Полсотни шедевров

Откровенно говоря, воображение калининградцев ретроавтомобилями уже давно не поразишь. Как минимум раз в год — на День города — местные любители автостарины выкатывают свои раритеты на всеобщее обозрение.

Однако, на этот раз «АвтоРетроКлуб-Калининград» обещает устроить нечто особенное.

Три дня подряд с 24 по 26 мая 2019 года в Калининграде будет проходить уже четвёртый по счёту международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга», на который съедутся обладатели 65-70 по-настоящему редких и эксклюзивных машин из Европы. И это не просто старые автомобили. Это — шедевры технического искусства.

Организаторы ожидают, что на открытие фестиваля, которое состоится в 11 утра 25 мая на площадке у развлекательного комплекса «Резиденция королей» придут более десяти тысяч калининградцев и жителей области. Таким образом, будет установлен очередной рекорд посещаемости фестиваля.

 

Культурный потенциал

Подготовка к этому интернациональному форуму ведётся уже более года. Международным отделом администрации Калининграда и членами «АвтоРетроКлуба-Калининград» рассылаются приглашения в посольства и консульства европейских государств, в объединения любителей олдтаймеров, в муниципалитеты городов-побратимов. Фактически была организована адресная работа с владельцем каждого раритета. Отправлены тысячи писем…

Активисты «АвтоРетроКлуба-Калининград» выезжали на международные слёты в страны Прибалтики, Польшу, Германию и во Францию — рассказывали о традициях ретрофестивалей в Калининграде. Большую работу провели и с автомобильными клубами Великобритании. Результат не замедлил сказаться — хотя до открытия фестиваля ещё более двух месяцев, но заявки уже подали более шестидесяти участников из семи европейских государств.

Вообще, по масштабу проведения — фестиваль в Калининграде считается сейчас одним из самых значимых и изысканных мероприятий в Европе. Именно поэтому в члены судейской коллегии включён эксперт из Великобритании известный журналист, доктор исторических наук, профессор, и вице-секретарь Королевского автомобильного клуба (Лондон) Мики Харт.

Несмотря на не самую простую и дешёвую процедуру оформления российских виз, многие зарубежные автомобилисты едут к нам во второй, в третий раз и даже в четвёртый раз. Ведь им безумно понравились прошлые слёты. Ну, а организаторы хотят продемонстрировать иностранным участникам туристическую привлекательность и культурный потенциал нашего прекрасного города, радушие и гостеприимство его жителей.

Виражи старого города

Кстати, об организаторах… Как всегда, это некоммерческая общественная организация «АвтоРетроКлуб-Калининград», администрация Калининграда и горсовет Калининграда. И уже традиционно огромную помощь и личное участие в подготовке и проведении международного форума проявляет председатель горсовета Андрей Кропоткин.

Председатель городского Совета депутатов Калининграда. Кропоткин Андрей Михайлович.

Впервые в этом году мероприятие будет проводиться при поддержке правительства Калининградской области и министерства культуры и туризма. Генеральным партнёром фестиваля выступит компания «Лал-АВТО»

— Фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» задуман как некая историческая реконструкция — об этом говорит и название фестиваля, этим обусловлен и специальный отбор участников — автомобили должны быть не моложе 1956 года выпуска, — объясняет организатор фестиваля, председатель «АвтоРетроКлуба-Калининград» Артур Орёл. — Первый этап фестиваля — это театрализованное шоу «Виражи старого города». Каждому владельцу олдтаймера будет предложено преодолеть довольно непростую дистанцию — змейки, крутые развороты, тест на точность остановки, проезды «разрушенных мостов», движение задним ходом по трассе с препятствиями. И всё это на время, которое беспристрастные судьи будут засекать по секундомеру.

Второй этап — «Конкурс элегантности». Он пройдёт в лучших традициях европейских конкурсов «Золотой эпохи», которые собирали тысячи зрителей в Баден-Бадене, Биаррице, Онфлёре, Каннах…

Публика сможет оценить дизайн кузова старинного автомобиля, стиль одежды его владельца и мелодичность клаксона олдтаймера.

 Сoncours d’Elégance 

Кстати, традиция подобных состязаний появилась ещё на заре автомобилизма. Ведь как только появились самодвижущиеся экипажи, так сразу же и стали проводиться различные соревнования, целью которых было не только развлечь публику, но и как следует разрекламировать эти автомобили. Гонки, скоростные заезды, ралли на выносливость по пересечённой местности…

Но вскоре организаторы поняли, что одним рёвом мотора и лошадиными силами народ не привлечёшь. Нужно было что-то такое… Какая-то изюминка… И тогда у парижского кутюрье Поля Пуаре возникла смелая идя. Что если вместе с автомобилями демонстрировать ещё и женские туалеты, выполненные под стиль «железного коня». Идея многим пришлась по вкусу.

 Задумка маркиза де Диона

Так появились Сoncours d’Elégance — конкурсы элегантности…

Вообще, с Францией здесь связано многое… Центр её главного города, снесённый под корень, а потом заново отстроенный легендарным префектом бароном Жоржем Османом, поражал воображение приезжих. Здесь с головой уходили в творчество знаменитые писатели, поэты и художники. Этот город сосредотачивал все самые передовые и новаторские идеи.

И вот, в 1898 году в саду Тюильри по инициативе маркиза Альбера де Диона — пионера французского автопрома — провели первое в мире автомобильное шоу. И с таким размахом! Куда там Берлину, Риму и даже амбициозному Лондону…

Париж, в конце XIX — начале XX века, по-праву считался автомобильной столицей мира.

Плакат 1966 года Concours d’Elegance

«Торпедо» от кутюр

Именно в Париже прочно вошла в мировую практику идея проводить конкурсы элегантности. Поэтому по традиции название этого конкурса чаще всего пишут по-французски — Сoncours d’Elégance. Эти красочные шоу по замыслу организаторов должны были гармонично демонстрировать публике красоту кузова автомобиля, женскую элегантность и стильность одежды. Одежда от кутюр, автомобильные кузова — тоже от кутюр. Действительно, ведь о массовом производстве автомобилей тогда и речи не шло. Их выпускали сотни мелких фирм, пытавшихся пробиться на рынок. А поскольку кузова для легковых машин строились, чаще всего, по индивидуальным проектам, то это тоже входило в ранг чуть ли не настоящего искусства. За изготовление закрытых «шоффёр-купе», стремительных «торпедо» и солидных «турингов» брались известные кузовные ателье, набившие себе руку ещё на сборке карет и конных экипажей.

Да, Париж традиционно считается столицей высокого стиля и моды. Но в начале прошлого века этот город стал ещё и центром автомобильного дизайна.

 Стакан красного вина

Существует легенда, что один из самых известных кутюрье в области автомобильных кузовов Анри Шапрон, при создании своего самого экстравагантного лимузина марки «Делаэ», почерпнул вдохновение из…  рисунка импрессиониста Модильяни. Тогда ещё совершенно неизвестного и невостребованного художника.

…Париж. Март 1915 года. Для Модильяни наступили не лучшие времена. Он зарабатывал на жизнь тем, рисовал посетителей кафе. Причём, делал это не за деньги, а за порцию брокколи и стакан красного вина. В тот самый вечер Модильяни, как всегда, обосновался в кафе на Монпарнас,19. Находясь уже в состоянии сильного подпития, он делал наброски какой-то женщины. То ли пианистки, то ли певички из бара. Хотя мадам находилась в длинном платье, Мадильяни решил изобразить её в обнажённом виде…

Амедео Модильяни (1884-1920 г.г.) 

Бёдра, ягодицы и лимузин

В то самое время 29-летний Анри Шапрон, служивший в армии, получает краткосрочный отпуск. И приезжает с фронта на побывку в Париж. Заходит в кафе на Монпарнас,19 и видит, как Модильяни заканчивает свой рисунок. Округлые линии плеч, плавный изгиб бёдер и ягодиц натурщицы… Анри глаз не мог отвести от рисунка. Он пришёл в полный восторг! Придя в себя, Шапрон незамедлительно достаёт блокнот и делает несколько набросков. Позже из них родились контуры будущего лимузина — такого же округлого и вызвавшего буквально сенсацию на очередном Парижском автосалоне. Ведь в то время автомобили выпускались, главным образом, с угловатыми лишёнными всякого изыска кузовами.

Увы, лимузин от кутюрье Шапрона, установленный на шасси «Делаэ», появился на улицах французской столицы уже после смерти художника. Сейчас картины Модильяни продаются с аукционов по 60-70 миллионов долларов за полотно. Сколько стоил бы лимузин от Шапрона-Модильяни — загадка. До наших дней чудо-автомобиль не сохранился…

Автошоу на Штайндамме   

…А что же в Кёнигсберге? Здесь это движение не получило такого развития. Хотя, упоминания о Сoncours d’Elégance всё же существуют. В монографии предпринимателя Эриха Дитмайера говорится, что в один из выходных начала мая 1913 года на Штайндамме проводилась автомобильная выставка-конкурс. В ней принимали участие местные владельцы легковых автомобилей с «открытыми и закрытыми кароссери». Помимо своих отполированных до зеркального блеска «железных коней» они демонстрировали, в том числе, и последние веяния женской моды на сезон весна-лето 1913 года. Платья, шляпки, вуали…

«Хорьх» модели «25/55» на конкурсе элегантности в Кёнигсберге. 1913 год

После завершения выставки на главной улице города колонна из пятнадцати автомобилей, главным образом, германского производства, проследовала по Хуффеналлее. Мимо Тиргартена до Луизенваль (ныне Центральный парк культуры и отдыха — прим. авт.). Там играл военный оркестр. Предстоящее действо с нетерпением ожидала празднично разодетая публика. Организаторы шоу — хозяева нескольких домов модной одежды, в том числе и Эрих Дитмайер.

По итогам голосования судейской коллегии победителям присуждались призы в трёх номинациях: за самый стильный автомобиль, за самый эффектный наряд и самый изысканный головной убор. Особой награды заслужил лимузин германского производства марки «Дюркопп» за самый оригинальный звук клаксона, похожий на рёв африканского слона. Все эти события активно освещались не только в местной прессе, но и в нескольких берлинских изданиях.

Kinder, Küche, Kirche

А потом… началась Первая мировая. И о Сoncours d’Elégance лет десять никто не вспоминал.

На Сoncours d’Elégance победителям присуждались призы в трёх номинациях: за самый стильный автомобиль, самый эффектный наряд и самый изысканный головной убор.

Быстрее всех подобные тусовки стали возрождаться в благополучной Швейцарии, чуть позже — во Франции.

Когда они вновь порадовали публику Кёнигсберга — точных данных нет. Время было непростое. Война, революция, Веймарская республика…

А потом — Третий рейх. Но в рейхе вдруг вспомнили о пресловутых трёх «К» — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь) — правилах образцовой немецкой женщины-хозяйки, разработанных ещё кайзером Вильгельмом II. Какие уж тут шляпки, да вуали… Буржуазные атрибуты! А в рейхе строят национал-социализм. И, вообще, все эти конкурсы — «признак разврата». Так заклеймил Сoncours d’Elégance рейхсминистр Генрих Гиммлер, когда выступал перед выпускницами первой в Германии «школы невест офицера СС».

В Кёнигсберге тоже проводились конкурсы элегантности, но только до прихода к власти нацистов. На снимке — экипаж №187 на прекрасном спорткабриолете «Паккард» стал победителем Сoncours d’Elégance.

Гауляйтер Эрих Кох поддержал целомудренного рейхсминистра и напрочь наложил запрет на подобные мероприятия в Восточной Прусии. И после 1934 года ничего подобного уже не проводилось. А что вместо «декадансных» Сoncours d’Elégance? Только автомобильные спортивные соревнования — гонки, ралли, состязание на водительское мастерство.

В шляпках и вуалях

А что же в нынешнем Калининграде? В мае 2009 года группа энтузиастов из клуба «Олдтаймер-Калининград» и Павел Долгачёв, на то время редактор автомобильного журнала «За рулём», вспомнили о той давней забытой традиции — организовали Сoncours d’Elégance. Место для проведения конкурса выбрали неслучайно — напротив башни «Дер Дона» (музея Янтаря) возле Росгартенских ворот. Уголок старого Кёнигсберга.

Первый в истории Калининграда «Конкурс элегантности» был приурочен к Музейной ночи-2009. Автор проекта — Юрий Грозмани.

Праздник приурочили к международному проекту, проходившему под патронатом и при поддержке ЮНЕСКО — Музейной ночи. Тогда все испытывали невероятный эмоциональный подъём. Как же, приподнималась завеса истории, возрождались давние традиции. Ведь о последнем конкурсе элегантности в Кёнигсберге не было слышно с 1934 года.

Прошло 75 лет!

И вот они, эти блестящие в лучах заходящего солнца ретроавтомобили. И прекрасные девушки в шляпках и вуалях…

Театр моды и танца Юрия Малиновского и Светланы Орловой помог вывести это действо на действительно высокий профессиональный уровень. Дефиле, вечерние импозантные туалеты. Запоминающееся шоу!

Актриса театра и моды и танца Александра Грозмани и «Волга» ГАЗ-21 участника «Конкурса элегантности» Игоря Шиганова. Калининград, Музей янтаря. «Музейная ночь-2009».   

 Участнику автопробега -125 лет! 

— Конечно, чтобы от той Музейной ночи приблизиться к международному фестивалю такого уровня, как «Золотая тень Кёнигсберга», пришлось приложить немало усилий, — вспоминает экс-председатель «АвтоРетроКлуба-Калининград» Виктор Михно, занимавшийся подготовкой и организацией первых трёх фестивалей. — Временами казалось, что нам потребуется ещё 75 лет. И никакой жизни уже не хватит…

Победитель «Конкурса элегантности» на международном фестивале ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» — Томаш Рутковски из Польши на «Паккарде-443», 1928 года выпуска. Калининград. 27 мая 2017 года.

…Но на дворе год 2019-й. И вот-вот, уже стартует четвёртый в истории Калининграда фестиваль. В центре внимания — искромётное шоу автораритетов возле «Резиденции королей». А чем ещё смогут порадовать публику организаторы праздника моторов?

Участник «Конкурса элегантности» на международном фестивале ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга»  — автомобилист из Германии Клаус Соколовски на «Мерседесе- 220» W180. Калининград. «Резиденция королей». 27 мая 2017 года.

На следующий день, 26 мая, участники «Золотой тени Кёнигсберга» отправятся в 55-километровое ралли в Гвардейск. Путь, вроде, по современным меркам не слишком далёкий. Но, с учётом того, что в колонне пойдут такие ветераны, как французский «Пежо» 1894 года выпуска, немецкий «Симплекс» 1907-го и американский «Форд-Т» 1912-го, становится ясно, что полсотни километров для них — расстояние вполне приличное. И его ещё надо умудриться, преодолеть на автомобиле, которому 125 лет!..

Конкурс на водительское мастерство — «Виражи старого города». На международном фестивале ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга». Калининград. «Резиденция королей». 27 мая 2017 года.

Презентация участника международного фестиваля ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» на самом возрастном автомобиле, которому на момент этого шоу исполнилось 89 лет. Калининград. «Резиденция королей». 27 мая 2017 года.

Участник международного фестиваля ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» Петер Райземан из Германии с ловкостью демонстрирует элементы фигурного вождения на кабриолете «Мерседес-Бенц 220» W187, 1955 года — выполняет задание на точность подъезда к препятствию.

На международном фестивале ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга-2017» звания Почётный участник фестиваля был удостоен Арно Аниер из Эстонии на легендарном автомобиле «Кадиллак Де Виль Купе», 1959 года. 

Организатор международного фестиваля ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» — Виктор Михно вручает награду А. Аниеру, участнику из Эстонии.

«Дефиле в стиле Прованс»

В 11 утра на главной площади древнего города Тапиау начнётся историческое театрализованное шоу ретроавтомобилей «Дефиле в стиле Прованс». В чём, собственно выражается этот стиль? «Прованс» в буквальном переводе — это «провинция». Понятие — французское. Да и традиции прекрасных автомобильных шоу рождены тоже на родине Вольтера. К тому же, Тапиау — город провинциальный. И самыми тесными узами всегда был связан с западноевропейской культурой и искусством. Кстати, художник Ловис Коринт, родившийся и выросший именно в Тапиау, долгое время учился в Париже у известных живописцев. В том числе и у импрессионистов… То есть наше «провинциальное дефиле» ретроавтомобилей проникнуто стилем французским. Как того и требуют традиции подобных мероприятий…

Конечно, в основной программе шоу — именно Сoncours d’Elégance, поставленный в лучших традициях «Золотой эпохи». Включающий фигурное вождение и демонстрацию в движения уникальных образцов отечественной и зарубежной техники. «Победы», «Волги», «Москвичи», «Ситроены», «Кадиллаки», «Паккарды», «Крайслеры», «Мерседесы», «Шевроле» и даже два королевских «Роллс-Ройса» в этот день смогут увидеть жители Гвардейска на центральной площади города.

 

Тайны «Чёрного орла»

 После экстравагантного и захватывающего дефиле жители города смогут перевести дух, собраться с мыслями и не спеша осмотреть диковинные экспонаты реликтовой автотехники. И даже сфотографироваться рядом с ней. А участники фестиваля, тем временем, отправятся на экскурсию, чтобы приобщиться к историческим достопримечательностям «провинциального» города, заложенного ещё Крестоносцами. Смогут осмотреть Орденский замок XIII века, Лютеранскую кирху 1694 года с колокольней в форме пирамиды, дом художника Ловиса Коринта, окутанную тайнами гостиницу «Чёрный орёл», экзотический «Дом Кошек», старинную ратушу со знаменитыми музыкальными часами на башне… А также проникнуться атмосферой прекрасного средневекового города Тапиау с интересной и загадочной историей.

После обеда колонна олдтаймеров покинет Гвардейск и возьмёт курс на другое знаковое историческое место — замок Лангендорф. Вот там-то и будет поставлена финальная точка фестиваля. После вечернего кофе и прощания команд, участники разъезжаются по домам.

 

Юрий Грозмани

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя