На IV Международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга-2019», который в конце мая проходил в Калининграде, прибыло рекордное количество участников. Из девяти европейских стран! 159 человек в составе 71- го экипажа!

Популярность «Золотой тени» в Прибалтике и Восточной Европе растёт! Да и не только в Восточной… Потому что в этом году в Калининград приехали автомобилисты не только из Германии, но и из Финляндии и Великобритании. 

Профессор из Лондона

Торжественное открытие фестиваля состоялось ровно в полдень 25 мая напротив одного их самых красивейших мест Калининграда — развлекательного комплекса «Резиденция королей». Гости из Европы на своих раритетных автомобилях выстроились слева и справа от центральной сцены. Автомобилей в этом году было так много, что часть экспозиции организаторам пришлось разместить на территории БФУ имени Канта. Там же проходила и анонсированная выставка-вернисаж «Рождённые на Волге», посвящённая 65-летию выпуска первого в истории автомобиля «Волга» ГАЗ-21.

Гости из Европы на своих раритетных автомобилях выстроились слева и справа от центральной сцены.

После приветственных выступлений председателя горсовета Калининграда Андрея Кропоткина, президента «АвтоРетроКлуба-Калининград» Артура Орла и приглашённого в качестве эксперта профессора из Лондона мистера Мика Харта, началось феерическое представление — шоу программа Les virages de la ville ancienne. В переводе с французского — «Виражи старого города». В программу входили состязания по водительскому мастерству на старинных автомобилях на время, засекаемое по секундомеру.

После приветственных выступлений председателя горсовета Калининграда Андрея Кропоткина, президента «АвтоРетроКлуба-Калининград» Артура Орла и приглашённого в качестве эксперта профессора из Лондона мистера Мика Харта, началось феерическое представление — шоу программа Les virages de la ville ancienne.

По французским традициям

— Мы использовали французский язык на фестивале совсем не для того, чтобы блеснуть знанием языка Великого Вольтера, — объясняет автор проекта фестиваля «Золотая тень Кёнигсберга» журналист Юрий Грозмани.

— Просто мы следуем тем традициям, которые были заложены при проведении подобных мероприятий в России до 1917 года. Да и в Европе тоже… Франция на рубеже XX века по-праву носила титул «Автомобильной столицы мира». Вот на Францию все и равнялись. Ведь именно по инициативе маркиза Де Диона, пионера французского автопрома, в 1898 году в саду Тюильри провели первое в мире автомобильное шоу. И с таким размахом!

Кстати, в Кёнигсберге, когда весной 1913 года проводили первый в истории города Le Concours d’Еlégance (Конкурс Элегантности), также звучал французский…

— Мы использовали французский язык на фестивале совсем не для того, чтобы блеснуть знанием языка Великого Вольтера, — объясняет автор проекта фестиваля «Золотая тень Кёнигсберга» журналист Юрий Грозмани.

«Розовое фламинго»

На фестивале «Золотая тень Кёнигсберга-2019» Le Concours d’Еlégance прошёл в лучших традициях европейских конкурсов «Золотой эпохи», которые собирали тысячи зрителей в Баден-Бадене, Биаррице, Онфлёре, Каннах… Публика смогла оценить дизайн кузова старинного автомобиля, стиль одежды его владельца и мелодичность клаксона олдтаймера.

Каждого участника, въезжавшего на специальный подиум, обозначенный красными ковровыми дорожками и позолоченными стойками, встречали актрисы театра моды и танца Юрия Малиновского. Девушки предстали перед гостями в вечерних платьях в стиле «ретро», исполненных в  нежно-розовых тонах. Коллекция «Розовое фламинго» была подготовлена специально для фестиваля 2019 года художником-стилистом лауреатом премии «Вдохновение» Светланой Орловой.

Каждого участника, въезжавшего на специальный подиум, обозначенный красными ковровыми дорожками и позолоченными стойками, встречали актрисы театра моды и танца Юрия Малиновского.

По брусчатке Кёнигсберга

По итогам «Конкурса Элегантности» в номинации Classique (автомобили, выпущенные до Второй мировой войны), главного приза был удостоен калининградец Михаил Гвозденко, который выступал на автомобиле германского производства «Ханомаг-Штурм 23Kl», 1936 года выпуска. Михаил, его супруга Ольга и отец Валерий Иванович создали великолепный сценический образ кёнигсбергских автомобилистов второй половины 30-х годов прошлого века. А уникальность самого автомобиля состояла в том, что до 1939 года именно этот «Ханомаг», и это удалось выяснить по сохранившемуся номеру кузова (№831683), колесил по брусчатке Кёнигсберга. А его хозяин коммерсант Франк Неклер стал участником одной нашумевшей криминальной истории. По ложному доносу завистника-соседа его арестовали, обвинили в тяжком преступлении и приговорили к высшей мере наказания. Автомобиль в этом громком процессе фигурировал как вещественное доказательство преступления.

По итогам «Конкурса Элегантности» в номинации Classique (автомобили, выпущенные до Второй мировой войны), главного приза был удостоен калининградец Михаил Гвозденко, который выступал на автомобиле германского производства «Ханомаг-Штурм 23Kl», 1936 года выпуска.

Известный кёнигсбергский драматург Герман Гезе по материалам судебного процесса над Франком Неклером написал в 1939 году пьесу «Убить жену в Кёнигсберге». Пьеса вызвала немалый интерес, однако начавшаяся война помешала её постановке в театре.

А уникальность самого автомобиля состояла в том, что до 1939 года именно этот «Ханомаг», и это удалось выяснить по сохранившемуся номеру кузова (№831683), колесил по брусчатке Кёнигсберга.

Герой детективного романа

— Уже после Второй мировой войны к сюжету этой пьесы обратились французские мастера детектива Пьер Буало и Тома Нарсежак, — рассказывает Юрий Грозмани. — Место действия ими было перенесено из Кёнигсберга 30-х годов в Париж 50-х. А главный герой ездил уже, соответственно, не на «Ханомаге-Штурм», а на французской малолитражке. Криминальный психологический роман вышел в 1952 году под названием «Та, которой не стало» и получил мировое признание. В начале 70-х годов прошлого века был переведён на русский язык и стал одним из самых популярных детективных романов в Советском Союзе. Даже представить себе трудно, что вся эта история произошла с автомобилем, который сейчас был представлен на нашем фестивале…

Шедевр от «Эрдманн и Росси»

…Во внезапно наступившей тишине резко прозвучала барабанная дробь. Тысячи зрителей «Золотой тени» затаили дыхание. Их взгляд был прикован к золотистому пологу, скрывавшему нечто внушительное. По очертаниям, скорее всего — старинный автомобиль. Похожая на бархат материя искрилась на солнце, ещё больше возбуждая интерес публики.

Человек с строгом сером костюме и старомодной шляпе на пару с помощником откинули покрывало.

— Ах! — вырвалось у самых эмоциональных зрителей.

Перед обступившими плотным кольцом людьми действительно предстал автомобиль 30-х годов. Чёрного цвета. С огромными блестящими фарами, хромированной облицовкой радиатора и сияющим бампером.

— Спасённый шедевр техники! — громко в микрофон объявил ведущий.

…Вот так на фестивале прошла презентация поистине уникального автомобиля — кабриолета  «Мерседес-Бенц 290», 1935 года, кузов которого был изготовлен легендарным дизайнерским ателье с мировым именем — «Эрдманн и Росси».

В номинации Les chefs-d’œuvre sauvés  («Спасённые шедевры») за сохранение уникальной исторической техники хозяин «Мерседеса» — архитектор из Каунаса Станиславас Барткявичус, был удостоен главного приза фестиваля — Большого Золотого кубка.

Перед обступившими плотным кольцом людьми действительно предстал автомобиль 30-х годов. Чёрного цвета. С огромными блестящими фарами, хромированной облицовкой радиатора и сияющим бампером.

Английское кино

В семье Барткявичусов этот «Мерседес» находится уже 60(!) лет. Отец Станиславаса Барткявичуса — Юлиус, начиная с 1950, почти десять лет отработал шофёром на этом автомобиле — возил ректора каунасскаго политехнического института. Когда автомобиль полностью износился и поступило указание его списать, Юлиус выкупил одряхлевший раритет. Потом долгие годы его восстанавливал. И автомобиль стал обычной разъездной машиной. Транспорт на каждый день. Катались к родственникам в деревню, возили по 6-8 мешков картошки в салоне…

В семье Барткявичусов этот «Мерседес» находится уже 60(!) лет.

В последние годы Станиславас провёл очень серьёзную и профессиональную реставрацию автомобиля. И теперь «Мерседес» — неизменный участник выставок, фестивалей. Снимается в кино. Один из самых известных фильмов с его участием — картина английского режиссёра Николаса Рентона «Дядя Адольф». Премьера картины состоялась в 2005 году и рассказывает о нетрадиционных пристрастиях руководителя одного из недружественных нам государств…

В номинации Les chefs-d’œuvre sauvés  («Спасённые шедевры») за сохранение уникальной исторической техники хозяин «Мерседеса» — архитектор из Каунаса Станиславас Барткявичус, был удостоен главного приза фестиваля — Большого Золотого кубка.

Смертельное очарование

Кубок в номинации Le charme fatal («Смертельное очарование»), по замыслу организаторов фестиваля, должен быть достаться автомобилю, владельцем которого были весьма известные личности с не совсем праведной репутацией…

По единогласному мнению жюри победителем в этой номинации стал «Крайслер» модели «СО6», 1933 года. А кубок был вручён нынешнему владельцу раритета (разумеется, с репутацией истинного джентльмена) — коллекционеру из эстонского города Пярну — Райво Ханнусу.

Кубок в номинации Le charme fatal («Смертельное очарование»), по замыслу организаторов фестиваля, должен быть достаться автомобилю, владельцем которого были весьма известные личности с не совсем праведной репутацией

Легенда гласит, что именно этот «Крайслер» в далёком 1933 году был приобретён по распоряжению известного гангстера Аль Капоне. Хотя тогда криминальный авторитет уже находился в тюрьме. Правда, вынашивал планы совершить дерзкий побег и скрыться от американской полиции в Великобритании. С этой целью он дал команду своим подручным переправить часть имущества, включая и автомобиль, из Америки в Старый свет.

По единогласному мнению жюри победителем в этой номинации стал «Крайслер» модели «СО6», 1933 года. А кубок был вручён нынешнему владельцу раритета (разумеется, с репутацией истинного джентльмена) — коллекционеру из эстонского города Пярну — Райво Ханнусу.

«Крайслер» Аль Капоне

…Но с побегом у Аль Капоне ничего не вышло. А дотошные английские таможенники, почувствовав неладное, наложили арест на собственность весьма сомнительного происхождения. В результате бедолага «Крайслер» простоял на штраф-площадке долгих пять лет, после чего был продан с аукциона. И только в 1975 году английские историки идентифицировали конфискованный когда-то «Крайслер», как автомобиль Аль Капоне. Раритет в очередной раз был выкуплен и передан в британский «Музей на Колёсах» Болье.

А теперь «Крайслер» предстал перед калининградскими зрителями. И даже-таки весьма успешно выступил в гонках на «Виражах старого города», позабавив публику скрипом тормозов, визгом резины и способностью стремительно преодолевать разрушенные мосты и прочие шуточные и нешуточные препятствия. Уж что-что, а удирать от погони машины Аль-Капоне умели!

Уж что-что, а удирать от погони машины Аль-Капоне умели!

Трофей коменданта Кёнигсберга

Награда в номинации — Le rendez-vous avec la brise («Рандеву с ветерком») присуждалась за самый элегантный кабриолет. Её удостоился гость из Вильнюса Арунас Адомайтис и его прекрасный спортивный родстер, 1939 года выпуска, БМВ-327.

Так сложилось, что именно этот БМВ-327 имеет самое прямое отношение к истории Калининградской области. Он когда-то принадлежал коменданту, тогда ещё Кёнигсберга, советскому полковнику Красовскому. Боевой трофей с 1944 года.

А дело было так… В далёком 1978 году автомеханик вильнюсского театра Адомайтис, приехав в Калининград, увидел этот автомобиль в гараже ветерана. Правда, машина была уже после аварии, вся битая, ржавая и наполовину вросла в землю. Красовский согласился поменять свой раритет на новенький с конвейера «Москвич». Но у Адомайтиса таких денег не было и он вернулся в Литву ни с чем. Потом он приезжал в Калининград довольно часто, всякий раз встречался с Красовским, но безрезультатно.

Так сложилось, что именно этот БМВ-327 имеет самое прямое отношение к истории Калининградской области. Он когда-то принадлежал коменданту, тогда ещё Кёнигсберга, советскому полковнику Красовскому. Боевой трофей с 1944 года.

Ради прекрасного БМВ

Сделка состоялась лишь в 1980 году. Настойчивый автомобилист из Литвы заплатил за полусгнивший остов когда-то прекрасного родстера 4200 рублей. И был невероятно счастлив. Восстанавливал БМВ более 30 лет — то есть ровно половину своей жизни. На фестивале «Золотая тень Кёнигсберга» в 2014 году он был удостоен приза зрительских симпатий.

Такой же точно БМВ-327 часто упоминается в связи с историей советской внешней разведки — им владела с конца 30-х годов до самых последних дней Великой Отечественной войны русская актриса Ольга Чехова — племянница супруги великого писателя Антона Павловича Чехова. По одной из версий в то время она входила в подпольную группу. И вместе с разведчиком-диверсантом Игорем Миклашевским готовила покушение на лидера Третьего рейха.

Награда в номинации — Le rendez-vous avec la brise («Рандеву с ветерком») присуждалась за самый элегантный кабриолет. Её удостоился гость из Вильнюса Арунас Адомайтис и его прекрасный спортивный родстер, 1939 года выпуска, БМВ-327.

В кинематографе БМВ-327 тоже засветился — снялся в фильме «Посол Советского Союза» (реж. Георгий Натансон, 1969 год), где участвовал в сцене головокружительной погони по Стокгольму и серпантину какой-то неведомой горной дороги. По сюжету родстер, находясь на службе агентов немецкой разведки, преследовал дипломатический советский ЗиС-101, который вёз на секретную встречу посла СССР Александру Коллонтай.

Такой же точно БМВ-327 часто упоминается в связи с историей советской внешней разведки — им владела с конца 30-х годов до самых последних дней Великой Отечественной войны русская актриса Ольга Чехова — племянница супруги великого писателя Антона Павловича Чехова.

Скрытый потенциал

Награда в номинация — Le potentiel caché («Скрытый потенциал») досталась американскому «Студебеккеру Коммандер Сикс», 1938 года, и его хозяину — коллекционеру Раймонду Пярн из эстонского города Пярну.

«Скрытый потенциал» — весьма необычная номинация, которая присуждается автомобилю, получившему самые прогрессивные для своего времени новинки в конструкции. И действительно, модель «Коммандер», 1938 года, приобрела в качестве стандартного оборудования сразу такое количество инноваций, что была способна сделать настоящий переворот в представлении об автомобилях того времени… Это и кондиционер, и обогрев лобового стекла, и радиоприёмник. И даже полуавтоматическая коробка передач — она имела повышающую передачу «овердрайв», которая включалась без участия водителя на скорости свыше 75 км/час. А это, в свою очередь, позволяло существенно экономить топливо. Хотя, надо заметить, в то время о такой проблеме пока ещё мало кто задумывался.

Награда в номинация — Le potentiel caché («Скрытый потенциал») досталась американскому «Студебеккеру Коммандер Сикс», 1938 года, и его хозяину — коллекционеру Раймонду Пярн из эстонского города Пярну.

«Скрытый потенциал» — весьма необычная номинация, которая присуждается автомобилю, получившему самые прогрессивные для своего времени новинки в конструкции.

Ошибка Раймонда Леви

Чтобы закрепить подлинный триумф «машины будущего», компания «Студебеккер» заключила контракт с одним из ведущих дизайнеров-стилистов того времени Раймондом Леви. Ему предлагалось разработать внешний облик самого современного в США автомобиля. Чтобы уж наверняка уложить на обе лопатки всех конкурентов.

…И он разработал. Американцы посмотрели на великое творение Леви и… ничего не поняли. Новинка не оправдала надежд. Из-за необычного внешнего облика машину покупали очень неохотно. Ситуацию не спасали ни полуавтоматическая коробка передач, ни приёмник ни, тем более, кондиционер. Это был полный провал!

…Но только сейчас, спустя 80 лет, понимаешь, какой большой, но, увы, скрытый потенциал был заложен в этой необыкновенной машине. И она достойна награды!

Модель «Коммандер», 1938 года, приобрела в качестве стандартного оборудования сразу такое количество инноваций, что была способна сделать настоящий переворот в представлении об автомобилях того времени.

Путешествие в «рай земной»

На фестивале «Золотая тень Кёнигсберга-2019» была представлена широкая гамма автомобилей «Форд-Т». Причём, самых разных вариаций. И самых разных годов выпуска.

Ну, что сказать о модели «Т»? Автомобиль, который, Америку «посадил на колёса».

И был воспет классиком Джоном Стейнбеком в знаменитых «Гроздьях гнева». Автомобиль простых американцев, для которых это был не просто транспорт или даже друг семьи. Это — неугасаемая надежда на лучшую жизнь и светлое будущее. Ибо в «рай земной» под названием Калифорния да ещё и в эпоху Великой депрессии простой люд со всеми пожитками мог добраться только на «Форде-Т». Такая вот непреложная истина…

Ну, что сказать о модели «Т»? Автомобиль, который, Америку «посадил на колёса».

Как однажды подметил всё тот же Стейнбек, американцы имели очень слабое представление о планетарной системе, но отлично разбирались в планетарной коробке передач «Форда-Т».

И именно этот хитроумный агрегат, у которого передачи включались не привычным рычагом, а педалями, давал просто потрясающие динамические возможности. Водитель при желании был в состоянии почти мгновенно поменять направление движения. Например, при езде вперёд мог резко дать задний ход. И наоборот. Этим с успехом пользовались в постановке трюковых сцен комики эпохи немого кино — Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд…

Опередил «Мустанга»

 Этим свойством не преминул воспользоваться и гость фестиваля из Таллина — Уллар Сувемаа, выступавший на спортивной версии «Форда-Т» модели «Спидстер», 1912 года.

«Форда-Т» модели «Спидстер», 1912 года.

Сувемаа на соревнованиях «Виражи старого города», выполнив все сложнейшие элементы с подъездами, отъездами и прочими непростыми элементами, показал просто невероятное маленькое время — 1 минуту 07 секунд. Оставив далеко позади «Мерседесы» 60-х и 70-х… И «Кадиллаки» с «Волгами»… И даже короля спорткаров — «Форд-Мустанг».

Сувемаа удостоился двух больших Золотых кубков — за победу в скоростном заезде — награда в номинации Le Virtuose Ancien («Старый виртуоз»). И награда в номинации La Légende («За самый исторический автомобиль»).

Участник из Таллина — Улаар Сувемаа удостоился двух больших Золотых кубков — за победу в скоростном заезде — награда в номинации Le Virtuose Ancien («Старый виртуоз»). И награда в номинации La Légende («За самый исторический автомобиль»)

В номинации Le monde sans frontières («Мир без границ») награду получил участник, который проделал самый длинный путь при следовании на фестиваль. Им оказался 77-летний автомеханик из Бранденбурга Петер Фрёлих, прибывший в Калининград на «Форде-Т», 1917 года, с кузовом «Туринг Кабрио». К слову сказать, именно у такого «Форда» прослеживается самая прямая связь с советской историей. Подобным автомобилем в годы Гражданской войны пользовался легендарный полководец Василий Чапаев.

В номинации Le monde sans frontières («Мир без границ») награду получил участник, который проделал самый длинный путь при следовании на фестиваль. Им оказался 77-летний автомеханик из Бранденбурга Петер Фрёлих, прибывший в Калининград на «Форде-Т», 1917 года, с кузовом «Туринг Кабрио».

«Прощай, оружие!»

Третий «Форд-Т», прикативший на фестиваль в Калининград, оказался 1920 года выпуска. Его хозяин — строитель из Варшавы — Рышард Пётровски. Он и стал победителем в весьма необычной номинации Adieu, les armes! («Прощай, оружие!») — за фатальную сопричастность автомобиля к Великим эпохам. И поспорить с этим трудно. Ведь автомобиль собирали на небольшом заводе в Варшаве из запчастей, поступавших из-за океана, специально для нужд Польской армии. Когда затевался этот «варшавский» проект, подразумевалось, что автомобиль будет направлен в район боевых действий. Но Первая мировая война закончилась и «Форд» попал не на фронт, а во второй бронетанковый батальон, расквартированный в городе Тарнобжеге. Его определили на длительную консервацию в качестве штабного автомобиля. На складах он простоял почти 20 лет. А буквально накануне начала Второй мировой был списан как устаревший образец военной техники. Этот «Форд» просто чудом избежал фронтовых будней. И сейчас это — единственный уцелевший экземпляр транспорта Польской армии периода до 1945 года. В общем, прощай, оружие!

Третий «Форд-Т», прикативший на фестиваль в Калининград, оказался 1920 года выпуска. Его хозяин — строитель из Варшавы — Рышард Пётровски. Он и стал победителем в весьма необычной номинации Adieu, les armes!

Кстати, Великий писатель Эрнест Хемингуэй в годы Первой мировой воевал в Италии и ездил на санитарных фургонах, оборудованных на базе именно «Фордов-Т». А впечатления от фронтовых будней позже легли в основу его самой знаменитой антивоенной книги «Прощай, оружие!»

Этот «Форд» просто чудом избежал фронтовых будней. И сейчас это — единственный уцелевший экземпляр транспорта Польской армии периода до 1945 года. В общем, прощай, оружие!

Фаворит зрительских симпатий

В конкурсе зрительских симпатий Sympathique Золотой кубок достался гостю из Каунаса — Витатасу Гинейке, приехавшему на фестиваль на ярко-красном кабриолете «Кадиллак-Эльдорадро», 1975 года. Фаворит был определён в ходе почти трёхчасового голосования, в котором участвовали несколько тысяч калининградцев, прибывших в качестве зрителей на площадку развлекательного комплекса «Резиденция королей».

В конкурсе зрительских симпатий Sympathique Золотой кубок достался гостю из Каунаса — Витатасу Гинейке, приехавшему на фестиваль на ярко-красном кабриолете «Кадиллак-Эльдорадро», 1975 года.

В последний день фестиваля, в воскресенье, 26 мая, участники совершили 65-километровый автопробег по маршруту Калининград — Гвардейск — замок Лангендорф.

Гости из Европы остались в восторге от радушного приёма, который оказали им калининградцы и организаторы фестиваля. Они были единодушны в своём мнении: «Вы блестяще продемонстрировали русское гостеприимство и европейскую организацию. Мы с удовольствием приедем на ваш следующий фестиваль «Золотая тень Кёнигсберга», который, как нам уже объявили, состоится в 2021 году…»

Справка
Имение «Langendorf» принадлежало древнейшему прусскому роду, и до 1945 года непрерывно находилось в руках дворянской фамилии Пербандт, который обосновался в Замланде еще до прихода Немецкого ордена.

В последний день фестиваля, в воскресенье, 26 мая, участники совершили 65-километровый автопробег по маршруту Калининград — Гвардейск — замок Лангендорф.

Традиция фестиваля — каждый участник оставляет на память свой автограф на флаге «Золотой тени Кёнигсберга».

И вот — финальный штрих фестиваля — прощальное фото на память. До новых встреч!

26 мая 2019 года. 17 часов 30 минут. Имение Лангендорф. Гости «Золотой тени Кёнигсберга» разъезжаются по домам.

                                                             *     *     *

Как и в прошлые годы Международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кёнигсберга», организовал «АвтоРетроКлуб-Калининград» совместно с городским советом депутатов и администраций Калининграда при поддержке Министерства по культуре и туризму Калининградской области.

Генеральные партнёры фестиваля — компания «ЛАЛ-Авто», «ЗЭТФ ТРЕЙДИНГ». При поддержке развлекательного комплекса «Резиденция королей».   
Генеральным информационным партнёром выступила медиагруппа «Балтик Плюс».

 

Юрий Грозмани

 

Фото: Игорь Вишняков, Юрий Грозмани, Екатерина Гармаш, Владислав Беляев, Павел Долгачёв, Артём Асташёнок, Игорь Свиридов, Галина Наумова и фотографии из архива «АвтоРетроКлуб-Калининград».

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя