Сразу сделаю оговорку, что знаменитый на всю Францию лимузин «Бразье» ни в каких музеях найти не удастся.

Раритет в настоящий момент пребывает в закрытой частной коллекции и не доступен даже для фотографирования.

Но об истории этого легендарного автомобиля мне удалось узнать, побывав в нескольких европейских музеях исторической техники. Особую благодарность в подготовке материала выражаю научному сотруднику национального автомобильного музея в Мюлузе — «Коллекция Шлумпфа» — Жану-Полю Фишсёру.

Научный сотрудник национального автомобильного музея в Мюлузе — «Коллекция Шлумпфа» Жан-Поль Фишсёр об истории французской техники знает практически всё… На фото — месье Фишсёр демонстрирует особенности автомобильных кузовов начала XX века — тип «Тонно» с откидным набок креслом для удобства посадки на задний ряд сидений. Правда, к легендарному «Бразье» всё это отношения не имеет…   

Секретная комната

Одна из самых загадочных автомобильных историй XX века связана с французским лимузином «Бразье», 1913 года выпуска. Машина простояла в тайнике без малого три четверти века. А дело было так…

Лимузин «Бразье», 1913 года выпуска, простоял в тайнике без малого три четверти века

Владелец машины — одинокий винодел Лео Вебер из бургундского городка Мёрсо (Франция). Приобрёл он свой автомобиль летом 1913 года Покатался совсем немного и даже пару раз успел смотаться на нём в Париж.

3 августа 1914 года Франция вступила в Первую мировую. Понимая, что «Бразье» запросто может стать военным трофеем германской армии, Вебер решил спрятать любимую игрушку куда подальше. Для этого в тайне от друзей и соседей в спальне своей виллы «Джоконда» он соорудил секретную комнату. Разобрал часть стены и закатил туда автомобиль. Заложил кирпичом дыру и ушёл на фронт.

…В июне 1915 года Лео Вебер пал смертью храбрых где-то под Верденом, а тайну спрятанного «Бразье» унёс с собой в братскую могилу.

 

Владелец лимузина «Бразье» винодел Лео Вебер из города Мёрсо

Капсула времени

Недвижимость погибшего винодела перешла наследникам, которые, само-собой, о спальне с «двойным дном» даже не подозревали. Потом вилла «Джоконда» несколько раз меняла своих владельцев, а автомобиль всё так и продолжал оставаться в тайнике за спальней. Пока в августе 1984 года очередные хозяева не затеяли глобальную реконструкцию дома. Вот тогда-то и обнаружили тайник с древним лимузином. Помещение было сухим. Лакокрасочное покрытие, отделка салона — всё очень неплохо сохранилось. Одометр показывал пробег всего в 1.114 километров. Машина даже обкатку не прошла. То есть хозяин замуровал практически новый автомобиль. Сейчас подобные автошедевры называют «капсулой времени»…

Лимузин «Бразье» — уникальная капсула времени с пробегом всего 1.114 километров

Найденный в Мёрсо раритет, в местной прессе сразу окрестили «узником виллы Джоконда».

По номеру шасси «212» удалось установить, что «Бразье» был выпущен в марте 1913 года на заводе Иври-Порт под Парижем.

Лео Вебер приобрёл «Бразье» в автосалоне города Бон — «Авто-гараж Бонси-Мэн & Бах». Машина имела 4-цилиндровый мотор типа «16 CV» рабочим объёмом 3.179 кубиков.

По эскизам Модильяни

Самым интересным оказалось то, что на шасси фирмы «Бразье» по специальному заказу был установлен весьма необычный закрытый кузов типа «лимузин». С некими футуристическими нотками в своём облике. Он имел оригинальной формы закруглённые передние стёкла. А дизайн, говоря современным языком, можно было назвать аэродинамическим. И это в 1913-м году!

Эксклюзивный лимузин построили в каретных мастерских Марселя Гийю города Шалон-сюр-Сон. В рекламном проспекте того времени так и говорилось: «Комфортабельный закрытый семиместный кузов с передними панорамными окнами. Снабжён мягкими диванами со светлой обивкой из материала галонэ, страпонтенами, хрустальными вазочками под цветы и шторками на задних окнах».

Семиместный кузов «Бразье» с явно авангардистским уклоном в дизайне был построен в каретных мастерских Марселя Гийю

Необычную форму кузова разработал известный парижский дизайнер и владелец кузовного ателье Анри Шапрон. Ходили легенды, что Шапрон, в свою очередь, был вдохновлён карандашным эскизом великого Амадео Модильяни, сделанным в одном из бистро Монпарнаса.

Похищение из Лувра

«Бразье» из тайника в реставрации практически не нуждался. И на него сразу обратили внимание не только коллекционеры и организаторы выставок, но и кинематографисты.

В 1985 году лимузин «Бразье» снялся в эротической кинокомедии итальянского режиссёра Джанфранко Мингоцци «Подвиги молодого Дон Жуана». Это — экранизация одноименного романа французского поэта Гийома Аполлинера, которого в своё время упекли в каталажку по подозрению в похищении из Лувра «Джоконды» — бессмертного творения Леонардо да Винчи. Причём, в соучастники поэта тогда записали и художника Модильяни…

В фильме итальянского режиссёра Джанфранко Мингоцци «Подвиги молодого Дон Жуана» снимался лимузин «Бразье»

С этим автомобилем самым невероятным образом связаны хитросплетённые судьбы не только великих художников, поэтов, дизайнеров… Но и мировые шедевры искусства.

«Подвиги молодого Дон Жуана»

По сюжету «Подвигов молодого Дон Жуана» на «Бразье» катался хозяин усадьбы — старый аристократ, знавший толк в хорошем вине, женщинах и лошадях. Перед любой поездкой он подходил к машине со своим конюхом. Причём, это был как ритуал. Аристократ снисходительно похлопывал машину по капоту и усаживался за руль. А «механик» с остервенением крутил «кривой» стартер. Потому что электрического у «Бразье» просто не существовало.

Автомобиль довольно часто появлялся в кадре. А когда подъезжал к особняку, за ним всякий раз с диким лаем гналась огромная псина.

Осчастливил всех дам

В одной из главных ролей снялась невероятно популярная тогда, как во Франции, так и в СССР — Марина Влади — супруга Владимира Высоцкого. Она-то и посветила во все таинства любви 16-летнего Роджера — племянника хозяина усадьбы, приехавшего на летние каникулы из Парижа. Вскоре возмужавший парнишка осчастливил всех попавших в его поле зрения одиноких дам — на лугу, на пруду, в церкви и в конюшне. Правда, в салоне лимузина «Бразье» ни одной откровенной  сцены не случилось. Не то, что в «Титанике» с Ди Каприо…

Французская актриса Марина Влади с лимузином «Бразье» в фильме «Подвиги молодого Дон Жуана»

…А потом началась Первая мировая. Идиллия мирной жизни развеялась.

Но в отличие от настоящего владельца «Бразье», кинематографический персонаж в исполнении французского актёра Франсуа Перро, на фронт не попал. Его освободили из-за хромоты — бедняга когда-то в юности упал с лошади. И так и остался на всю жизнь инвалидом. Поэтому вместе с машиной и своим домом благополучно пережил войну.

Действие фильма «Подвиги молодого Дон Жуана» происходит в самый канун Первой мировой войны

На аукционе «Бонхамс»

В 1986 году после выхода на экраны «Подвигов молодого Дон Жуана», лимузин «Бразье» стал ещё более популярен и менял владельцев как перчатки. Его покупали, продавали… Он побывал в Бельгии, Италии, Швейцарии, Монако. Исколесил всю Европу.

В последний раз олдтаймер появлялся в 2013 году на французских торгах лондонского аукциона «Бонхамс» — лот №557. Там его анонсировали так: «1913 Brasier 16hp Saloon by Guilloux chassis 212». Была указана и ожидаемая продавцом цена — от 80 до 100 тысяч евро. Правда, на этот раз автомобиль никто не купил. То ли очередной кризис в Европе дал о себе знать, то ли машина потенциальным покупателям не очень понравилась…

Лимузин «Бразье» с бесподобными панорамными передними стёклами — в поисках своего очередного хозяина
Юрий Грозмани


В материале использованы фотографии из источников: http://www.classiccarweekly.net/2013/01/30/1913-brasier-berline/

https://www.lotsearch.de/lot/1913-brasier-16hp-conduite-interieure-coachwork-by-guilloux-chassis-no-212-41082867

https://www.bonhams.com/auctions/20924/lot/557/?page_anchor=r1%3D358%26m1%3D1
А также, кадры из фильма «Подвиги молодого Дон Жуана».

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя