Спустя неделю после этой поездки в Тильзит мы встретились с другом, он и спрашивает меня: слушай, у вас там есть дача Геринга?

Есть, говорю, даже однажды рыбачил там на канале, хорошее место.

Первая часть рассказа: http://vis39.ru/news/12961

Так вот, Андрюша, говорит, какое дело: клад там зарыт! Ну, коль так – поехали искать. Но на чем? Кроме его лошади, другого транспорта у нас не было, а добираться туда далековато. Рассказали обо всем лесничему, такому же как и мы тогда молодому фронтовику, у того была легковая машина – старенький трофейный «Опель», который ему по штату положен был – для объезда лесозаготовок.

Справка
В послевоенное время у охотничьего комплекса появилось название «Дача Геринга». Так стали называть Паит местные жители — переселенцы которые были наслышаны о пребывании Геринга в охотничьем доме.

Итак, воскресным днем мы с утра отправились на дачу Геринга – искать клад.

Приехали. Действительно, недалеко от огромного пустого дома есть старое немецкое кладбище. Обошли метр за метром все кладбище, осмотрели все могилы, бугорки, подозрительные места, особенно у воды, поскольку было такое предположение, что клад он мог от дачи на лодке перевезти – там канал прямо от крыльца дачи начинается. Землю проверяли шомполом, пытались логически во всем разобраться, строили предположения, догадки, версии. Ничего! Большую половину дня так бесполезно проходили по кладбищу.

На старом немецком захоронении

Что делать, где и как искать? Вышел я на исходную позицию, то есть к даче Геринга, и стал смотреть, а как бы я поступил, если бы мне довелось везти с дачи сокровища на кладбище? Канал напрямую в одном месте подходил к трем елям, они и сейчас там стоят. Три ели у воды – отличный ориентир! Я возвращаюсь к своим товарищам и говорю, а давайте-ка проедем вон туда и посмотрим у трех елей.

Рядом с "Дачей Геринга"

И действительно: проход хороший, даже дорога обозначена туда, следовательно, когда-то по ней ездили. Подъезжаем и что мы видим? Небольшая возвышенность, три ели и кладбище, еще одно совсем небольшое кладбище! Давай проверять визуально. При первом же беглом осмотре бросилась в глаза одна деталь: у самого канала какой-то бугорок, вроде могилы, но без каких-либо опознавательных знаков – ни памятника, ни крестика, ни даже цветочного стебелька или кустика – ничего. И расположена она как-то странно, в нарушение всех правил захоронений: согласно церковным канонам все могилы расположены строго с востока на запад, и лишь эта одна нарушает весь этот порядок. К тому же и находится она несколько в стороне от всех, ближе к воде, что тоже не логично. Если кто-то и хоронил здесь, то явно этот человек был несведущий в таких делах или делал это наспех, не обращая ни на что внимания. Что-то тут не так.

Лесная дорожка. Славский район

Стали прощупывать шомполом. На глубине где-то 40 см шомпол уперся в препятствие. Гроб. Ясно, что прощупали гроб. Но странный он какой-то. Гроб по своей длине должен быть чуть больше роста человека, а тут он такой длинный, что и на двоих хватит. Опять что-то здесь не так. А уже темнеет. Что делать? Раскапывать или нет? Зарыто совсем неглубоко – ну да ладно, давай раскапывать! Вскрыли мы земляной бугор, а там никакого гроба нет. А есть обыкновенное длинное корыто, из которого на конюшне кормят лошадей, и накрыто оно каким-то тесом, ну чем-то наподобие дверей от сарая. И двери эти прикреплены к корыту.

Паит

Мы все были уверены – все, клад наш, нашли! А дело идет все ближе к ночи, уже темнеет. Кладбище, лес вокруг. Как-то неприятно. Но откладывать уже нельзя, раз начали – надо доводить дело до конца. Я спрыгнул в яму, очистил лопатой крышку-дверь от земли и резко поднял ее. Перед этим еще пошутил: если будет клад, то, чего доброго, вы меня тут еще и пришибете в этой могиле, а они сверху – ну, открывай скорее, не тяни, темнеет. Я рывком поднял крышку, заглянул в корыто и замер от неожиданности, по спине пополз холодок: в этом длинном корыте лежал покойник. Первое, что бросилось в глаза, это красная, без наволочки, подушка, на ней голова здоровенного рыжего мужчины с рыжей бородой.

Старое надгробье на немецком захоронении 

Я резко оглянулся назад: мои друзья стояли, как вкопанные, с бледными оторопевшими и вытянутыми лицами, и вдруг дружно, не сговариваясь, бросились к машине. Я мгновенно, с лопатой в руке, выскочил из этой могилы и за ними. Заскочили в машину, она, на удивление, сразу же завелась, что с ней бывало весьма редко. До самого дома мы не сказали друг другу ни слова.

Встретились только на следующий день. Всех мучила совесть. Нет, уже не клад в голове был, а стыд и угрызения совести: ну почему мы, взрослые, бывалые люди, фронтовики, так позорно бежали, оставив открытым гроб с человеком, не зарытой могилу? Нехорошо. Скверно. Противно. На душе кошки скребут. Решили поехать и зарыть покойника. Вот после обеда придем с работы и поедем. Но поехать смогли только на следующий день.

Старое кладбище находится недалеко от этого места.

Приехали туда, а там ни этого корыта, ни покойника – ничего! Только большая, широкая яма, причем до самой воды. В яме следы от ящиков. Мы долго не могли придти в себя: клад был там, был, но тот, кто его схоронил там, оказался умнее, хитрее нас. Он нашел умершего человека (а может, сам убил?), зарыл клад, а сверху на него положил это корыто с покойником: ну кто, скажите, если даже что-то и заподозрит неладное, сунется искать потом под гробом? Наша реакция была именно такой. Он все просчитал.

Местность вокруг "Паит" (по тексту - Дача Геринга)

Но кто тогда воспользовался нашей оплошностью? Случайно оказавшийся на этом месте человек? Но место это глухое, необитаемое, никаких жителей там и близко не было, дача стояла раскуроченной, вокруг дикий лес. И почему тогда бесследно исчезли и этот покойник, и корыто? Их-то какой смысл был увозить случайному человеку и прятать, забрал бы ценности и скрылся, его бы и так никто не нашел, да и искать не стал бы. Может быть, дело еще и в покойнике? Какой-то необычный он был: лицо и тело целые, хотя два с половиной года (с января 1945 по август 1947) пролежал, а совершенно не разложился, одежда на нем сохранилась, да и запаха вроде не было. Как сейчас помню, это был мужчина в гражданской одежде, большого роста, лет 45, рыжий, с бородой. Так рассуждая, мы тщательно искали могилу этого человека по всей округе, на обоих кладбищах, но ни одного свежего захоронения там не было. Покойник, как призрак, исчез бесследно. Именно его странное исчезновение придавало всей этой нашей истории оттенок чего-то темного, непонятного и загадочного.

Осталась только внушительных размеров яма с размытыми берегами. Прикинули мы, каким должен был быть ящик (или ящики) под гробом-корытом, выходило, что никак не меньше платяного шкафа.

Что в нем было? Дорогие предметы домашней утвари, изделия из благородных металлов и янтаря, редкое охотничье оружие коронованных особ, какие-то культурные ценности, а может быть, важные документы – кто же его теперь знает? Кто, как, куда все это вывез?

А эта странная и жуткая история с покойником – почему-то долго меня не покидало сомнение, что его дозахоронение к кладу состоялось не в январе 1945 года, а значительно позже. Вопросы и вопросы, предположения, догадки. Но эту тайну, видимо, уже никому не разгадать, ее унесло с собой время.

 

Вячеслав Кенть
Фото: Игорь Вишняков, Денис Штейн

 

 

Иллюстрация на обложке: wallpapersafari.com 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя