Рассказ о велопутешествии, начавшемся как поездка по местам боёв разведгруппы «Джек», а ставшей, по факту, моим личным открытием для себя юго-востока области.

ДЕНЬ 000. ПОДГОТОВКА

Самые интересные идеи маршрутов, как я уже замечаю не первый раз, рождаются в голове спонтанно. Так и на этот раз, случайно наткнувшись на статью о советских разведгрупах, действовавших на территории Восточной Пруссии, в голову пришла идея, какими впечатлениями я могу заполнить время своего дополнительного отпуска. Надо просто взять и проехать по некоторым из районов, где работала знаменитая разведгруппа «Джек». Погода решающего значения не имеет. Еду, естественно, один.

Маршрут. Понятное дело, что у разведгруппы не было «маршрута», который пытаются придумать экскурсоводы, у неё были районы, где она действовала. Районы эти обширны и охватывают всю центральную часть области. Моя задача — в первую очередь проехать по некоторым местам и промониторить состояние памятников погибшим разведчикам. В принципе, это можно будет сделать в первый день, следующие дни можно посвятить уже другим задачам, возникшим в процессе разработки маршрута.

Снаряжение. По сравнению с поездкой в Крым, ноябрьский велопоход по области имеет свою специфику. Главная проблема — сырость, соответственно, одежда должна не бояться влаги.

На ногах высокие полутреки-полукроссовки — берцы обувать бессмысленно из-за того, что всё равно промокнут, а весят в два раза больше. Проблему мокрых ног решили флисовые носки, надетые поверх обычных. Надо сказать, что это крайне нужная вещь для велопоездок в холодное время, потому что ноги обдуваются встречным потоком воздуха и очень сильно мёрзнут, не всегда помогают даже шерстяные носки.

Брюки — из армейской демисезонки комплекта ВКПО. Не первый раз в них катаю и могу сказать, что демисезонка великолепно себя показала в велопоездках. Она очень лёгкая, быстро сохнет, не напитывается потом, при этом удобная и достаточно прочная. Сейчас адепты велоформы закидают меня калом, но для грунтово-грязевых поездов в стиле КВТ демисезонка подходит как нельзя лучше.

Выше. Термобельё, армейская флиска и легкая куртка. На случай дождя с собой армейский костюм ВВЗ, который, к слову, очень помог мне в первый день. Ну и флисовая балаклава на голове.

Спальник и бушлат дополнительно заворачиваются в полиэтиленовые пакеты перед укладкой в компресс-мешки.

Почему я так много внимания уделяю шмоткам и материалу, из которых они сделаны? Дело в том, что при поездках в сырую, холодную и дождливую погоду надо учитывать один очень важный момент — способность материала сохранять свои свойства при намокании. А во влажных вещах придётся ехать почти всё время. Плюс, надо понимать, что просушить вещи не всегда будет возможность.

Поэтому, забудьте про х/б от слова совсем. Осенью х/б-шные вещи гарантировано станут причиной как минимум простуды из-за того, что хлопок абсолютно не держит тепло при намокании, это всё-таки летний материал. Флис, и как можно больше флиса, а также быстросохнущей синтетики.

Ну, и, понятное дело, с собой надо обязательно иметь аптечку и ремкоплект, это вообще элементарные вещи для любого велотуриста.

Боевая барбухайка в полном сборе

ДЕНЬ 1. ГРЯЗЬ, ДОЖДЬ И ПАМЯТЬ

В этом году День народного единства уныло-пасмурно-дождливый. С самого утра капает мелкая противная морось, но воздух достаточно тёплый. Утренний дизель сегодня не ходит, придётся добираться до места старта автобусом, рискуя нарваться на водителя-велофоба. Но, к счастью, велик пустили в багажное отделение и я без приключений доехал до Залесья.

Приключения начались с момента приезда в Залесье в виде дождя, который, судя по всему, затянется как минимум на весь день.

Залесье

Закупившись перекусом и минералкой, выезжаю в сторону Громово. Там, между нынешними Громово и Залесьем, начался боевой путь самой результативной разведгруппы, действовавшей в Восточно Пруссии.

27 июля примерно в 01.00 с борта транспортного Ли-2 южнее посёлка Ляукен (ныне Громово) десантировались на парашютах 10 человек. Командир группы – капитан Крылатых («Джек») Павел Андреевич; заместители командира – лейтенант Шпаков («Ёж») Николай Андреевич и Мельников («Крот») Иван Иванович (воинское звание неизвестно); радисты – старшина Бардышева («Сойка») Зинаида Михайловна (старший радист) и сержант Морозова («Лебедь») Анна Афанасьевна; переводчик — Ридевский Наполеон Филицианович (воинское звание и оперативный псевдоним неизвестны); разведчики – Зварика («Морж») Иосиф Иванович (воинское звание неизвестно), Овчаров Иван Семёнович, Целиков Иван Андреевич (воинское звание и оперативный псевдоним обоих неизвестны) и красноармеец Юшкевич («Орёл») Геннадий Владимирович.

Задачи у группы были выявление полевых укреплений немцев, определение пропускной способности автомобильных и железных дорог, взятие «языков», выявление признаков подготовки к ведению химической войны, освещение сосредоточения войск, а также определение намерений противника по дальнейшему ведению операций.

Вооружение группы: шесть пистолетов-пулемётов ППШ, одна винтовка Мосина, девять пистолетов ТТ, двадцать гранат Ф-1, противопехотные мины, ножи-финки. Также имелось две КВ-радиостанции «Север» и несколько биноклей. Помимо «боевого» груза, разведчики взяли с собой продпаёк — на каждого 25 кг. муки, консервов, сала, концентратов, махорки. Одеты были все «по гражданке», поверх неё надевался маскировочный камуфлированный костюм.

Условия для функционирования разведгруппы были максимально жёсткими и недружелюбными к диверсантам: отличная дорожная сеть в лесу, позволявшая быстро перебрасывать силы для облавы; большая плотность населения и обилие хуторов, чьи жители, за редким исключением, были заинтересованы в том, чтобы обнаружить группу и немедленно сообщить об этом войскам; большая концентрация войск противника, осложнявшая перемещения группы.

Дождевая вода тщетно пытается пробиться сквозь костюм ВВЗ, но превосходно себя чувствует внутри кроссовок. Хорошо, когда ноги под защитой, флисовые носки реально держат тепло даже тогда, когда вода вовсю хлюпает в обуви.

Дорога на Громово

В сторону Громово транспорта ездит мало, так что дорога там в очень хорошем состоянии. На велике ехать здесь одно удовольствие, даже в дождь.

В лесу по правую сторону от дороги стоит мемориал жертвам концлагеря «Хохенбрух» который находился здесь (о нём я упоминал, когда катался здесь год назад https://vk.com/@43754171-nizhe-urovnya-morya).

Справочно. Концлагерь «Хохенбрух» был построен в 1939 году для всевозможных врагов Рейха. Туда отправляли немецких коммунистов, активистов польских общественных организаций — журналистов, представителей интеллигенции, священников и т.д. В 1941 году лагерь был подчинён Гестапо, после чего там появились ещё и «остербайтеры». Они занимались рабским трудом у местных землевладельцев, а также, на мелиоративных работах. Общее число заключённых доходило до 3000 чел. Рабочий день длился по 16-18 часов, из-за чего была высокая смертность от истощения и болезней. Лагерь был ликвидирован в начале 1945 г., заключенные пешим ходом были переправлены (те, кто выжил) в западном направлении.

Ворота лагеря и Мемориал жертвам концлагеря

В ночь с 29 на 30 июля в группе случилась первая безвозвратная потеря: при переходе по мосту через реку Луговая группа попала в засаду, организованную охраной концлагеря Хохенбрух, который не был отмечен на наших картах. В бою погиб командир группы, капитан П. Крылатых (»Джек»). Группу возглавил лейтенант Н. Шпаков (»Ёж»), один из заместителей командира. Похоронить командира не успели и его тело досталось гитлеровцами. Памятный знак раньше стоял у моста, а позже недалеко от мемориала жертвам концлагеря появился памятник павшему командиру группы.

Памятник капитану П. Крылатых

До моста, где погиб командир группы, я сначала добираюсь на колёсах, но примерно на полпути велик пришлось поставить — почва практически «дышит» под колёсами и гружённый «конь» плохо справляется с колеёй.

Дорога к мосту

Вот и сам мост. Он сделан по очень хитрой схеме, при которой хватит небольшой заряда в нужном месте, чтобы полностью вывести его из строя при необходимости, этакий «Берлинский мост» в миниатюре. Как и своего большого собрата, немцы подорвали этот мост при отступлении. Так до сих пор он и стоит в виде руин. Луговую, правда, почистили и углубили, теперь уже здесь нет брода с брёвнами, по которым можно было бы перейти реку.

Мост через Луговую

Дорога далее становится грунтовой, но по ней можно ехать с таким же комфортом, как по асфальту. Места здесь уже мне знакомые, но знаменитый мост с балансирами «по-голландски» сфотографировать надо строго обязательно.

Дорога на Громово и «Голландский» мост

Реку, что интересно, активно чистят и приводят в порядок дамбы. Неужто, «мини-Голландия» преображается?

Земснаряд для расчистки русла

Я заметил, что каждый раз, когда я катаю в этих местах, почему-то всегда пасмурно, а сегодня ещё и дождливо. Через лес и поле выезжаю на Охотное, там минут 15 на отдых и уточнение маршрута. Следующий участок пройдёт по грунтам через поле и лес в районе Десантного. Когда я ездил на дизеле по железной дороге, пересекающей здешние поля, местные грунтовки казались мне очень цивильными и накатистыми. Сейчас же из-за засилья тяжёлой сельскохозяйственной техники дороги превратились во фронтовые.

Железная дорога, активность на которой, в том числе, должны были отслеживать разведчики. Фронтовые дороги (Примерно на полпути до Десантного)

Выезжаю таки на трассу А-216. Здесь похоронен второй командир разведгруппы, лейтенант Н. Шпаков (»Ёж»).

28 сентября у урочища Папушен Н. Шпаков отстал от основной группы при отходе из засады, устроенной ССовцами на шоссе. С ним был комплект карт, что ставило под угрозу деятельность основной группы, оставшейся без возможности ориентироваться на вражеской территории. Как выяснится лишь спустя не один десяток лет, Шпаков несколько дней бродил по лесному массиву, пока не наткнулся на разведгруппу 2-го Белорусского фронта. Влившись в её состав, Шпаков погиб во время выполнения задания по добыче провианта. Памятник ему стоит в п. Десантное недалеко от моста через речку.

В ту же ночь ещё один «джековец», переводчик Н. Ридевский, получил серьёзную травму ноги, став для группы опасной обузой. Несмотря на это, новый командир, И. Мельников, распорядился разделить группу на основную и «санитарную» — раненый Н. Ридевский и сопровождающий его Г. Юшкевич. Было назначено место встречи групп, которая, правда, так и не состоялась. Опоздав к прибытию основной группы, «санитарная» некоторое время бродила по лесному массиву в районе Михенвальде, пока не набрела на рабочую группу из числа русских военнопленных. С их помощью удалось выйти на хутор антифашиста Августа Шиллята, где разведчики благополучно дождались прихода в эти края Красной Армии в конце января 1945 г.

Памятник лейтенанту Н. Шпакову

Самое время выжать насквозь мокрые носки и помыть кроссовки, покрытые слоем грязищи. Дождь вроде бы прекратился, так что пора снять и убрать душную ВВЗшку. Костюм спасает от дождя, но внутри всё равно скапливается конденсат — всё таки это слишком дешёвый мембранный костюм.

Чуть дальше, примерно в километре в сторону Большаково, стоит памятник, посвящённый всем разведгруппам, находившимся в 1944 г. в Восточной Пруссии — «Джек», «Максим», «Док», «Каштан», «Клён», «Мороз», «Неман», «Сокол», «Тигр».

Памятник разведчикам

Слева от трассы высятся антенны Радиоцентра №5 — некогда самого мощного СВ-радиопередающего центра в мире. Плюс, радиоцентр занимался подавлением КВ-радиостанций, вещавших с Запада. Сейчас большая часть оборудования на консервации. Там же, на его территории, находится самое высокое сооружение в области — 300-метровая антенна.

Антенное поле Радиоцентра №5

В Большаково я приехал как раз к обеду. В придорожной кафешке меня встречает талисман бреветов на 300 и 400 км — сам БДСМ-Кот. Жаль, что в этом заведении лагман не тот что я ожидал.

Большаково. Последние следы узкоколейки

После примерно получаса отогревания организма горячим чаем и мерзким супом, продолжаю движение по трассе А-216. Дождь вроде бы и прекратился, а вроде бы и нет, постоянно падает какая-то мелкая морось. Доставать ради этого ВВЗшку смысла уже не вижу, можно обойтись и обычной одеждой, без «спецэффектов».

Одна из второстепенных дорог

За посёлком Дальнее стоит памятник сержанту И. Мельникову, одному из заместителей командира группы. Погиб он не в здешних местах, а гораздо южнее, сегодня это территория Польши. Группа при поддержке польских патриотов работала в районе города Мышинец, но была обнаружена и уничтожена почти вся в ходе облавы. Выжила только радистка сержант А. Морозова, которая продолжила свой боевой путь в разведгруппе 2-го Белорусского фронта до своей гибели в конце декабря 1944 г. у реки Вкра.

Памятник сержанту И. Мельникову

К сожалению, посетить памятник погибшему разведчику И. Зварике посетить не удалось. Памятник ему находится под Сосновкой и очень сильно не по пути. Придётся заехать туда в другой раз.

А на сегодня программа, в принципе, откатана. Надо теперь пробиваться к Черняховску, где меня ждёт тёплый приём в замке Инстербург. Но это не так просто, как кажется.

Поворот на Гремячье манит каменкой и расстоянием всего в 14 км до цели. Тот самый случай, когда не стоит доверять чувствам. Пока я ехал, проклял всё на свете. Сначала каменка, которая становилась всё более и более убитой, довела кисти до онемения от тряски. Потом сырость — дождя не было, но стоял густой сырой туман, пропитавший влагой всю одежду и снаряжение. Лужи и грязь. Монотонность — дорога прямая как стрела.

Каменка на Гремячье

А под конец, когда совсем стемнело, дорога… просто превратилась в две колеи среди грязи, растоптанных коровьими копытами. Со всей ответственностью заявляю, что указатель на трассе врёт — дороги на Гремячье там нет, автомобилист найдёт себе там только тупик и непролазную грязь. Упав в грязь лицом (в прямом смысле), во весь голос матерю дорожников и коров. Наконец, получается выбраться на какое-то подобие грунтовки, по которой я выезжаю в Гремячье.

На улице совсем стемнело, но, хотя бы, грунта сегодня уже не будет. Теперь стоит задача доехать от Гремячьего через Доваторовку до Черняховска, желательно, без приключений.

Где-то ближе к Маевке по пути встречается Призрачный Кузьмич. Какое-то тело вынырнуло из темноты на своем ржавом «Аисте» безо всяких признаков не то, что фар, а даже светоотражателей, ещё и в черной одежде. Просто идеальный «хрустик».

Вот и Черняховск. В замке у моего товарища, художника Андрея Смирнова, можно отдохнуть и, что очень важно, просушиться. А также, поспать в тепле и относительном комфорте.

ДЕНЬ 2. МОРОСЬ, ЧЁРНЫЙ ЮМОР И ОСОЗНАННОЕ БОМЖЕВАНИЕ

День начался достаточно поздно, ближе к обеду. И практически сразу пошло серьёзное корректирование планов. Если изначально я хотел сегодня посетить участок укрепрайона «Ильменхорст», обнаруженного, кстати, разведчиками из той самой группы «Джек», то погода и состояние грунта заставили изменить своё мнение. Что у Загорского, что в северной части леса Зелёный Бор сейчас такая непролазная грязища, что нагруженный я там рискую завязнуть намертво в подтопленном лесу. Поэтому принимается решение сразу двигать в сторону Краснолесья.

Из-за позднего выезда маршрут сегодня будет простейший — асфальтом до Гусева по трассе, от него по Голдапскому шоссе на Ольховатку. В Краснолесье я сегодня, скорее всего, уже не успею, слишком короткий световой день. Ставить же палатку в темноте непойми где, ещё и в дождь, желания у меня нет.

Погода вроде бы сегодня не такая поганая, как вчера. Есть небольшая морось, но, в целом, терпимо.

В Краснополянском заезжаю в небольшую кафешку за водой и делаю остановку на местном мемориале.

Братская могила в Краснополянском

Здесь похоронено 120 красноармецев, павших в боях в этом районе, а также, те, кто погиб в 1941-42 г. в лагере военнопленных «Шталаг-1Б Хоенштайн».

Далее, в нескольких километрах восточнее, расположен ещё один памятник, на этот раз неизвестному солдату. Он расположен рядом с мостом через Анграпу, на высоком пригорке.

Памятник неизвестному солдату и Анграпа

Лермонтово. 3,5 дома, огромный придорожный трактир и руины кирхи необычной овальной формы.

Кирха Ишдаггена была построена в XVII веке, в XVIII в. перестроена в камне. Колокольни не имела. В советское время использовалась как склад. Сегодня от неё остались только обветшалые стены.

Внутр кирхи Ишдагген

Хозяин трактира явно знаток баянистых шуток, причём, в промышленных масштабах. И о не прочь выставить ретро-автомобили перед домом для редких туристов.

Пример юмора трактирщика и ретро-стоянка

Пока я ехал по трассе в сторону Гусева, снова начался мелкий дождь, то ослабевающий, то усиливающийся.

На въезде в Фурманово, предбанник Гусева, по левую сторону стоит усадьба с хозпостройками. Абмары уже сильно уставшие, а господский дом в отличном состоянии. Внешне он больше напоминает школу или административное здание, чем жилой дом.

Господский дом в Фурманово и хозпостройки

Рядом стоит нечто, напоминающее… православный храм. Видимо, какая-то своя гусевская катакомбная церковь.

Церковь

Возле местного психинтерната стоит братская могила советских воинов. В ней захоронено 250 красноармейцев, погибших в боях под Гумбинненом (ныне Гусев).

Братская могила в Фурманово

По Гусеву гулять я не намерен, для этого надо выбирать отдельный день и отдельный маршрут. В объектив попадает пара интересных объектов, а в желудок шаурма с сыром (кстати, не самая лучшая).

Гусевский комбикормовый завод, казармы 33-го Фузилерного полка, парные водонапорные башни железнодорожного вокзала и памятник замполиту Гусеву, в честь которого переименовали Гумбиннен.

Практически не останавливаясь, пролетаю Гусев и выезжаю на Голдапское шоссе. Я созвонился с Алексеем Соколовым, начальником музея в Краснолесье, но, к сожалению, принять меня у него сегодня не получится. Что ж, на то есть палатка, хоть и не самая лучшая.

Южнее Гусева рельеф стал понемногу напоминать о том, что близится Виштынецкая возвышенность. Складки местности становятся всё заметнее, появляются ярко выраженные подъёмы и спуски.

Ближе к Ольховатке прямо у дороги стоит миниатюрная триумфальная арка. Когда-то здесь стояла усадьба Перкаллен, которой владела семья Райшей. Однако, во время боёв в 1944 году имение было практически полностью уничтожено танкистами обеих сторон.

Триумфальная арка Ольховатки

Ещё минут двадцать вкручивания педалей и я в Ольховатке. Проезжая по мосту, обращаю внимания на памятник. Он посвящён старшему лейтенанту Шехонину, героически удерживавшему этот мост и отгонявшему огнём своего танка немецкую бронетехнику от переправы.

Темнеет, так что надо срочно искать место для ночлега. Васильич, руководитель нашего турклуба, посоветовал мне берег реки Красной за посёлком. Проезжая по улице, смотрю налево и не верю своим глазам — стоит заброшенный дом, скорее всего, бывшая колхозная столовая. Захожу внутрь, а там чистота — ни мусора, ни следов бомжатины. Понимая, что лучшего места для ночлега мне точно не найти, закатываю туда велик.

Ольховатский бюджетный хостел, полевая мини-кухня и спальня

Развернув полевую мини-кухню, ужинаю, расстилаюсь и ложусь спать. Давно такое счастье не приваливало. Завтра меня ожидает день, до краёв наполненный впечатлениями, так что к нему надо основательно подготовиться.

К слову. Заворачивание спальника и бушлата в пакеты помогло, но не сильно. Вещи местами подмокли, хоть это и не сказалось критично на их свойствах.

Продолжение следует.

Дмитрий Лашко

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя