В главах книги «Стальной призрак Кёнигсберга» рассказывается об истории трофейных легковых автомобилей, которые ездили по дорогам Калининградской области после войны.

К каким только ухищрениям не прибегали владельцы эксклюзивных машин, чтобы легализовать их и поставить на учёт в ГАИ…

Архивные документы, использованные при написании книги, проливают свет на те не очень известные страницы истории нашего края…

Судьбы трофейных машин и первых переселенцев в самую западную область СССР оказались тесно переплетёнными, фатальными. А иногда и трагическими…

В восемнадцати главах книги представлено свыше 700 редких фотографий из архивов автора, администрации городского округа «Город Калининград», фондов автомобильных музеев Риги, Берлина, Цвиккау (Германия) и Мюлуза (Франция), а также семейных альбомов героев публикаций.

Автор книги Юрий Грозмани рассказал как собирал материал, и вспомнил яркие исторические эпизоды.

Первая часть интервью — MAYBACH SW38 И ТАНКИ СОММЕРА

 Под чужими именами

 — Многие из тех машин, о который вы пишите в «Стальном призраке», сохранились до сих пор?

— В Калининградской области — ни одной… В лучшем случае, что-то осталось лишь в виде обломков или фрагментов. К примеру, красавец «Опель-Супер» героя-танкиста Кузьмы Бурина, о котором я подробно рассказываю на страницах книги, жизнь свою закончил весьма печально. Его ржавый остов с помятой крышей пылится во дворе одного собирателя артефактов в городе Гурьевске. Едва ли эти останки когда-нибудь опять станут автомобилем.

Но были случаи, когда автотрофеи переделывались до неузнаваемости. А многим автомобилям в послевоенные годы присваивали чужие имена.

Калининградский механик Андрей Шервуд  за рулём трофейного «Фольксвагена-82»  со всей семьёй во время летнего отпуска. 1955 год. На «Кюбельвагене» — ещё жёлтые номерные знаки буквенной серии КЕ (Кёнигсбергская область).

— Чужие имена? Это как?

— Например, один наш местный коллекционер в 2012 году прибрёл в семье ветерана войны старый немецекий автомобиль. И хвастается — вот, мол, как мне повезло — купил довоенный «Адлер». Прихожу, а это и не «Адлер» вовсе, а «Опель 1,2 L».

Тот самый «Опель 1,2 L», 1937 года выпуска, который в течение 50 лет прожил в Калининграде под чужим именем — «Адлер». Последнее его известное местопребывание — город Гурьевск.  

 Как «Опель» стал «Адлером»

 — Как такое могло произойти?

— В послевоенное время повсюду валялась тьма всякой трофейной техники — выбирай любую.  Но основная проблема состояла в том, чтобы транспортное средство легализировать. То есть раздобыть документы и получить регистрационные знаки. Ну, нашел наш ветеран документы на «Адлер»… Вот так «Опель» и стал «Адлером». И это далеко не единичный случай. Например, точно таким же образом «Вандерер-245» превратился в «Форд-Эйфель».

Сын Андрея Шервуда — Виктор (на фото слева)вместе с товарищем и «Хорьхом-830 Bl» своего отца во время выезда на природу. Калининградская область. 1970 год.  

— И работники Госавтоинспекции принимали это как должное? 

— Чтобы у сотрудников ГАИ не возникало бы сомнений при проведении техосмотра, находчивый владелец открутил все бирки и таблички с названием «Вандерер» и заменил их на другие — с логотипом «Форд». Но, бывало, чтобы в послевоенные годы зарегистрировать трофейный автомобиль, находчивым владельцам приходилось вообще выдумывать новую не существовавшую ранее марку автомобиля… По сути, новый бренд.

Гаишники и «Веркона»

— Придумывали новый бренд?!

— Как-то обратились ко мне знакомые за консультацией, как к эксперту по трофейной технике. Читаю в документах название автомобиля — «Веркона». И не могу понять, что это такое. Приезжаю в гараж, чтобы осмотреть диковинный автомобиль. Смотрю, а это самый обычный «Адлер Трумф Юниор». Что же оказалось? На шильдике под капотом стояло название предприятия, которое изготовило автомобиль — Adler Werke. В переводе это означало — Завод «Адлер». Вот из слова Werke и родилось название «Веркона»… Новый бренд.

— Голь на выдумки хитра! И это сошло за чистую монету?

— Уровень грамотности инспекторов ГАИ был ещё тот… Но, с другой стороны, ведь интернета тогда не существовало. Справочники были неполными. А после войны на территории Советского Союза оказались автомобили и мотоциклы из десяти иностранных государств. Где-то 50-60 фирм самых разных производителей. А сколько было моделей? Около тысячи!

Некогда роскошный кабриолет «Хорьх-830 Bl» механика Андрея Шервуда на острове Канта напротив Кафедрального собора в Калининграде.

 «Ханомаг» из Ярославля 

— Вы ещё сказали, что иногда владельцы переделывали свои автомобили до неузнаваемости…

— Да, работнику гаража ГТРК «Янтарь» посчастливилось приобрести когда-то трофейный «Хорьх». Но машина обветшала, и хозяин решил её максимально осовременить. Поэтому на раму «Хорьха» установил самодельный кузов, изготовленный из фрагментов «Волги» ГАЗ-21 и «Чайки» ГАЗ-13. Благо в государственном гараже «газовских» запчастей хватало. Но по документам этот автомобиль так и оставался «Хорьхом»…

Андрей Алексеевич Шервуд, его любимый пёс Гном и  «Хорьх-830 Bl». Калининград. 1993 год.

Но на выставках ретротехники в Калининграде попадаются хорошие экземпляры? 

— Все они были привезены в наш город уже значительно позже. И к кёнигсбергской истории отношения не имеют. За исключением «Ханомага-Штурм», 1936 года. Много-много лет назад он, действительно, колесил по брусчатке Кёнигсберга. Потом, когда началась война, попал на Украину, затем — в Ярославль. И лишь несколько лет назад был привезён в Калининград энтузиастами «АвтоРетроКлуба» Валерием Гвозденко и его сыном Михаилом.

 Гибель «Гинденбурга»

 — А с эксклюзивными «Майбахами», которыми владели Герои Советского Союза генералы Рослый и Батов, тоже всё так невесело сложилось?

— Ну, к дорогим машинам судьба была более благосклонна. В 70-е и 80-е годы, когда в стране возник интерес к старинным автомобилям, они все, как правило, перекочевали в Прибалтику. А уже в 90-е годы и начале 2000-х — были перепроданы в Западную Европу и США.

«Майбах» SW38 — бывшая собственность Героя Советского Союза генерала Рослого, а ныне — принадлежит коллекционеру из Риги — Ольгертсу Орлеансу. Латвия, Балдоне. Фото 1983 года.

— Известно, что с ними стало дальше? 

— Некоторые пополнили частные автоколлекции, некоторые стоят в музеях. Иногда они мелькают в кино. Например, в фильме режиссера Филиппа Кадельбаха «Гинденбург» о катастрофе крупнейшего германского дирижабля, снялся бывший автомобиль Ивана Доровских. Тот самый «Майбах SW38», который когда-то принадлежал генералу Батову. По сюжету на этом лимузине ездил американский мультимиллионер Эдвард Ван Занд — глава химического концерна «Американ Ойл». Это с его молчаливого согласия на борту цеппелина была совершена диверсия, унесшая жизни многих людей.

А как «Майбах» генерала Батова попал в США?

— Это вообще, полукриминальная история. И в ней ещё очень много белых пятен…

Калининград. Нынешняя Площадь Победы. Первые послевоенные годы… «Майбах» SW 38 напротив городской администрации. Кабриолет попал в кадр случайно… Мягкий верх опущен, в нишах передних колёс почему-то отсутствуют запасные колёса. 

«Перезагрузка» сознания

— А в советских фильмах эти автомобили увидеть можно?

— Конечно. Особенно «Махбах» генерала Рослого. Впервые он снялся в 1961 году — в фильме режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему». Кабриолет появляется в кадре совсем ненадолго. А рядом с ним — ещё совсем молодой актёр Александр Демьяненко. Эту сцену снимали возле старой немецкой биржи, ставшей позже Дворцом культуры моряков. Но после войны от неё только стены остались. И ганзейские львы со щитами.

Кадры из фильма «Мир входящему» (1961 год). На переднем плане — актёр Александр Демьяненко и «Майбах» — бывший личный автомобиль генерала Рослого.

— А ещё в каких фильмах был замечен этот «Майбах»?

— В 1967 году в картине «Женя, Женечка и «Катюша». Режиссер Владимир Мотыль. Там он появился в двух небольших эпизодах — возле развалин Королевского замка и в небольшой деревушке где-то под Гвардейском. Но главное, какие актеры снимались с «Майбахом» — Олег Даль, Михаил Кокшёнов. Третий известный фильм с «Майбахом» генерала Рослого — «Был месяц май», 1970 года,  режиссёра Марлена Хуциева. Хотя у кабриолета здесь роль тоже эпизодическая, но, по-настоящему, знаковая. Этот «Майбах», как сейчас говорят, привёл к «перезагрузке» сознания группы  советских офицеров-победителей. Там интрига серьёзная…

Кадры из фильма «Женя, Женечка и «Катюша» (реж. Владимир Мотыль, 1967 год). «Майбах» SW38 на съемочной площадке в Гвардейском районе Калининградской области.

Бывший «Майбах» генерала Рослого возле развалин Королевского замка в Калининграде. Кадры из фильма «Женя, Женечка и «Катюша» (реж. Владимир Мотыль, 1967 год).

«Мерседес-Бенц 230» инженера Льва Рубана. Его реставрацией занимался Владимир Медведев. Автомобиль вошёл в историю тем, что снимался в фильме «Битва за Берлин».

 Водители-шабашники

 — В книге вы много пишите про послевоенное время в Калининграде. А какое оно было?

— Если говорят, что при Сталине все по струнке ходили, то это точно не про Калининград. Жизнь в разорённом войной городе налаживалась очень трудно и медленно.

— Можете привести примеры?

— После Великой Победы минуло уже полтора года, но никакой общественный транспорт на линии так и не вышел.

— И как народ добирался на работу?

— Но выбор-то был невелик. Либо на свои двоих. Либо к кузове грузовиков — стоя, сидя, лёжа — как повезёт. Водители-шабашники на этом неплохо зарабатывали. От Южного до Северного вокзала проезд в кузове «полуторки» стоил один рубль.

— Это было много или мало?

— Например, водитель легковой машины зарабатывал около 400 рублей в месяц. Но многие получали значительно меньше. Хотя руководители, конечно, гораздо больше. Скажем, управляющий трамвайным трестом в Калининграде имел оклад 1.500 рублей.

 Вагоны без стёкол

 — Но трамвайное движение в Калининграде в конце концов было восстановлено?

— К празднику 7 ноября 1946 года. По замыслу организаторов первый калининградский электровагон под дружные крики «ура» должен был проехать мимо трибун с советскими и партийными руководителями. Но всё пошло не так… Трамвай «умер» как раз напротив этих самых трибун. И сломавшийся вагон пришлось укатывать с площади вручную.

Калининград. Площадь Трёх Маршалов. Именно здесь 7 ноября 1946 года партийное руководство города запланировало провести торжественный пуск первого послевоенного трамвая.

— Плохо подготовили?

— По воспоминаниям калининградских трамвайщиков причина проста — обрыв в контактной сети. Ведь всю линию в несколько километров наспех скрутили из маленьких кусочков медного провода. По 20-30 метров каждый. Всё что удалось найти в разорённом войной городе.

— А когда трамвай стал в Калининграде полноценным и удобным общественным транспортом?

— Относительно нормальное трамвайное движение удалось организовать лишь к середине 1947 года. При том, что вагоны продолжали ходить без стекол чуть ли не до начала 50-х. А вагоновожатые в самые трескучие морозы, чтобы не отморозить себе ноги, выстилали пол кабины нагретыми на костре кирпичами… В Ленинграде или Москве такое даже представить себе было трудно…

Депо Коссе. Калининград. Вплоть до начала 50-х годов трамваи в Калининграде ходили без стёкол, освещения, фар и отопителей салона.

 

 Слили 37 литров бензина

 — Но почему такое происходило? Из-за нерадивости местного руководства или по каким-то другим причинам… 

— Что там ни говорили бы ветераны, в самом западном советском городе в конце 40-х годов творилось чёрт-те что. Казнокрадство, нарушения трудовой дисциплины и страшнейшее разгильдяйство. Трамвайное депо, если уж мы стали говорить о городском транспорте — не исключение.

Разбитый после штурма Кёнигсберга экспериментальный скоростной трамвай, закупленный в немецком городе Карлсруэ. Он был в состоянии тянуть за собой два прицепных вагона.  

— И этому есть документальные подтверждения?

— Работая в архивах муниципального предприятия «Калининград-ГорТранс», мне попались несколько исторических документов. Это приказы управляющего трамвайным трестом Владимира Сокольникова о применении дисциплинарной ответственности к нерадивым работникам и расхитителям.

Воровали всё что под руку попадётся… Например, 7 января 1947 года в гараже трамвайного треста неизвестными лицами был слит с автомобилей бензин — 37 литров. Естественно, злоумышленников не нашли.

— Воровство государственного бензина при социализме было делом распространенным…

Капитальный ремонт вагонов «Штайнфурт» советские трамвайщики начинали с полной их разборки.

 Шинель солдата Вермахта   

 — Воровали не только бензин… 24 апреля 1947 года кондуктор Манюшина умыкнула всю дневную выручку от продажи билетов — 204 рубля 90 копеек. А возместить ничего не смогла. Потому что в комнате общежития, где обитала воровка, было обнаружено лишь разбитое зеркало, дырявые резиновые сапоги и сильно поношенная шинель солдата Вермахта. Находчивая кондукторша использовала германский трофей как зимнее пальто. Куда Манюшина дела деньги — полная загадка.

— Может новое пальто хотела справить. Её простили и взяли на поруки? 

— Осудили и отправили на лесоповал в Сибирь. Или вот ещё случай… Кассир трамвайного треста Митрошина часть выручки предприятия почему-то хранила дома. А потом, 11 сентября 1947 года, вдруг заявила, что у неё украли 4.609 рублей. Обещала вернуть все до копейки. Естественно, не вернула и отправилась следом за кондуктором Манюшиной.

1946 год. Калининград. Кое-как отремонтированные немецкие вагоны «Штайнфурт». Они ещё не перекрашены в два цвета, и окна пока не застеклены. 

(продолжение следует)

Игорь Вишняков

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя