В главах книги «Стальной призрак Кёнигсберга» рассказывается об истории трофейных легковых автомобилей, которые ездили по дорогам Калининградской области после войны. А также об высокопоставленных владельцах этих эксклюзивных машин.

Судьбы автомобилей и людей оказались тесно переплетёнными, фатальными. А иногда и трагическими…

В восемнадцать главах книги представлено свыше 700 редких фотографий из архивов автора, фондов автомобильных музеев Риги, Берлина, Цвиккау (Германия) и Мюлуза (Франция), а также семейных альбомов героев публикаций.  

Автор книги Юрий Грозмани рассказал как собирал материал, и вспомнил яркие исторические эпизоды.

Юрий Николаевич, «Стальной призрак Кёнигсберга» — это вы? — не могу сдержать улыбки.

Хотел бы им стать… — смеётся Грозмани. — На самом деле, эта книга о людях, волей судьбы, попавших в «город-призрак»…

Город-призрак?

В послевоенный разрушенный город, который раньше носил название Кёнигсберг. События советской эпохи 50-х, 60-х и даже начала 90-х — для нас это уже история. История Калининграда. Но она неотделима от истории другого города. Города-мифа, которого нет на карте, но который живёт в сердцах многих людей.

 Генералы и любовники

Кто герои вашей книги?

Самые разные люди. Врачи и механизаторы. Бравые танкисты. Таксисты и воры-рецидивисты. Известные советские актёры и чиновники. Инспекторы ГАИ и домохозяйки. Матросы и вагоновожатые. Прославленные советские генералы и их жёны. Любовники жён прославленных советских генералов.

Вы брали интервью у жён прославленных генералов?

В моей книге «интернетовских» историй нет. Все рассказы, что называется, из первых рук. От непосредственных участников событий либо их родственников и очевидцев, живущих в Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге.  По всей стране и за её пределами — в Германии, Франции, Латвии, Литве, Эстонии и Польше. Я брал десятки, может, сотни интервью. Вот так и сложилась эта книга.

Особая привилегия

Герои книги очень уж разные. Что их объединяет?

Страсть к автомобилям. После победного 45-го им выпала особая и редкая по тем временам привилегия — не сбивать башмаки по брусчатке разбомблённого Кёнигсберга, а созерцать город из комфортных салонов эксклюзивных трофейных машин, которые раньше принадлежали королям и шейхам, главам государств и министрам, банкирам и кинодивам. Эти автомобили после окончания Второй мировой войны в качестве военных трофеев были переданы Советскому Союзу. А потом многие из них по иронии судьбы оказались в Калининградской области.

Эксклюзивные автомобили? Какие?

Одной из самых престижных марок в те годы считался «Хорьх». Конечно, «Мерседесы» дорогих моделей с мощными компрессорными двигателями. Но самым-самым из самых-самых был «Майбах».

Подарок Сталина

«Майбахи» тоже ездили по улицам послевоенного Калининграда?

Целых два. Один из них принадлежал Герою Советского Союза генералу Ивану Рослому. Шикарный кабриолет генерал получил в подарок от коменданта Берлина — генерала Берзарина.

Личный водитель генерала Рослого — младший сержант Николай Молоков в Калининграде с «Майбахом» SW38 генерала Рослого    

За что генерал получил такой хороший подарок? 

За героизм, проявленный при штурме рейхсканцелярии. Другой «Майбах» с кузовом пульман-лимузин был вручён по личному распоряжению Сталина  дважды Герою Советского Союза генералу Павлу Батову.

«Майбах» генерала Батова

Тоже в подарок?

Именно. За участие в Берлинской операции. В Калининграде Батов стал командующим 11-й Гвардейской армии.

А генерал Рослый?

Его заместителем.

Герой Советского Союза генерал Рослый

Дорогие автомобили

Известно, как сложилась судьба подарка Сталина?

Генерал Батов его продал.

Продал подарок Верховного Главнокомандующего?

Да, продал начальнику налоговой инспекции Ленинградского района города Калининграда — Ивану Доровских. В годы войны он подбил в сражении под Щециным шесть вражеских «Тигров». Шесть минут боя, шесть уничтоженных танков. Эту операцию потом изучали в военных академиях и училищах как пример непревзойдённого боевого искусства.

Изначально генерал Батов хотел отдать этот «Майбах» капитану запаса — за 40 тысяч рублей. Это — немалые деньги по тем временам

За них можно было приобрести две абсолютно новеньких «Победы». Или пять «Москвичей».

Бывший герой-танкист оказался большим мастером вести деловые переговоры и убедил генерала продать ему автомобиль за те деньги, которые у него были. Иван Доровских сумел раздобыть только 13.000 рублей. И генерал согласился.

А что с другим «Майбахом»? Тем кабриолетом, который принадлежал генералу Рослому?

Я подробно изложил историю этого эксклюзивного кабриолета в книге. Но перед этим опубликовал главу на сайте. И что вы думаете? Откликнулся гражданин Германии. Он утверждал, что «Майбах» генерала Рослого, о котором я написал, до войны принадлежал его деду.

Личный водитель генерала Рослого Николай Молоков с «Майбахом» в районе улицы Кутузова в Калининграде

Великое заблуждение

Причём, этот гражданин Германии носил, как бы это сказать, не очень арийское имя — Давид… Меня очень заинтересовало, какой статус мог занимать в Третьем рейхе человек, внука которого зовут Давид. Оказалось, дедушка был крупным банкиром в Берлине. И он безбедно прожил в столице Германии до самого конца войны. Потом пришли Советские войска, и он лишился как банка, и «Майбаха». А заодно и всего остального. Кстати, в семье деда, по утверждению Давида, было два «Майбаха». И теперь внук разыскивает по всему свету эти машины, чтобы вернуть утраченные семейные реликвии.

Ну, а генерал Рослый? Как он поступил с подаренным ему «Майбахом»?

Тоже продал. Великое заблуждение, что если машина за боевые заслуги подарена даже самим Сталиным, то её непременно поставят в стеклянный саркофаг, будут пылинки сдувать и бережно передавать из поколения в поколение, как реликвию.

 Отважный офицер и иностранные языки

Герой Советского Союза генерал Соммер — участник штурма Кёнигсберга. Наверное, таким как он, и должен быть настоящий офицер. Честный, порядочный, отважный. И образованный. Андрей Иосифович Соммер в совершенстве знал немецкий язык, неплохо говорил по-английски и по-польски. Кстати, именно благодаря знанию иностранных языков он справился с одной очень нестандартной ситуацией.

Во время боёв в Восточной Пруссии?

Да. Случай настолько необычный и парадоксальный, что был вписан во все энциклопедии мира.

Танки полковника Соммера

Дело было 19 января 1945 года. Полковник Соммер на своём «Виллисе» возглавлял колонну 89-й танковой бригады. Ехали они по западной окраине деревни Шпаннегельн. Ночь, темень непроглядная. Внезапно на перекрестке дорог путь колонне преградил закрытый шлагбаум. Из темноты возникла фигура немецкого регулировщика.

Направив на полковника Соммера свой фонарь, он громко, само собой, по-немецки выкрикнул: «Чья колонна? Куда следует?»

Ну а Соммер, не видя в темноте численности немецкой охраны и не желая раньше времени обострять обстановку, спокойно ответил: «Танки полковника Соммера следуют в Гросс-Скайсгиррен».

Гросс-Скайсгиррен (п. Большаково)

Соммер ответил по-немецки?

Это было так естественно, что регулировщик ничего не заподозрил. Козырнул и открыл танкистам шлагбаум. Когда мимо пошли танки Т-34, уже было поздно. Десять автоматчиков без единого выстрела обезвредили блокпост.

Герой Советского Союза генерал Андрей Иосифович Соммер

«Пули облетали его стороной!»

На каких автомобилях ездил Андрей Иосифович?

На фронте он ездил на «Виллисе». Кстати, с этим «Виллисом» тоже одна фронтовая история связана. Наши войска подходили к границам Восточной Пруссии. Соммеру поставили задачу взять какую-то там высоту. А на той высоте — заградительный огонь страшнейший. Танки встали. И радиосвязь, как назло пропала. Но надо было наступать. Тогда Соммер вскочил в открытый «Виллис» и стал объезжать каждый танк по отдельности. Чтобы лично поставить боевую задачу командирам экипажей.

Со стороны это могло показаться поступком до крайности безрассудным — пули, осколки свистели вокруг. Но приказ следовало выполнить любой ценой. Началось наступление, огневые точки подавили, высоту взяли. А солдаты, наблюдавшие за всем из окопов, просто обалдели: «Это же чудо! Пули облетали его стороной!»

 Десять лет на «Москвиче»

 «Виллис» был единственным автомобилем Соммера?

На фронте — да.

А после войны?

Когда Андрея Иосифовича назначили командующим бронетанковыми войсками 11-й гвардейской армии, ему выделили служебный «Рено» модели «Вива-Гранд-Спорт».

А первый личный автомобиль Соммер приобрёл лишь в конце 40-х годов — обычную малолитражку «Москвич-400», на которой благополучно отъездил почти десять лет.

(продолжение следует)
Игорь Вишняков

 

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя