Ему было семнадцать, когда началась война. Неполных семнадцать вихрастому, нескладному в своей худобе мальчишке с твердым, не по детски, рисунком губ, упрямым взглядом серых глаз.

Самой жгучей его мечтой было стать летчиком истребителя. 

— Фамилия помешала, — шутит сейчас пожилой человек Григорий Михайлович Штейн, в котором несмотря на годы, сохранилась военная выправка, подтянутость и тот же упрямый, твердый взгляд.

Говорит с улыбкой, а на глазах слезы. Сколь же велика была обида, если до сих пор ноет, болит сердце от того, что не посчитали его своим советским человеком в то время из-за фамилии. А тогда, мальчишкой, он никак не мог уразуметь за что его не пускают защищать родину, и рвался, рвался на фронт, оббивал пороги военкомата, накинул себе год, чтобы взяли в армию. А потом взял и написал письмо в Президиум Верховного Совета КазССР.
Так стал Григорий Михайлович солдатом. Направили его в военное училище и по окончании в 1942 году на фронт, в минометное подразделение. И прошел он со своей частью всю войну — был дважды ранен, контужен, но всегда находил, возвращался в свое подразделение.

Имеет Григорий Михайлович четыре боевых награды и звание полковника. Первую, саму почетную — медаль «За боевые заслуги», получил в том же 1942 году, то есть только прибыв на фронт.

Шла атака, их несколько человек вырвались вперед, заняли деревню, выбив из нее фашистов.

Однако, оказались отрезанными от пехоты артиллерийским заградительным огнем врага. Но не растерялись, из траншей, по которой фашисты били точным прицельным огнем, перебрались в блиндаж. И продержались до подхода основных сил. Уже тогда у Григория Михайловича просматривались черты настоящего бойца — быстрота реакции, собранность, решительность, твердость.

За взятие Кривого Рога он был награжден орденом Красной Звезды. Затем — орден Отечественной войны первой степени. Тогда дивизионная разведка отличилась — было восемь выходов и каждый успешный, добыли 8 «языков». Командир роты был представлен за эти успешные действия к званию Героя Советского Союза. А Г.М. Штейн, командовавший минометным взводом, за отлично организованную огневую поддержку — к ордену.
За бои в Берлине Григорий Михайлович получит четвертую награду — орден Александра Невского.


День Победы он встретил на марше — часть была срочно переброшена из-под Берлина в Чехословакию. Для многих окончание войны было возвращением домой, к семье, к мирному труду. А Григорий Михайлович оставался в армии — 1956 году вышел он в отставку. Армия стала его жизнью, еще поэтому он с таким волнением говорит о сегодняшнем времени, о нынешних событиях.
— Сейчас много говорят об ошибках прошлого, в том, какая была страна в те годы. — горячо спорит Григорий Михайлович. — Я могу сказать одно: я видел смерть и знаю, за что люди шли на нее. — За тот Советский Союз, который был, за Родину, которая всегда одна у человека. И не могу сказать, что она была плохой для нас.

Мне трудно не согласиться с ним. Это была жизнь целого поколения — героическая жизнь, потому что оно вынесло на своих плечах все ужасы прошедшей войны и не сломилось — это нельзя забыть. И не оценить.
Вот они сидят рядышком, постаревшие муж и жена Таисия Степановна — тоже ветеран войны.

Убежав из-под немецкой оккупации, восемь месяцев была она в партизанах, потом с госпиталем шла с действующей армией до самого Берлина. Там, в госпитале и нашла ее любовь. Тем ведь и сильна жизнь, что несмотря на войну, лишения. она продолжается. Люди спасают раненых, берегут детей, любят. Только так можно победить.

Юность, молодость этих людей прошла в огне пожарищ, горя и страданий. Как многих тысяч других советских людей, объединенных единым желанием — выстоять, защитить страну. Такое не забывается.

 

Т. Джумашева
Справка
Штейн Григорий Михайлович, родился 10 апреля 1923 года в Павлодарской области Максимо-Горьковского района, в селе Фрументьевке. Имеющаяся автобиография, грамоты, награды и статьи в газетах позволяют хорошо осветить деятельность и личность Григория Михайловича. 

В 1930 году он пошёл учиться в школу, с 1 по 4 классы учился во Фрументьевке, а с 5 по 7 классы в селе Фёдоровке. По окончании 7 классов поступил на учёбу в Алма-Атинский сельскохозяйственный техникум на отделение механизации. По окончании техникума в 1941 году несколько месяцев работал в колхозе «Красный комбинат» Алма-Атинского района. 

Ему было семнадцать, когда началась война. Самой жгучей его мечтой было стать летчиком-истребителем. Однако из-за фамилии его не брали на фронт, но после письма в Президиум Верховного Совета КазССР солдат Штейн 14 ноября 1941 года был призван на военную службу в Советскую армию и направлен в военно-пехотное училище – Гожельское. Оно было эвакуировано в г. Ката-Курган в Узбекскую ССР. 5 мая 1942 года после окончания ускоренного курса в звании лейтенанта был направлен в действующую армию – в 264 стрелковую дивизию 1058 стрелковый полк.

За августовские бои на Козельском направлении 1942 года, дивизии было присвоено звание «Гвардейской» и в дальнейшем она именовалась 48 гвардейской, а полк 143 гвардейский. Три года войны, то есть с августа 1942 г. по 1945 г. провоевал в 143 гвардейском полку. Во время войны был дважды ранен, контужен.

Войну окончил 9 мая 1945 года под Прагой в Чехословакии. Дважды был легко ранен, в октябре 1943 года при форсировании р.Днепр – контужен, но всё время возвращался в свой полк, где ещё после войны прослужил до конца 1955 года.

В 1956 году вышел он в отставку в звании майора и переехал на постоянное место жительство в город Алма-Ату. 

С 1956 по 1961 год работал на заводе им. Кирова. С 1961 по 1965 год институт «Казгипропищпром» — начальник отдела. В 1965 перешел работать токарем в комбинат благоустройства Ленинского района города Алма-Аты, где проработал до ухода на пенсию, до 1985 года. В 1975 году присвоено звание подполковника. В 1985 году переехал в город Лисаковск.

Эта статья Т. Джумашевой о дедушке моего друга — Дениса Штейна, участнике боёв в Восточной Пруссии и героически участвовавшего в овладении Гумбинненом (город Гусев).

Справка
15 января 1945 года, при прорыве сильно укрепленной полосы обороны немцев, в 8 км, юго-восточнее города Гумбиннен, Г. М. Штейн огнем минометов своей роты подавил вражескую минометную батарею, дав возможность нашей пехоте ворваться в 1 и 2 линии траншей противника.

Данный материал был опубликован в газете «Лисаковская новь» (Казахстан, город Лисаковск), в далёком 1985 году.

Саму статью, и другую информацию о ветеране войны, бережно сохранил и предоставил мне внук Григория Михайловича — Денис Штейн.

На моём сайте регулярно публикую различные фотографии и видео этого талантливого, и очень хорошего человека.

Григория Михайловича не стало в 2001 году, но память о нём в семье Дениса жива. Такие люди как Григорий Михайлович Штейн, сражались и пронесли боль войны через всю свою жизнь.

 

Фото на обложке: Артиллерия 2-го Белорусского фронта ведёт огонь в Восточной Пруссии и Советские саперы идут по улице горящего Инстербурга.
Источник фото: https://topwar.ru/67008-vtoroy-shturm-vostochnoy-prussii-insterburgsko-kenigsbergskaya-i-mlavsko-elbingskaya-operacii.html

 

 

 Игорь Вишняков

1 КОММЕНТАРИЙ

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя