Наша сегодняшняя “прогулка” — по городу Инстербургу. В смысле, по Черняховску. И сопровождает нас в этой “прогулке” Андрей Олегович Виноградов, предприниматель, экс-глава муниципального образования “Черняховский городской округ”.

Кроличий кабак

— Ещё в юности, — говорит Андрей Олегович, — я очень увлёкся историей и, как следствие, краеведением. Когда учился в медицинском институте, закончил полугодичные курсы экскурсоводов и водил туристов по местам боёв на Курской дуге, в дом-музей Тургенева в Спасском-Лутовиново, в Ясную Поляну, к Толстому…

В Черняховске я познакомился с очень интересным краеведом Геннадием Разумным(К сожалению, его уже нет с нами. Он достоин отдельного рассказа — но об этом в другой раз. И замок Инстербург — тоже отдельный “маршрут”.) Сейчас мы “пройдёмся” по местам, которые связаны в Инстербурге с какой-либо историей, парадоксальной, весёлой или трагичной.

Остаётся только удивляться тому, как тесно и как мистиче­ски переплетаются судьбы Пруссии и России. И Инстербург в этом переплетении — один из главных “узлов”. Например, дом 3 на Генеральштрассе (теперь это ул. Пионерская — от ул. Госпитальной до площади Ленина). Здесь был самый старый в Инстербурге кабак под названием “Кроличий”. Ещё в 1565 году герцог Альбрехт сдал “Кроличий кабак” в аренду местному городскому писарю Гансу Рюкерлингу. Много позже этот писарь был найден замурованным при разборке дома на Гинденбургштрассе, 85. Кто “запечатал” его, за какие грехи — так и осталось неизвестным.

Барклай де Толли и Наполеон

Дом, в котором располагался “Кроличий кабак”, потом стал “офицерским”: в нём жили командиры здешнего Уланского-Литовского полка. В 1812 году здание было гостиницей — и именно здесь останавливался Наполеон, за семь дней до его вторжения в Россию.

Он приехал в Инстербург вечером, в запылённой шляпе, уставший. Из всех визитёров принял только пастора местной реформаторской общины, который убедил императора уменьшить его пастве расходы по расквартированию французов.

На следующее утро Наполеон осмотрел провиантские склады, причалы и порт на реке, перед ним парад­ным шагом прошёл корпус маршалу Даву…

После обеда Наполеон убыл. Отсюда он повёл своих воинов в Россию. Думал, что к победе. Оказалось — к поражению.

Мы сделали на доме, рядом с которым была гостиница, памятную доску. Мне показалось логичным, что памятник Барклаю де Толли соседствует с памятной доской, посвящённой Наполеону…

“Зелёная кошка”

В Инстербурге бывал Петр I. Предание гласит, что он пил пиво в трактире “Зелёная кошка”. Этот трактир ещё в 1516 году основал некто Мартин Камсвиг. Он построил своё заведение у моста через замковый ров (грамота, подписанная магистром Ордена маркграфом Альбрехтом фон Бранденбургом, содержала, кроме всего прочего, пункт о том, что Камсвиг обязуется брать на продажу пиво из замка и отдавать Ордену шесть марок и откорм­ленных гусей ежегодно). По традиции, первой через порог дома была пущена кошка — чёрная, бродячая, пойманная ради такого случая рядом, в кустах. Она вошла — и уютно расположилась в зале рядом с очагом.

Вскоре хозяин заметил, что, если гость хочет в чём-то его обмануть, кошка встаёт со своего места и кидается на “злодея”, шипя и царапаясь. При этом шерсть её в свете огня в очаге приобретает зеленоватый оттенок.

Очень скоро трактир, сперва называвшийся “Новым”, переименовали в “Зелёную кошку”. Камсвиг её обожал. Ведь благодаря кошке, его заведение обходили стороной нечистые на руку люди. Но однажды кошка исчезла. Решила, видимо, погулять напоследок: её век уже подходил к концу. Люди видели её то там, то тут, а одну из тропинок, ведущих к трактиру, даже назвали Кошачьей тропой. (И даже в 1945-м это название можно было услышать от жителей Инстербурга.)

Губернатор Пьер де ля Кава

Интересная история связана с именем Пьера де ля Кава (Pierre Le Gauliez de la Cave). Французский полковник бежал из Франции, когда там начали притеснять гугенотов. В 1651-м де ля Каву были пожалованы земли близ Инстербурга, где он основал деревню и общину Дидлакен (ныне поселок Тельманово), а в 1665 году возвёл церковь. Название деревни и церковной общины происходит от литовского “didlaukis”, что равнозначно немецкому “Groklandbesitz”, в переводе — “крупный землевладелец”. Впоследствии Пьер де ля Кав стал командиром новой гвардии Пруссии, потом — генерал-майором и губернатором крепости Пиллау. С ним связаны две “мистические” сюжетные линии.

Во-первых, Пьер де ля Кав на старости лет увлёкся бальзамированием. Когда умерла его супруга, он сам забальзамировал её тело — и распорядился сделать то же самое с его собственным телом после кончины.

Мумии получились качественными. Они были выставлены в дубовых гробах со стеклянными крышками в мавзолее Пьера де ля Кава. Но… в 1757 году Дидлакен взяли русские — в ходе Семилетней войны. Мумию Пьера де ля Кава солдатики выбросили в соседний пруд. Жену его — просто выкинули из гроба.

Война закончилась, как известно, тем, что наследник Елизаветы Петровны, Петр III, большой поклонник Фридриха, вернул своему кумиру все завоёванные русскими территории. Мумию Пьера де ля Кава выловили, высушили, положили в гроб и выставили на прежнем месте (останки двух его жён, правда, похоронили под полом мавзолея).

В 1807 году, после битвы под Фридландом, в Дидлакен вошли французы. И — выкинули мумию в пруд!

Гемофилия и революция

Французы ушли. Мумию опять вытащили из пруда, подсушили, подретушировали и водрузили в мавзолее.

В 1914 году Дидлакен заняли русские (Инстербург был самой западной точкой, которую в ходе первой мировой войны взяла русская армия). Натурально, мумия в очередной раз очутилась в пруду!

Русские отступили. Несчастного Пьера де ля Кава опять извлекли из воды. Он был уже чрезвычайно подпорчен, но его всё-таки определили в дубовый гроб со стеклянной крышкой… и вновь в его склеп потянулись туристы. Ну а в 1945-м… надо ли уточнять, что сделали с мумией советские солдаты?

Традиционно бросили в пруд! Только на это раз билет по маршруту “мавзолей-пруд-мавзолей” — оказался в одну сторону. Скорее всего, мумия так и сгнила на дне водоёма.

Но это, заметьте, во-первых. А, во-вторых, Пьер де ля Кав — человек, косвенно виновный в том, что свершилась Октябрьская социалистическая революция! Дочь де ля Кава вышла замуж за канцлера Пруссии Георга Фридриха фон Кройца. А в свою очередь, дочь, рождённая в этом браке (внучка де ля Кава), стала женой датского принца крови и через него породнилась практически со всеми европейскими монаршими домами. Беда в том, что она оказалась носительницей “порченого” гена, из-за которого у европейских венценосных особ стали рождаться больные гемофилией мальчики. Помните, у Булгакова: как причудливо тасуются карты в колоде!..

Царство Мёртвых

По исследованиям, предпринятым француженкой Бертиль Узе, членом Французского генеалогического общества, именно этот ген унаследовала дочь герцога Гессенского — будущая российская императрица Александра Федоровна, мать царевича Алексея. А если учесть, что заболевание мальчика привело к тому, что в царский дворец вошёл Григорий Распутин… — вот оно и революцией запахло. А клубочек-то прикатился из Инстербурга!

Надо сказать, что благодаря Пьеру де ля Каву, Черняховск задружился было с городом на юге Франции, откуда приехала мадам Бертиль Узе. Там существует Общество друзей де ля Кава. Обсуждался даже вопрос о партнёрстве между городами, но… не сложилось.

Ещё одна “сюжетная линия”, связанная с Дидлакеном, была обозначена ещё древними пруссами, которые считали, что на территории современного Черняховска (точнее, под ним) находятся… врата ада. То есть, в ад и рай они не верили, но были убеждены в существовании Царства Мёртвых (или Царства Теней). И полагали, что вход в него — где-то рядом с Дидлакеном. То есть, теперь — с посёлком Тельманово.

Доска почёта из могильных плит

Церковь, построенная в Дидлакене, после войны долго была в полуразрушенном состоянии. Потом её приобрел в собственность один черняховский предприниматель, а теперь она вдруг оказалась в списке объектов, которые надлежит передать Русской православной церкви. Как разрешится эта ситуация, я не знаю. В любом случае, “врата ада”, названные в честь немецкого коммуниста Тельмана, — это впечатляет.

Кстати, бюст Ленина, который стоит перед зданием суда (до 1991 года оно был горкомом КПСС), был водружён на постамент от памятника Объединённой Германии и погибшим солдатам. Десятки таких памятников были установлены после 1870 года (когда Наполеон III попал в плен под Седаном, а в Версале было провозглашено рождение Германской Империи).

Этот памятник представлял собой Германию в виде женщины, которая держала в руке меч, увитый лавром. Моделью послужила инстербуржская художница Берта Цитман. Она же была и скульптором. Сам бронзовый монумент исчез в 1945-м, очевидно, его переплавили. А постамент определили под бюст вождя пролетариата…

И ещё, из этой же серии: в 1946 году городские власти решили установить доску почёта. Немецких военнопленных, занятых на строительных работах, погнали на кладбище и заставили снимать надгробные плиты. В итоге была отгрохана большая доска почёта (была демонтирована в девяностых годах).

Зелёные человечки

Инстербург при немцах считался городом, в котором престижно жить. Состоятельные люди имели здесь квартиры — так сегодня прилично иметь квартиру где-нибудь в Венеции. К 1927 году население Инстербурга составляло 35.000 человек, в 1940-м — уже 40.000 (сегодня, кстати — 42.000). Остро встал вопрос городского общественного транспорта. Лет пять муниципальные власти и горожане решали, что выбрать: трамвай или автобус? Трамвай — экологичный вид транспорта, но шумный. Автобус — загрязняет атмосферу… в элитном городе это неуместно. В итоге объединили “ежа и ужа”: в 1927 году в Инстербурге появился троллейбус. Это был ПЕРВЫЙ в Германии город с троллейбусным сообщением!

К сороковому году маршрутов было уже семь, сегодняшние автобусные их повторяют. Центром была площадь Альтер-Маркт (нынешняя площадь Ленина), откуда в разных направлениях разбегались элегантные троллейбусы цвета слоновой кости.

Проездной билет представлял собой внушительных размеров бумагу. Правая сторона — заполнена пятью рядами чисел (их прокалывал кондуктор, в соответствии с кодом); на левой — схема маршрутов с наименованием остановок. На оборотной стороне — правила пользования. Стоимость билета — 1 марка.

Самый “легендарный” маршрут — “двойка”, от площади до замка Георгенбург (ныне пос. Маевка). Он пользовался очень недоброй славой. Фрау и фройлен вдруг стали рассказывать, что в ночное время на последнем троллейбусе от Георгенбурга до городской черты… катается нечистая сила. Будто бы в заднее стекло заглядывают зелёные человечки. Искрясь и светясь.

Ты в гестапо ходил?

Сначала все слухи приписывались разгулявшемуся воображению дамочек — дескать, те видят искры, которые сыплются из контактного провода, и впадают в истерику. Но… к дамочкам вскоре присоединились мужчины: зелёных человечков видели вполне респектабельные пассажиры. И даже водители. Приезжала специальная комиссия, но ей человечки не показались.

На других троллейбусных линиях ничего в этом роде не происходило — тем не менее, люди продолжали утверждать, что ВИДЯТ нечто невероятное в искрах и зеленоватом свечении… Человечки исчезли, когда к власти пришли нацисты. Точнее, про них запрещено было упоминать. Гитлер объявил, что немецкой нации чужды романтика и нездоровый мистицизм. А для тех, кто с этим не согласен, существовало гестапо.

Кстати, сегодня в здании бывшего гестапо располагается магазин. И люди неместные вздрагивают, слыша диалог: “Ты в гестапо ходил?”  “Ага, там сегодня курей неплохих давали”.

…После войны троллейбусные линии в Инстербурге были демонтированы. Троллейбусы, провода, столбы — всё было вывезено в Ленинград.

В Черняховске много мест, связанных с той или иной исторической личностью или каким-то важным событием. Так, 5 сентября 1914 года на Альтер-Маркт в Инстербурге состоялся парад русских войск, который принимал великий князь Николай Николаевич. Он специально прибыл, чтобы отметить героев Гумбинненского сражения, где были разбиты немецкие дивизии.

Барон Врангель

Сражение под Гумбинненом (ныне Гусев) — одна из самых громких побед нашей армии в ходе Первой мировой войны. И великий князь вручил много наград офицерам и нижним чинам, в том числе первого на той войне Георгиевского креста IV степени был удостоен барон Врангель — тогда ещё не “чёрный барон”, с которым большевики будут биться в Крыму, а неустрашимый ротмистр…

Мы хотели установить в его честь памятную доску, увековечив героя Первой мировой — но поднялся крик… А тут ещё доска Наполеону… В общем, пришлось пойти на компромисс — и отказаться от дани памяти первому кавалеру Георгиев­ского креста IV степени…

Была ещё интересная идея. Дело в том, что всякий раз, застёгивая или расстёгивая джинсы или дамскую юбку, мы должны благодарить… учителя инстербургской гимназии Карла Роберта Виховера! Именно он, буквально помешанный на изобретательстве, придумал первую в мире застёжку-”молнию”. Своё изобретение он запатентовал в Берлине — 5 апреля 1889 года (свидетельство №49251).

Через пять лет после этого, независимо от Виховера, “молнию” запатентовал другой механик. Но… Виховер всё-таки был первым! Он же придумал и застёжку-кнопку. Но жил он небогато и предпочёл идею продать…

Выпуклость на джинсах

В бытность мэром я предлагал использовать для привлечения туристов весёлый, эротический бренд. Представьте: угол дома, на нём — сползающие бронзовые джинсы. Застёжка-молния приоткрыта, под ней заметная выпуклость… На одной штанине — информация о Виховере по-русски, на другой — по-немецки… А “фишка” в том, что, если потереть выпуклость на джинсах — всё будет хорошо и с потенцией, и с деторождением. Ну, понятно, на администрацию (в этом здании и располагалась прежде гимназия, где работал Виховер) лепить джинсы несподручно, нас не поняли бы… Но найти подходящий угол дома можно было легко. А что ещё нужно туристам? В мире огромное количество различных бронзовых символов — и все они натерты до блеска… Значит, спросом пользуются.

Что ещё? В истории города всего хватало: и горя, и радостей, и взлётов, и падений… и трагического абсурда. Так, в 1946 году здесь поймали американ­ского шпиона! Нынешний Дом офицеров располагается в здании, которое выстроили для себя члены общества стрелков. Овраг, где теперь городской парк, они использовали в качестве тира. В 1880 году здание стало функционировать как Штадтхалле (городской зал для различных мероприятий). В 1945-м его стали использовать в качестве комендатуры, а позже туда въехал штаб гарнизона. И вот… в 1946 году в одном из американских журналов вдруг появляется фотография: советский офицер, пьяный в зюзю, выгуливает на верёвочке петуха. Подпись гласила: “Вот так проводят своё время советские офицеры, оккупировавшие территорию Восточной Пруссии”.

Расстрел за петуха

Фотография облетела крупнейшие СМИ Западной Европы и Америки: начиналась холодная война, “компромат” на русских был очень востребован в прессе.

А Сталин, в свой черёд, начинал закручивать гайки. Чтобы народ-победитель не почувствовал себя излишне свободным. Так что эпизод, в сущности пустяковый, стал предметом целой операции СМЕРШ.

Чекисты принялись искать того, кто мог сделать злополучную фотографию и передать её американцам.

Вычислили, что снимок в данном ракурсе можно получить только из одного окна — из кабинета начальника гарнизона или его приёмной. Начальник гарнизона был арестован. Его обвинили в работе на американ­скую разведку — и расстреляли. Приговор был приведён в исполнение в подвале дома, где сейчас магазин “Планета”.

Арестовали и того офицера, который выгуливал петуха. И вообще много людей пошли по этапу. Но кто на самом деле сфотографировал эту сценку… и когда… и как она попала к американцам — так и осталось неизвестным.

Ну а наши “прогулки” — продолжаются. И по Инстербургу, и по Кёнигсбергу, и по другим интересным местам. Благо, нас привлекает не столько краеведение, сколько “краепредставление” — тот Образ Города, который возникает у людей, здесь родившихся, выросших … или просто полюбивших нашу странную, странную землю, скрывающую в себе (если верить пруссам) врата ада. А почему бы им, пруссам, и не поверить?.. Говорил же старый фантаст Хаксли: “Может быть, Земля — это ад какой-нибудь другой планеты?” Хорошо хоть, не рай. На нектаре с амброзией русские люди долго бы не протянули.

 

Д. Якшина

Источник: http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=18712

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо , очень интересно. Жаль что жила в Черняховске и даже представления не имела, что Инстербург такой таинственный город. С удовольствием сейчас бы побродила по тем местам о которых вы рассказали. Спасибо Вам ещё раз за такое интересное повествование. Ждём продолжения…

  2. Очень занимательно, почти ничего не знала , спасибо, продолжение будет?

    • Благодарю! В этой рубрике впереди еще много интесного)) По мимо этого, будут появляться еще новые рубрики с не мене интересными статьями)

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя