжке. Но знатоки конного спорта (свидетельствует тогдашняя пресса) высоко оценили мастерство советских наездников в преодолении водных преград. Кто же знал, что через шесть лет эти же водные преграды будут браться совершенно иначе…. и въезжать в Инстербург наши будут уже не на лошадях, а на танках?..

Конезавод Георгенбург был интересен и в архитектурном отношении. Серый от старости лестничный фронтон бывшей замковой трапезной странным образом уживался с корпусом, где обитал главный конюх. Фигуры в духе ренессанса придавали орденскому замку вид дворца.

Дворянское звание и склеп

— Позади древнего замкового двора раскинулся великолепный парк с клумбами, двумя прудами, фонтаном. Парк был обнесён двухметровой кирпичной стеной, а на восток от него тянулась широкая аллея с двойными рядами старых лиственных деревьев. Она вела к фамильному склепу Симпсонов. Первым там упокоился Иоганн Вильгельм, последним — Георг, который был уже фон Симпсоном: в середине XIX века семья получила дворянское звание за выдающиеся заслуги в развитии коневодства.

Последний из Симпсонов — Георг Александр — был ещё и писателем. Его роман под названием “Барринги” до сих пор популярен в Германии. Там описаны замок — кабинет главы рода, в котором легко угадывается сам автор; зелёная комната его жены, госпожи Матильды, удобные жилые помещения, большая столовая, где все домочадцы собирались во время весёлых семейных праздников (как впрочем, и горестных испытаний).

Незадолго до смерти Георг Александр фон Симпсон сказал: “Если даже мне и придётся уйти, то я всё равно останусь дома”. В каком-то смысле, так и получилось.

Лошади тракенен­ской, голштин­ской и ганноверской пород разводятся в Инстербурге — Черняховске и поныне. Они воистину прекрасны.

Конезавод, конечно, переживал разные времена: в начале 90-х здесь был страшный пожар. Вроде бы при акционировании бывшего совхоза кто-то с кем-то чего-то не поделил. Помещения сгорели практически дотла, перепуганные лошади носились по городу…

Закапывают ногу, сердце и голову

— Но… всё как-то “устаканилось”. Сегодня у лошадей — удобные стойла. Есть душ, солярий… На поле — специальный дренаж и особая сицилийская крошка, чтобы копыта лошадей не страдали… С 2001 года здесь проводятся конкуры. Черняховцы ими гордятся, но посещают уже не очень активно: пресытились.

Сюда по специальной программе привозят детишек-инвалидов на сеансы гиппотерапии: известно, что общение с лошадьми благотворно действует даже на самых “тяжёлых”. А здесь можно проводить ещё и сеансы “кошкотерапии”: в конюшне живёт кошка Мурка, которой 18 лет — то есть она, ещё котёнком, видела знаменитый пожар — и которая пару месяцев назад умудрилась родить! И кошка, и её полосатый малыш честно отрабатывают своё молоко: ловят мышей, которым в конюшне, натурально, могло бы быть полное раздолье: лошадок-то кормят зерном.

Про каждую лошадь здесь могут говорить долго и нежно.

(Кстати, особо отличившихся производителей, когда они умирают от старости, хоронят здесь по особому ритуалу: закапывают голову, сердце и ногу, а на надгробной плите выбивают не только имя, но и количество потомков. Впечатляющее количество!)

Выпил водки и успокоился

У Андрея Виноградова тоже есть история, связанная с лошадью.

— В 2005 году в Черняховск привезли депутатов Государственной Думы России. Кроме всего прочего, они посетили наш конезавод. В основном, в делегации были “единороссы”, а среди них — непонятно как затесавшийся “яблочник”. Всю дорогу он шёл рядом и ругал “Единую Россию”. И так, видимо, увлёкся этим процессом, что прослушал объяснение: КАК нужно правильно подносить лошади угощение. Увидел кучу яблок, схватил самое крупное и решил образцово-показательно скормить его лошади.

Но… дал его не на раскрытой ладони, а обхватил его пальцами. Лошадь и зажевала пальцы. У неё зубы не острые, но мощные, просто так руку не выдернешь.

Начался переполох. Наконец расстроенного “яблочника” вызволили, а я ему шепнул: “Это месть “Единой России”! Он очень обиделся. Потом, правда, выпил водки и успокоился.

А что касается Симпсонов… Их фамильный склеп давно превратился в руины. Но сама фамилия — живёт. И это, наверно, очень даже неплохо…

Ну а наши “прогулки” — продолжаются.

Д. Якшина

 

Вместо послесловия

Темпельхютер,  Моргенштраль и Констанция

До войны на ипподроме в Инстербурге красовалась бронзовая статуя кобылы тракененской породы по кличке Констанция. В 1946 году она была увезена в Москву и с тех пор стоит там, перед зданием Музея коневодства, рядом с земляком — бронзовым жеребцом по кличке Темпельхютер (Tempelhuter) из Тракенена (ныне посёлок Ясная Поляна недалеко от Черняховска).

Памятник жеребцу-производителю по кличке Tempelhuter, установленный в посёлке Gross Trakehnen (Ясная Поляна), также был вывезен в Советский Союз в качестве военного трофея. В 1945 году он чуть не угодил в переплавку. Но Темпельхютеру повезло: скульптура по личному указанию маршала-кавалериста С.М. Буденногобыла передана в Музей коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве.

Долгие годы Темпельхютер встречал посетителей музея у крыльца, пока в начале девяностых не подвергся нападению хулиганов. Статуя была повреждена, и немало времени ушло на её восстановление. Теперь Темпельхютер “скачет” внутри музея.

Ещё одна статуя жеребца — по кличке Моргенштраль — также когда-то стояла в Тракенене. И также была вывезена русскими войсками в Москву, опять же в Музей коневодства. Но случилось это ещё в Первую мировую войну.

Автором всех трёх памятников был немецкий скульптор Рейнхольд Кюбарт (он родился 22 сентября 1879 года в Гросс-Ушбаллене, округ Шталлупонен, Восточная Пруссия, а умер 22 января 1937 года в Клейнмахнове, земля Бранденбург, Германия). Рейнхольд Кюбарт учился в Кёнигсбергской академии художеств у знаменитого Фридриха Ройша.

Источник: http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19287

 

21 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересно! Но есть одна неточность: «(в 1350 году рыцарями Тевтонского ордена была построена крепость — в честь рыцаря Георга, покровителя крестоносцев, — прим. авт.)» Автор ошибся. Никакого «рыцаря Георга» никогда не существовало. А покровителем крестоносцев всегда была Пресвятая Дева Мария. Замок Георгенбург назван в честь святого Георгия. В Православии он больше известен как Георгий Победоносец.

    • Тевтонский орден
      Insignia Germany Order Teutonic.svg
      Годы существования
      1190 — наст. время

      Страна
      Flag of Germany.svg Германия

      Подчинение
      Папа Римский, Кайзер Германии

      Тип
      Христианский религиозный орден

      Дислокация
      Мариенбург (до 1466 года)
      Кёнигсберг (1466 — 1525)
      Мергентхайм (1525 — 1809)
      Вена (с 1809 года)

      Покровитель
      Дева Мария,
      Георгий Победоносец,
      Святая Елизавета Тюрингская

      Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8514

      • Всё правильно! Георгий Победоносец, а не некий, никому не известный «рыцарь Георг».

        • Это ВАМ неизвестный, я пока не встретил ни одного вашего комментария со ссылкой на какой-либо источник, а только ничем не подкреплённые данные, взятые из головы. Как вы заметили, если внимательно читали статью, эта статья взята из СМИ(ссылка на СМИ внизу статьи) можете обратиться туда, с просьбой внести коррективы, а не пытаться выделиться в комментариях, блистая своим невежеством.
          Ни у меня как администратора сайта, ни тем более у Игоря Вишнякова нет свободного времени, чтобы апеллировать вашим пустым эмоциональным опусам наподобие ваших фраз: «что за бред?»
          Кроме того, сайт создавался без претензий на абсолютную историчность, а создавался журналистом, а не историком, коим и вы не являетесь, поэтому вся информация об истории края берётся из открытых источников со ссылкой на них. Соответственно ваши комментарии, содержащие неинформативный флуд не будут проходить модерацию, либо будут корректироваться мной.
          P.S. Если вы нашли ошибку в статье Игоря Вишнякова, то можете обратиться через форму обратной связи, если ошибка в статье из другого источника, то к администрации сайта, который указан в ссылке.

          • А где вы нашли моё «невежество»? Можете конкретно показать?

          • Кстати, с самим Игорем мы поговорили и вопрос решили. Я думаю что ему вряд-ли необходим адвокат, даже в вашем лице.

          • Северная «Башня Бисмарка» значит вспомнили? И всё, больше фактов «невежества» нигде не нашли? По другим моим комментам есть чего сказать и показать моё «невежество»? Или будете и дальше упиваться своими невероятными знаниями географии? А вы сами вообще, кроме частей света что нибудь знаете, в чём либо разбираетесь?

          • Вам не достаточно? Вы просили привести пример, я привёл или вам уже несколько нужно? А что касаемо меня, то я не берусь критиковать автора, не разбираясь в предмете. Поэтому предмет моей компетенции тут нечего обсуждать. Вы пользуетесь сайтом, сайт отлично работает — вот предмет моей компетенции. А вы с незнанием школьной базы берётесь вносить какие-то коррективы.

          • Нет, голубчик, мне не достаточно. Ваши обвинения слишком серьёзны. Всё-же обнаружили-ли вы ещё факты «невежества» с моей стороны, кроме плохих знаний географии? Признаю, я географией никогда не увлекался. А вот например, что вы можете сказать по поводу моих комментов к этой статье, или к статье про замок Рагнит? Валяйте, изобличите моё «невежество».

          • Мне достаточно и этого факта, разоблачать каждый комментарий у меня нет времени, тем более нет ни одной ссылки на источник. Я бы хотел тратить своё личное время с пользой для себя и своих близких, а не в спорах с неизвестными мне людьми, безуспешно пытающимися потешить своё эго. Как я и писал ранее, все дальнейшие комментарии не относящиеся к теме, неинформативный флуд, а также любые поправки без ссылок на источники будут удаляться. На этом разговор закончен.

        • Зашел на сайт, почитал переписку. Хочу закончить пустые споры. Уважаю Сергея мнение, и то, что он неравнодушен к истории нашего края! При встрече, с удовольствием бы познакомился и побеседовал. Конфликта нет, и все мнения достойны уважения. Давайте уважать друг друга!

          • Уважением было бы не пытаться публично уличить автора в каких-либо ошибках, а вести диалог с ним лично и приходить к компромиссу.

          • Полностью согласен с Вами! Всегда готов прийти к согласию. Но я не виноват в том, что кто-то одержим манией защиты «униженных и оскорблённых» (по его мнению, конечно) и набивается в адвокаты к людям без их на то согласия.

        • Да, нам делить нечего. Ни кто не оскорблял, и не оскорблен. Живем в одном регионе, и нам небезразлична его судьба и история. А если где и бывают спорные «моменты» в публикациях, это не проблема вовсе. Сайт не научный, и публикую в нем не научные материалы.

  2. Так интересно и подробно все написано!Такие воспоминания навеяли!А ведь детьми исходили и облазили все закаулки конезавода и замка!Это было так здорово тогда и так жалко сейчас ,что никому нет дела,что замок превращается в руины истории….Печалька….😢

  3. Все очень понятно и достойно изложено, с сопровождением фотографий. Спасибо, очень интересно и полезно, пишите чаще, историю необходимо знать.

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя