Асфальт и брусчатка
Средь барских колоннованных трущоб,
Где затерялась времени перчатка,
На перекрестке встретились лоб в лоб
Асфальт недавний с вековой брусчаткой.
И стал асфальт брусчатке говорить:
«Ты так стара, что и подумать страшно!
Давно пора бы мною заменить
Твой допотопный панцирь черепаший!
Смотри, как спинка у меня ровна!»
Брусчатке было спорить неохота,
Ведь сотню лет лежала здесь она,
А тот асфальт тридцатым был по счету.
Вот так самовлюбленный дилетант
Бросает вызов мастеру надменно,
Но не за каждой речью дерзновенной
Скрывается непризнанный талант.
Олеся Емельянова. 2010 г.

В городе Советске Калининградской области сохранилось множество дорог покрытых брусчаткой.

Благородный камень помнит многое. Помнит кареты аристократов, телеги груженые товарами и лязг гусениц бронетехники.

Иногда ей не дают это забыть.

Многие мостовые Тильзита пережили войны и советский период, когда город восстанавливался из руин.

Дошедшие до нас гранитные дороги Советска не такие ровные как раньше. Волнообразные, с выбоинами и следами многочисленных неквалифицированных ремонтов.

Тем не менее брусчатка на улицах Советска – элемент истории города, и можно сказать является памятником архитектуры.

Гранитный камень для улиц Тильзита привозили из Силезии. Там его выпиливали, шлифовали, и он обретал привычный нам вид брусчатки.

Поскольку, в изготовлении брусчатки использовались разные сорта гранита, камни могут отличаться цветом. Наверняка многие люди замечали на одной и той же дороге вымощенной брусчаткой камни разных оттенков.

В Тильзит камень для мостовых доставляли водным путём на баржах.

Чаще всего брусчаткой выкладывали лишь центральные части дорог, а боковые части заполняли простым булыжником. Делалось это из экономии.

Специально обученные мастера добивались очень точной подгонки каждого камня. Зазор между камнями минимальный. Из-за увеличенного зазора брусчатка может со временем просто вылетать из дорожного покрытия.

Делалось всё вручную, специальных машин попросту не было. Как нет и сейчас. Только подгонка и правильная трамбовка.

Ремонт дороги в Кёнигсберге

Тротуары обрамлялись серым и красным гранитным бордюрным камнем.

В мощении тротуаров раньше использовали различные материалы.

Мостили «Шарлоттенбургскими» плитами (таковые в Тильзите тоже применялись и частично сохранились на некоторых улицах Советска), небольшим булыжником, мелкой брусчаткой, каолиновой плиткой, «Фридрихштадтской» бетонной плиткой и кое-где небольшими по размеру черными камнями. Черные камешки не что иное, как габбро-диабаз. Эта полнокристаллическая мелкозернистая вулканическая горная порода, химически и по минеральному составу близка к базальту.

Камни из  габбро-диабаза отлично полируются.

В общем, история под ногами. На тему мостовых Тильзита можно рассказывать много.

Каменная история Тильзита часто просто «переселяется» с дорог старого города на частные территории, становясь элементом дизайна. А то и просто «уходит в неизвестном направлении».

А все попытки ремонта брусчатого дорожного покрытия заканчиваются полной неудачей. Работа не обученных мастеров остаётся на виду долгие годы.

Так и живём, уничтожая то что было построено до нас, толком не научившись строить подобное.

Игорь Вишняков

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Нужная, интересная информация! Необходимо знать историю города в котором живешь, даже если уехал навсегда. Спасибо!

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя