Чего только нет на постаментах в городе Советске. Памятники, скульптуры, и даже легендарный грузовой автомобиль ЗИС-5.

Один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны установлен на территории управления Филиала Янтарьэнерго Восточные Электрические Сети (улица А. Невского, 1).

Проезжая мимо территории этой организации можно увидеть данное авто, стоящее недалеко от проходной. К сожалению, туристы к «трёхтонке» вряд ли подойдут, территория предприятия охраняемая.

Об этой городской достопримечательности, выпускаемой с 1933 по 1958 годы на Заводе имени Сталина (ЗИС), мало где написано, и мало кто из иногородних о ней знает.

Автомобиль ЗИС-5 установленный в Советске, раньше ласково называемый в народе — «Захар Иванович»,  не просто макет. Грузовик на ходу, и к месту постановки ехал своим ходом.

Игорь Вишняков
Историческая справка
ЗИС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года. По воспоминаниям современников все сразу же пошло гладко и без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки.
Выпуск автомобилей ЗИС-5 постоянно наращивался. В первый месяц собирали по шесть-семь машин в день, затем — десятками и сотнями. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Автомобиль ЗИС-5 хоть и был рассчитан на перевозку 3 тонн груза, но на него загружали 4 и даже 5 тонн и грузовик тянул вес сверх нормы спокойно без надрыва. На 20 июня 1941 года в Красной Армии уже насчитывалось 104200 грузовиков ЗИС-5. С началом Великой Отечественной войны потребность в ЗИС-5 резко возросла — в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек. Но 10 октября 1941 года, когда враг вплотную подошел к столице, Государственный комитет обороны принял решение срочно перебазировать промышленные предприятия Москвы в глубокий тыл. Через пять дней ЗИС получил приказ эвакуироваться, и 15 октября в 19 часов его сборочные линии остановились. Оснащение цехов, станки, материалы вместе с обслуживающими их рабочими были направлены в Ульяновск, Миасс, Шадринск и Челябинск — всего 7708 вагонов и платформ с 12800 единицами оборудования.

Когда враг был отброшен от столицы, ЗИС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера снова стали сходить «трехтонки» в упрощенном варианте военного времени — модели ЗИС-5В. Правда, первым выпуск этого варианта машины освоил вновь созданный (на базе эвакуированных цехов ЗИСа) Ульяновский автозавод — здесь уже в феврале 1942 года началась их сборка. Одновременно далеко на Урале, в городе Миассе, началось строительство еще одного автозавода для выпуска ЗИСов. 10 декабря 1941 года была выделена строительная площадка для сооружения нового предприятия; одновременно начали прибывать люди и оборудование, эвакуированные из Москвы. Строительные работы шли круглые сутки, и уже в середине февраля 1942 года автозаводцы приступили к монтажу сборочных линий. 1 мая этого же года с конвейера сошел первый уральский двигатель для «трехтонки».
За 1942 год УралЗИС изготовил для Московского автозавода 9303 двигателя и 15375 коробок передач. В июле 1944 года с конвейера начали сходить и автомобили ЗИС-5В. В Москве моторное производство было восстановлено в июле 1943 года, а суточный выпуск грузовиков к концу года здесь возрос до 150. За 1944 год завод изготовил 34 тысячи автомобилей и 32 тысячи двигателей, а всего за период войны из его ворот вышло 100 тысяч автомобилей ЗИС-5.
Источник информации по истории ЗИС-5: http://russoauto.ru/auto/amo/zis-5
Старое ч/б фото: https://orenburg.citifox.ru/2017/03/01/mashiny-voennogo-vremeni-voyna-motoro/

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя