Международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга», который уже многие годы регулярно проводится при поддержке администрации Калининграда и личном участии председателя горсовета Андрея Кропоткина, хорошо известен как в России, так и в странах Европы.

Кропоткин Андрей Михайлович. Фото — Городской Совет депутатов Калининграда

Это международное событие стало настоящей визитной карточкой Калининградской области, хорошо узнаваемым брендом, а борьба среди потенциальных участников за право участвовать в празднике олдтаймеров в столице Янтарного края начинает разворачиваться за многие-многие месяцы до начала фестиваля.

 

Первая в истории Калининграда выставка ретроавтомобилей. 11 сентября 1999 года Фото Владимира Михальцевича.

Интерес калининградцев к этому яркому и незабываемому автошоу по-настоящему огромен. Прошлый фестиваль, проходивший в конце мая 2017 года, посетило более 12 тысяч человек!

Для того чтобы узнать больше о фестивале ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» и о том, как он образовался, я задал несколько вопросов члену Президиума «АвтоРетроКлуб — Калининград», журналисту и знатоку ретроавтомобилей — Юрию Грозмани.

Грозмани Юрий Николаевич. Фото Игоря Вишнякова

Ржавые корыта и вёдра с болтами

Юрий Николаевич, с чего всё начиналось?

Как ни странно, начиналось всё с телевидения. В ноябре 1998 года на ГТРК «Янтарь» в формате еженедельной передачи для автомобилистов «Мотор», автором которой выступил известный калининградский телережиссёр Александр Щеглов, стала выходить автомобильная страничка «Автоэкзотика». В ней-то и рассказывалось о самых интересных и примечательных старинных автомобилях, оставшихся в Калининградской области со времён войны, которые в то время ещё вовсю колесили по дорогам самого западного российского региона.

Калининград. 2009 год. Самая первая выставка старинной техники, организованная «АвтоРетроКлубом-Калининград» на улице Театральной, пользовалась огромным интересом у публики. Именно тогда и была заложена традиция во время каждого Дня города проводить подобные экспозиции. Фото Юрия Грозмани

Это были и отечественные «Эмки», «ГАЗики», «ЗиСы», а так же трофейные довоенные «Майбахи», «Мерседесы» и «Хорьхи». И вот здесь-то и произошло буквально чудо. Передача стала очень популярной среди калининградцев. Каждый вторник в восемь вечера перед экранами телевизоров в ожидании очередного выпуска «Автоэкзотики» устраивались не только автолюбители и те, кто интересуется техникой, но и молодёжь, студенты, школьники и даже домохозяйки. Очень скоро авторы «Автоэкзотики» смогли, по сути, переломить менталитет обывателей, изменить их взгляды и отношение к старым автомобилям.

Что, мол, отживающие свой век транспортные средства — это не вёдра с болтами, не ржавые корыта, заслуживающие только одной участи — сдачи на металлолом. А это, в первую очередь, памятники технической культуры, это — история. И их надо сохранять, восстанавливать, трепетно к ним относиться. И в таком же свете воспитывать подрастающее поколение. Ну как здесь не вспомнить поистине пророческие слова изобретателя и основателя автомобильной империи Генри Форда: «История автомобилей — это, без малого, история всего народа, к которой следует относиться бережно и с уважением».

Следует заметить, что это высказывание Форда относится ещё к началу 30-х годов — на заре возникновения автомобилизма.

Акция с «Волгами» и «Победами»

Как долго выходила эта передача на Калининградском телевидении?

«Автоэкзотика» выходила в эфир до августа 2004 года. Всего телезрители смогли увидеть около 120 выпусков этой передачи — одной из самых рейтинговых на местном телевидении тех лет.

Однажды мне и Александру Щеглову пришла мысль провести на калининградском телевидении конкурс на лучшее содержание и техническое состояние раритетных советских автомобилей «Победа» и «Волга». А итоги конкурса подвести накануне Дня Победы на площади Победы. С поддержкой этой идеи выступил действующий тогда губернатор Калининградской области Владимир Егоров.

Предстоящую акцию регулярно анонсировали в информационной программе «Вести» и программе для автомобилистов «Мотор». И вскоре на редакционный телефон посыпались заявки от желающих поучаствовать в этом состязании. Многие владельцы старых «Волг», уже махнувшие рукой на свои вышедшие из моды архаичные автомобили, вдруг почувствовали, что у старых машин начинается новая жизнь. И эти автомобили — не какой-нибудь никому не нужный хам, а настоящие раритеты, которыми можно гордиться и восхищаться. «Волги» и «Победы» доставали с консервации, мыли, начищали, полировали — готовили к участию в съёмках.

«Автомобили «Титаника»

Кадр из фильма «Автомобили «Титаника» (передача «Автоэкзотика», ГТРК «Янтарь», 2004 год). Автор и ведущий «Автоэкзотики» Юрий Грозмани берёт интервью у известного исследователя морских глубин и соавтора американского фильма Джеймса Кеймерона «Титаник» — профессора Анатолия Сагалевича, который рассказывает о найденных останках автомобилей в чреве затонувшего в 1912 году суперлайнера.

Конкурс провели. Награды победителям вручал председатель ГТРК «Янтарь» Валерий Мельченко вместе с автором и ведущим программы «Мотор» Александром Щегловым. Первое место тогда досталось калининградцу Граэру Оганесяну на бежевой «Волге» ГАЗ-21. Впоследствии Оганесян стал одним из самых активных участников «АвтоРетроКлуба-Калининград».

Калининград. Площадь Победы. Коллекционер Граэр Оганесян возле своей «Волги» ГАЗ-21 Р . Фото Юрия Грозмани.

В 2004 году в формате «Автоэкзотики» был создан документальный фильм «Автомобили «Титаника», который был удостоен специального приза Российского телевидения.

За годы выхода в эфир «Автоэкзотики» в то время я издавал ещё и газету для интересующихся историей техники — «Калининградский мотор». Выросло целое поколение автомобилистов — ценителей авто-старины.

Калининград. Площадь Победы. 2003 год. Выставка ретроавтомобилей, посвящённая автопробегу Санкт-Петербург — Монако. На снимке — автомобили калининградских коллекционеров — «Вандерер-245» и ГАЗ М 1 («Эмка») Фото Юрия Грозмани.

И совсем неслучайно, что эти автомобилисты, собравшись 12 июня 2009 года, учредили некоммерческую общественную организацию «АвтоРетроКлуб-Калининград», который вот уже скоро 10 лет как ведёт активную работу по пропаганде и сохранению исторической техники, проводит многочисленные выставки и регулярные автопробеги. Но венцом этой деятельности, безусловно, стал международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга».

12 раз обогнули экватор

Насколько мне известно, международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» посещают много гостей, владельцев ретроавтомобилей. Какой автомобиль был самым возрастным?

Вы правы, за годы проведения международных фестивалей ретроавтомобилей Калининград посетили более 400 гостей на 150 олдтаймерах из семи европейских государств.

Самым возрастным автомобилем оказался немецкий «Шпербер», который совершил беспрецедентный переезд — своих ходом доехал из Брюсселя до Калининграда, преодолев в общей сложности 1250 километров. За рулём автоветерана сидел водитель-ветеран, которому к тому времени исполнилось уже 79 лет.

Владелец автомобиля «Шпербер» 79-летний житель немецкого города Хамельн катает на своём олдтаймере тогдашнего главу Калининграда Александра Ярошука. Калининград. Площадь у Дома Советов. Май, 2015 года. Фото из архива «АвтоРетроКлуба-Калининград».

Автомобиль «Шпербер», 1911 года выпуска, приехал своим ходом из Брюсселя на фестиваль «Золотая тень Кёнигсберга». Калининград. Площадь у Дома Советов. Май, 2015 года. Фото из архива «АвтоРетроКлуба-Калининград».

И ещё одна цифра. Суммарный пробег всех участников, следовавших на фестивали в Калининград равен протяжённости 12-ти экваторам.

«Конкурс Элегантности» на международном фестивале ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга». Калининград. Площадь у развлекательного комплекса «Резиденция Королей». Май, 2017 года. Фото Алексея Туголукова.

Юрий Николаевич, большое спасибо за очень интересный рассказ! От всей души желаю фестивалю дальнейшего развития и прибавления владельцев ретроавтомобилей в «АвтоРетроКлуб — Калининград»!

В одной из следующих встреч мы более подробно поговорим о Клубе и истории его создания. 

Обязательно! И Вам спасибо! Впереди много интересных тем об автомобилях «Янтарного края».

Выражаю благодарность участникам «АвтоРетроКлуба-Калининград» за материал предоставленный для этой публикации.

Ну, а наша рубрика «Авторетро» продолжается.

Игорь Вишняков

 

«АвтоРетроКлуб Калининград»

 

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя