Эта история произошла на «Козьем» болоте Славского района Калининградской области.

Рассказ основан на реальных фактах, и все детали тех наполненных мистикой дней, Вячеславу Михайловичу Кенть рассказал непосредственный свидетель происходящего на болоте — мастер торфоучастка. События происходили в конце 80-х, начале 90-х годов, когда там ещё действовало предприятие по торфоразработке.

На сегодняшний день, торф на «Козьем» болоте не добывают, и есть надежда на то, что водно-болотное угодье будет постепенно восстанавливаться. Там где десятки лет происходила выработка, до сегодняшнего дня даже трава не растёт. Промышленная добыча торфа наносит сильнейший урон уникальным болотным экосистемам.

Справка
БОЛОТО
«Козье» болото расположено в Славском районе, в дельте реки Неман, на водоразделе рек Дальней и Северной, и его площадь составляет около 1400 га. Географическое название верхового болота — «Чистое», «Козьим» его назвали охотники, так как в том районе обитают дикие козы. Главной особенностью «Козьего болота» можно считать произрастающие там плотоядные растения. Места там живописные и малонаселённые. Болото входит в пограничную зону где ограничено свободное передвижение людей. В Славском районе в неё входят населенные пункты — Мысовка, Дюнное, Яснополянка, Ясное и Городково.

ВОЛКИ
Основным кормом для волков являются бобры, косули и овцы, которые часто на выпасе без должного присмотра. Численность волка в Славском районе составляет примерно 10, или чуть более особей. На 2018 год, по данным регионального департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира, в охотугодьях Калининградской области было насчитано 140 волков. Это на 9 волков меньше чем в предыдущем году. Послепромысловый учёт численности диких животных проводился до 15 марта этого года. Возможно, волка будет ещё меньше, так как проводятся работы по сокращению численности «серого хищника».
Волки в Калининградской области, на людей нападают редко. Наиболее опасны одичавшие собаки, многие из которых уши в поля и леса из населённых пунктов. Они не боятся людей. Последний известный мне случай нападения волка на человека в нашем регионе произошел в 2010 году, в посёлке Гастеллово Славского района. Тогда волчица напала на 71-летнюю жительницу посёлка. Напавшего зверя застрелили. До этого, в 2001 году, волк покусал шесть человек из посёлка Громово. Пострадали от укусов трое детей, и трое взрослых.
Игорь Вишняков

ВОЛЧИЦА

Серые рабочие будни бригады тянулись уныло и однообразно. Каждый день одно и то же: нудная 45-минутная дорога в будке ГАЗика к месту торфоразработок, мрачно угрюмый пейзаж болота с его карликовыми елочками и березками и длинными черно-серыми полосками торфяников, болотистая трясина под ногами, к которой сколько ни ходи, а привыкнуть нельзя – чувство опасности все равно сидит где-то глубоко внутри тебя. Да и работа сама по себе не подарок, веселого мало: зимой и летом резиновые сапоги, из дня в день рыть каналы, осушая все новые участки для торфоразработок, снимать бульдозерами верхний пласт торфяников, перемалывая всю болотную растительность, кустарники и хилые деревца, стаскивать торф в огромные гурты, а затем строить к ним дороги, чтобы потом КАМазами вывозить торф.

Чтобы как-то скрасить серые будни, члены бригады придумывали себе различные занятия, в свободное от работы время бродили по болоту в поисках лосиных рогов, гриба чаги, летом и осенью собирали многочисленные грибы и ягоды, но и эти занятия скоро наскучили. Тогда посылали гонца на одинокий старый хутор – все, что осталось от некогда небольшой, но уютной немецкой деревушки, располагавшейся на северной окраине болота, – к литовке Алдоне за самогоном. Но мастер участка это занятие не одобрял, поэтому особо увлекаться любителям этого дела не давал – от этого могли пострадать производственные показатели и зарплата, да и не любил он пьяных. Скоро все привыкли к такой заунывной тягучести времени и серому окружающему ландшафту. Только один тракторист Анатолий нашел себе подходящее по душе занятие: на болоте было много мелкой дичи и он потихоньку браконьерил – мастерски ставил петли, разного рода ловушки и капканы, в которые иногда попадались косули, зайцы, реже дикие утки, а однажды угодил даже молодой кабанчик. И все бы дальше шло своей привычной чередой, если бы не случай.

Произошло это зимой, где-то в конце января. Снега в тот год выпало немного, да и погода была непредсказуемой, то снег с дождем, то морозец, то опять слякоть. Бригада занималась тем, что убирала деревья, бульдозеристы снимали верхний слой с кустарниками, подготавливая площадки для летней торфодобычи. В тот день мастер участка Александр Романович с утра, раздав разнарядку рабочим, не пошел по клеткам торфоразработок, а засел в своем вагончике за составлением табелей и отчетов: месяц шел к концу, надо было готовить кучу бумаг в бухгалтерию, начислять зарплату, подбивать итоги работы и т. д. Не прошло и получаса, как опустел вагончик и все разошлись по своим рабочим местам, как залетает запыхавшийся водитель «летучки», куртка на распашку, глаза на выкате и с порога ошалело выкрикивает:

– Волки, там, тут … волки, быстрее…сидит там … волк… во-о-о такой величины!

Мастер, охотник со стажем, уже не первый год на болоте, и хорошо знает повадки серого хищника – ну не сунется он на болото, когда там столько техники и людей работает, поэтому смотрит на водителя спокойно:

– Какие еще волки? На болоте столько техники, людей работает и волки?! Ты с утра не того – не от Алдоны уже прибежал?

– Нет-нет, правда, там волк … сидит в ловушке, пойдемте, скорее…он там.

От места торфоразработок отошли метров 250-300. В густом чахлом березняке сперва послышались глухое ворчание и шорох, а потом увидели и самого хищника: крупная молодая волчица стояла, ощетинившись и рыча сквозь оскаленные зубы, голова – в петле, рядом в метрах 10 лежал в петле дикий козел, но уже мертвый. Видимо, она выслеживала или гнала его, а может, пришла к уже оказавшемуся в петле козлу, почуяв легкую добычу. Но тот, кто ставил петли, был мастер своего дела, и вот 2 петли – 2 совершенно разных животных: хищник и его добыча. Козел, видимо, не выдержал такого близкого ночного соседства с волком и умер от шока или разрыва сердца. А волчица, понимая, что ее ждет, металась в петле, яростно бросалась со стороны в сторону, на подошедших людей, но петля всякий раз прочно сдерживала порывы ее ярости и возвращала на прежнее место. Обессиленный от своей беспомощности и злобы зверь выл, метался, его глаза сверкали дикой злобой и ненавистью. Кажись, вырвись он на свободу, людям не сдобровать. Чувствуя его дикую силу и злобу, его остервенелую обреченность, даже к прочно сидящему в петле зверю близко подойти побоялись. Волчица мгновенно делала рывок в сторону того, кто хоть шаг ступал в ее сторону. Роняя хлопья слюны и крови, отчаянно грызла петлю, сделанную из тонкого металлического тросика, а затем так жалобно подвывала, что мурашки по коже бежали. Постояв так возле нее 5-10 минут, мастер, как бывалый охотник, тихо сказал водителю:

– Даже вдвоем мы с ней не справимся, зови людей.

Рабочие были на другом конце болота, готовили технику к осмотру, за ними тут же отправилась «летучка». Приехала почти вся бригада – человек 8. Но что делать с волчицей, как к ней подойти – не с голыми же руками? Мастер велел каждому вырубить по длинной толстой палке, ощетинившуюся волчицу обступили со всех сторон, через 5 минут все было кончено: зверь уткнулся окровавленной пастью в грязный истоптанный снег, дернулся несколько раз и затих, зрачки его желтых глаз, до этого источавшие дикую ярость и ужас, стали стеклянно печальными и неподвижными. Анатолий, хозяин ловушек, во время всей этой экзекуции стоял в стороне, словно окоченев, боялся даже с палкой вместе со всеми подойти к ней. Ему казалось, что все внимание волчицы, вся ее ярость и злость, вся ее звериная сущность в ее последние минуты жизни направлены только на него, желтые зрачки глаз волчицы, не мигая и не обращая внимания на обступивших ее с дубинами людей, как гипнозом пригвоздили его к земле. Только потом, когда ее уже убили, он пришел в себя, и, пересилив самого себя, подошел и несколько раз уже мертвую ударил по голове палкой. Волчицу в тот же день отвезли знакомому охотнику, он ободрал ее, шкуру сдал, получив потом за это премию.

Неожиданности, повергшие всех в панику, начались уже на следующий день. Приехавшие с утра трактористы обнаружили следы целой волчьей стаи на месте своей тракторной стоянки. Вокруг Т-130 Анатолия была вытоптана целая тропа, было такое впечатление, что всю ночь напролет волчья стая, словно, совершая какой-то только ей известный магический ритуал, нарезала круги вокруг его трактора. Судя по следам, зверей было 5-6. Так продолжалось каждый день на протяжении целого месяца. Куда бы Анатолий потом не прятал и не ставил свой бульдозер, не менялся местами с другими трактористами, волки всякий раз из 8 тракторов, постоянно находящихся на болоте, безошибочно находили именно его бульдозер и каждый раз вновь и вновь до утра ходили кругами вокруг него, будто накликая какую-то невидимую, темную и злую силу на эту массивную железную машину и ее хозяина. В то же время вокруг других тракторов и машин не было ни следа!

Это была какая-то жуткая мистика. Всякий раз волки, выходя цепочкой откуда-то из зарослей и топей болота, словно по компасу сразу определяли место нахождения его Т-130, где бы он не находился, и прямиком направлялись к нему. Каждое утро вся бригада вновь и вновь рассматривала свежие следы возле его трактора – то были одни и те же четкие, след в след круги вокруг его железной машины. В их поведении было что-то мистическое, не поддающееся никакой логике и объяснению. Ну почему именно он? Ведь вся бригада принимала участие в травле и забое попавшейся в ловушку волчицы, но стая упорно преследовала и искала встречи только с одним человеком – тем, кто поставил ту злополучную петлю-ловушку. Ощущение было такое, что они постоянно где-то рядом, притаились, наблюдают и чего-то все время ждут, ждут. Но чего? Чтобы напасть? Но ни один зверь днем даже не показался людям на глаза. А может, они надеются, что он отпустит ее? Чего они хотят от него? Высказывалось даже предположение, что это волчата-подростки, потерявшие мать, беспомощно бродят вокруг, все надеясь на ее возвращение.

Иногда надрывно-печальный волчий вой по ночам доносился с болота даже до ближайших поселков, казалось они, как безутешные осиротевшие дети, плачут и зовут, зовут ее. И все ходят, ходят кругами возле этой непонятной железной машины, хозяин которой имеет какое-то отношение к их горю.

Волки так преследовали бригаду ровно месяц, держа всех в страхе и напряжении. Все эти дни трактористы, бульдозеристы, экскаваторщики ходили с топорами, не расставаясь с ним ни на миг, чего раньше никогда не было. Больше всех боялся, конечно, Анатолий, топор при нем был постоянно, он забросил свои ловушки и капканы, о браконьерстве больше и не помышлял, опасался один ходить по болоту. Ушел в себя, стал угрюм и неразговорчив. Вдруг волки неожиданно исчезли и больше не появлялись – ни следов, ни заунывного воя-плача по ночам. Постепенно все стало вновь на свои привычные места, о волках и их странном поведении стали забывать. Наступили весна, а затем и лето, работа с утра и до ночи, чтобы за сезон успеть сделать основной план, тут не до воспоминаний и мистики.

Анатолий погиб неожиданно и нелепо. Недалеко находился небольшой пруд, неглубокий, с илистым торфянистым дном, воды-то максимум всего по грудь. Хотя место это неприметное и неказистое, но клев там был отличный, и можно было неплохо, в свое удовольствие порыбачить. Вот только не любил Анатолий сидеть с удочкой, не в его это духе было, видимо, привычка браконьерить взяла свое и в тот раз. Он утонул, ставя сети. Погиб при странном, нереальном, почти мистическом стечении обстоятельств. Его, здорового мужика, опытного рыбака и браконьера, нашли в мелком пруду, запутавшимся в собственных сетях, он так и не смог выбраться из ловушки, поставленной самим собой!

Когда через несколько дней к его бульдозеру, к которому все это время никто не подходил, привели нового тракториста, на рыхлом и мокром после летнего дождя торфянике четко просматривались глубокие следы одинокого крупного волка. Чтобы это значило? Зачем он сюда приходил? Кто-то из притихших и столпившихся вокруг людей негромко произнес:

– Это она, волчица, приходила – за ним!

 

Вячеслав Кенть
Краевед и создатель Историко-краеведческого музея города Славска.
Директор Муниципального бюджетного учреждения «Информационно-туристический центр» (Славск)

 

Фото с «Козьего болота»: http://www.sunny-travelling.ru/publ/evropa/rossija/kaliningradskie_bolota/52-1-0-61
Иллюстрации:  http://hdwp.ru/ 

https://yandex.ru/clck/jsredir

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Они на шли на запах. У места где Анатолий ставил ловушки и пропала волчица,отчетливее всего был его запах. По запаху они выходили к бульдозеру Анатолия.
    Погибнуть в пруду мог от разных причин,может был пьян ,запутался в сети и захлебнулся…А може увидел ждущих его на берегу волков и его хватил кандратий…

  2. Человек потерял гармонию с природой, тем стал слаб и далёк от неё. Раньше, в древности, волки уживались с людьми, маленьких волчат приручали для охоты, жили в гармонии. Их было куда больше, чем сейчас, в десятки раз. А теперь ясное дело, человек объявил им войну, потому ненависть, и теперь они видят в человеке жертву, а не такого же хищного зверя, соседа, как наши предки.

  3. Пусть горит в аду эти невежды, возомнившие себя выше природы. Только толпой и без риска и могут нападать, ещё и так жестоко палками забить. А Анатолий подошёл и мертвую волчицу ударил палкой, что ж желаю чтоб тебя волки разорвали на куски

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя