Кровь за кровь

…Как и было обещано, сегодня мы “гуляем” по Бальге. И сопровождают нас в этой “прогулке” специалист по истории края Илья Артемьев и Константин Алексеевич Колосов, на Бальге выросший.

— Бальга располагается в поселке Веселое Багратионовского района, — говорит Илья Артемьев. — Когда-то на месте этого орденского замка находилась старая прусская крепость Хонеда. Довольно неприступная по тем временам.

Полуостров, на котором она была построена, отделялся от “материковой” территории небольшим проливом. Но к ХII веку пролив зарос и превратился в топкое болото, по которому пруссы проложили бревенчатый настил — гать. Сама крепость была окружена глубоким рвом и прочным деревянным частоколом.

Впервые крестоносцы попытались завладеть ею в 1238-ом году. Собственно, наткнувшись на нее случайно: орденские корабли двигались вдоль берега на север и вот… увидели. Пристать к берегу не получилось из-за большой осадки кораблей. Тогда рыцари высадились на лодках в окрестностях Хонеды и напали на пруссов, которые растерялись от неожиданности и, не дав серьезного боя, сумели только отступить в крепость. Рыцари не имели при себе снаряжения, необходимого для штурма укреплений, и, оставив крепость в покое, отвели душу тем, что разграбили ближайшие поселения. Но в то время, когда крестоносцы грузили на лодки богатую добычу, к пруссам подошло подкрепление. Крестоносцы были перебиты. На глазах у орденских братьев, оставшихся на кораблях — те не могли прийти на помощь гибнущим из-за отсутствия лодок. И, по словам Петра из Дусбурга(“Хроника земли Прусской”), только “молились и плакали”.

…На следующий год рыцари Тевтонского ордена снова высадились у Хонеды. На сей раз они подготовились к штурму крепости. Но и пруссы — тоже. Штурм не удался. Рыцари осадили крепость. Прусский вождь Кордуне предпринял вылазку во вражеский лагерь, но не сумел прорвать кольцо окружения. Тогда, видя, что сил у защитников крепости все меньше и меньше, Кордуне сдал Хонеду. Орден, заняв крепость, частично ее перестроил и дал название: Бальга. Через некоторое время орденские братья нашли в окрестностях бывшей Хонеды ручей, построили на нем мельницу, укрепили ее и подготовили всю территорию к обороне. Бальга стала резиденцией орденского конвента.

Весной 1242-го года, когда вспыхнуло восстание пруссов, Бальгу удержал за собой орден. Но… пруссы построили на материке, напротив гати, крепость Партегаль, а южнее — Шрангенберг. Гарнизон Бальги оказался блокирован. Даже укрепленную мельницу заняли пруссы. Однако ночью на судах к Бальге скрытно подошел отряд герцога Отто фон Брауншвейге. К осаждающим был направлен переметнувшийся на сторону ордена прусс Поманде, который заманил в засаду своих соплеменников. Тот же Петр из Дусбурга в “Хронике” писал, что во время жестокого боя пролилось столько прусской крови, что ноги сражающихся утопали в “горячих красных лужах”. Пруссы были уничтожены. Крепости Бальга, Партегаль, Шрангенберг отошли к ордену. Вообще же война продолжалась до 1248-го года, пока с повстанцами не удалось заключить благоприятный для Тевтонского ордена договор.

Холщовые портки крестоносца

…В декабре 1254 года Бальга стала базой для похода на Самбию короля Оттокара.

…Потом были еще восстания пруссов, и еще… Замок постепенно отстраивался в камне. И в 1290 году он стал одним из самых внушительных орденских замков. По его периметру на третьем этаже проходил оборонительный “коридор” с бойницами, позволяющими обстреливать как пространство вокруг замка, так и двор. Со стороны залива от самого берега поднималась высоченная стена. Вокруг замка тянулись мощнейшие укрепления. Тевтоны утверждали свое господство над покоренной Пруссией.

Кстати, надо сказать, что Тевтонский орден в то время отличался на редкость жестким, аскетичным уставом. Вступая в орден, молодой человек должен был, не покривив душой, пять раз ответить “нет”, когда его спрашивали: “Не являешься ли ты членом другого ордена? Не женат ли ты? Нет ли у тебя скрытых физических недостатков? не должник ли ты? Нне крепостной ли ты?”, — и пять раз “да” (“Готов ли ты к сражениям в Палестине? Готов ли ты сражаться в других странах? Готов ли заботиться о недужных? Готов ли по приказу выполнить то, что умеешь? Готов ли ты соблюдать устав Ордена?”). После чего будущий рыцарь давал обет: “Христов рыцарь убивает безгрешно и умирает со спокойной совестью. Умирая, он трудится для себя, убивая — для Христа. Недаром он носит меч. Снабженный двойным оружием — броней железа и броней веры — он не боится ни беса, ни человека. Он — мститель, служащий Христу, и защитник христианского рода”.

Кроме выполнения сверхзадачи — битвы за Гроб Господень и обращения в истинную веру язычников — рыцарь Тевтонского ордена должен был каждый день не менее пяти часов проводить в молитвах; сто двадцать дней в году соблюдать строжайший пост (вкушая пищу один раз в сутки), а в остальное время есть не чаще двух раз в день (в воскресенье, вторник и четверг — мясо; понедельник, среду и субботу — сыр и яйца, в пятницу — рыбу). Для рыцарей Ордена были под запретом охота и прочие дворянские увеселения, они не имели права принимать участие в турнирах.

Они были обязаны безоговорочно отказаться от собственной воли, дав обет “послушания до смерти”. От них требовалось не иметь ничего в личной собственности (“Христос принял великую бедность при своем рождении, когда завернули его в истрепанные пеленки”). Им запрещалось носить серебряные и золотые украшения, подбивать плащи ценным мехом (только шерстью овец и коз), вставлять в эфес меча драгоценные камни. Конь и оружие считались собственностью Ордена. Все имущество рыцаря Тевтонского ордена должно было состоять из спального мешка, коврика, подушки, простыни и покрывала (все — очень простое).

В одежде также предписывалось блюсти монашескую строгость: позволялись холстинная нижняя рубаха, холстинные подштанники, грубые чулки, верхняя одежда простого покроя из темного однотонного полотна, обувь без шнурков, пряжек или колец; орденский белый плащ с черным крестом… — и никаких излишеств!

Рыцари ордена должны были носить длинные волосы, но чисто брить подбородки (и это когда знатные вельможи и состоятельные горожане тщательно ухаживали за своими бородами, расчесывая их, умащивая благовониями, подстригая и завивая!). На макушке у каждого имелась тонзура.

…Все рыцари давали обет пожизненного целомудрия. Женщины в Орден не допускались даже в качестве прислуги. Рыцари должны были жить по десять-пятнадцать человек в одном помещении. Чтобы не возникало нездоровых искушений, им предписывалось ложиться спать в подпоясанных нижних рубахах, подштанниках и чулках. Свет должен был гореть всю ночь…

За прегрешения: отказ повиноваться, ложь, нарушение поста, рукоприкладство по отношению к мирянину — рыцаря могли подвергнуть телесным наказаниям. Самой страшной карой считалось лишение права носить орденский плащ (еще и потому, что это наказание сопровождалось отправкой на тяжелые работы вместе с рабами).

Впрочем, все эти чудеса аскезы к концу XV — началу XVI века перешли в сугубо теоретическую плоскость. Реально — в Орден вступали отпрыски богатых и влиятельных семей (чтобы стать рыцарем, молодой человек должен был доказать свое дворянское происхождение по обеим линиям до IV колена), часто — по протекции, потому что Орден был богат и рыцари в нем жили, мягко говоря, неплохо. Одежда и оружие богато украшались золотом, серебром, драгоценными каменьями, доспехи представляли собой произведения искусства… Рыцари откровенно пренебрегали постами, пили-ели различные вкусности, зимой отказывались посещать заутреню без меховой одежды (подбитой и отороченной не каким-нибудь обтерханным козлом, а соболем, куницей, чернобурой лисой… даже горностаем!), от души развлекались охотой, не чурались светских удовольствий. В замках частенько кутили и с упоением играли в азартные игры. Известен рецепт “спиртовой настойки от болезней живота, кои приключаются от неумеренного поглощения пищи и чрезмерных возлияний”, составленный рыцарем-монахом Бернардом: “Возьми две кварты спирту, четыре драхмы сушеных фиг; корицы, шафрану и гвоздики по пять драхм. Употребляй помногу. Если Бог захочет — поможет”.

Отказ от древних заповедей стал одной из причин упадка Тевтонского ордена. Но… это произойдет позже, а пока — рыцари ордена основывали новые замки и поселения, строили кирхи, рассылали по приходам священников… Замок Бальга приобретал все большее влияние. Комтуры Бальги занимали высшие орденские должности — только Великими магистрами стали из них четыре человека.

После поражения в битве под Грюнвальдом Бальга не сдалась польскому королю. И в Тридцатилетней войне замок твердо стоял на стороне ордена, хотя порой дела гарнизона были столь плачевны, что комтур Бальги умолял епископа Самбии, как о величайшей милости, о… мешке пороха. К концу этой войны все окрестности Бальги были разграблены, а деревни и орденские поместья — сожжены.

…Упадок Бальги начался после того, как герцог Альбрехт, упразднив Тевтонский орден и преобразовав Пруссию в светское государство, передал замок первому евангелическому епископу Герцогу фон Поленцу.

С 1560 года замок постепенно разрушался из-за небрежной эксплуатации и отсутствия денег на ремонт. Рухнули подпорные стены со стороны залива. Бальга стала источником стройматериалов — особенно когда началась постройка крепости Пиллау. К 1790 году все здания, кроме юго-восточного флигеля с башней, были снесены. Во флигеле до 1810 года располагалась пивоварня, а в башне (с часами и колоколом) жили люди. В нижнем помещении башни был устроен хлев. В XVIII веке на полуострове появились рыбацкие поселки. Жителями окрестных земель замок стал использоваться в качестве трактира.

“Консервы” из Бальги

В середине ХIХ века каммер-президент фон Ауэрсвальд предложил “законсервировать” руины замка, которые представлялись ему весьма “импозантными на этом прекрасном месте у моря”. Руины были защищены от дальнейшего разрушения, а в первой трети ХХ века даже началась их реставрация. В “сторожевой” башне открылся музей краеведения. В рекламных целях стены замка были украшены именами магистров Тевтонского ордена. Все имена были написаны красной краской и лишь одно — Ульриха фон Юнгинена, проигравшего битву под Грюнвальдом — черной. На северной стене замка была оборудована сигнальная мачта для моряков (основание ее состояло из бетонных подушек, наверх вела вмонтированная в основание древней стены бетонная лестница). Перед замковыми воротами располагался трактир “Хонеда” (за стойкой хозяйничала жена замкового смотрителя), неподалеку был фольварк (небольшое поместье), а рядом с крепостью — рыбацкая деревня… Рвы с подъемными мостами, крутые берега, развалины крепости, кирха Святого Николая, построенная в XIII веке (алтарь был сработан в XVII, тогда же — отлиты колокола, а вырезанный из дерева рельеф “Торжество Христа” считался уникальным шедевром!) — все это привлекало туристов. И было таким чистеньким, опрятным… как на старинной гравюре. Или на картинке в учебнике истории.

Д. Якшина
(Окончание следует)

17.05.2007

Источник: http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19007м

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя