В начале ноября калининградские ювелиры предоставили свои работы из янтаря на Международном салоне культурного наследия в Лувре.

На выставке местные мастера оказались единственными россиянами.

О том, как французы удивлялись солнечному камню, о секретах авторской обработки янтаря и покупке самородка у «поддатого мужичка» из Пионерска «Афише Нового Калининграда» рассказал участник парижского салона, художник-камнерез Константин Бушмелёв.

О выставке в Лувре

— Для французов янтарь — это диковинка. Им было очень интересно рассмотреть этот камень, потрогать его. На выставке я давал даже понюхать янтарь, что они с удовольствием делали. Сказали, что запах янтаря напоминает резину.

Конечно, за 22 года работы выставки для меня — обычное дело, но в Лувре была самая престижная из всех, на которых мне приходилось бывать. Туда мы ездили от Музея янтаря. Важно было не просто показать камень, но и продемонстрировать, как он обрабатывается. Когда мы с Ланой Егоровой (вторая участница Международного салона культурного наследия, руководитель творческого проекта «Прусский мёд» — прим. «Афиши Нового Калининграда») точили янтарь, люди вокруг ахали-охали, в прямом смысле слова говорили: «Вау!». Спрашивали нас: «Это что, смола?». Ну да, смола, только которой 50 миллионов лет.

О тонкостях обработки янтаря

— Моё оборудование для работы с янтарём полностью самодельное по одной простой причине — люди, продающие технику, никогда не занимались обработкой янтаря. Они не знают, как это оборудование должно выглядеть, каким должно быть. Они делают в столе дырку и ставят мотор так, что вся пыль вылетает. Это неудобно. Станки делают такие, что приходится их постоянно чистить, выдвигать-задвигать какие-то подносы, грязные мешки.

В моей мастерской всё своё. Вот самодельные резцы из плотного железа от корабельных клапанов. Это очень гибкий и вместе с тем очень твердый металл. Из него я вытачиваю резец необходимой мне формы. Вот специальные вытяжки, в которые попадает вся пыль после обработки камня (показывает на прямоугольную конструкцию высотой около двух метров — прим. «Афиши Нового Калининграда»). Вечером закончил работу, постучал по стенкам вытяжки, пыль слетела вниз. Утром пришёл — открутил болты, вытащил ящик под вытяжкой, взял мусорный пакет, вся пыль уже там, никакой грязи. Есть специальный станок для обтачивания, но его не покажу, это очень важная авторская разработка.

Перед тем, как приступить к работе над изделием, я выполняю его чертеж. Потом ещё множество маленьких чертежей — каждая деталь будущей вазы или, скажем, чаши прорисовывается отдельно. Общий рисунок делится на кубы, круги, которые и составляют цельную конструкцию. Впоследствии детали склеиваются, далее изделие обтачивается и украшается резьбой.

— В моей работе очень много геометрии — необходимо соблюдать ровные линии, вертикали, горизонтали, углы. Если я сделаю косую вазу, то какой бы красивой она ни была, смотреться она не будет. Изделие должно быть точным. Если я делаю бокал, я его катаю по столу, и тогда видно, насколько идеальны линии. Важна и точная резьба. Многие художники работают с помощью бормашины. Бором прошёл, «полирнул» щёткой и всё, но это низкий уровень. По-хорошему потом нужно специальным ножом «доводить» изделие, он называется «штихель». С его помощью вытачиваются все мелкие детали — глаза, нос, ушки, волосы. Вот тогда резьба получается высокого уровня, и, естественно, дорого стоит.
Чем, кстати, хорошо ювелиру? Он вырезал из воска модель, матрицу — и может тысячами лить фигуры из серебра и золота, а янтарь не льется, с ним приходится работать только вручную. Многие смотрят на изогнутые ручки моих ваз и спрашивают: «Как вам удаётся гнуть янтарь?». Я шучу, что это секретная технология, но на самом деле янтарь нельзя гнуть. При нагревании он плавится, становится как резина, да, но как только высохнет, сразу трескается. Так что все изогнутые детали своих работ я именно выпиливаю.

О детской любви к янтарю

— Я пытался смастерить что-то из янтаря, ещё будучи мальчишкой. В детстве жил в Пионерском, в пяти минутах от моря. Там как шторм, так янтарь выкидывает на берег, и народ толпой его собирает. Ну и мы, пацаны, естественно, собирали. Набирали килограммы мелочи и за копейки продавали. Хорошие кусочки оставляли себе, что-то из них делали с помощью обычного наждака, у нас такой дома стоял в подвале. Выпиливали какие-то кубики, пластинки.

У меня в мастерской сын сидит за соседним столом, ему 8 лет, он вот коника склеил. Другой сын, ему 3 года, тоже что-тоуже точит, но смотрим, конечно, чтобы пальцы не сточил себе.

О покупателях янтарных ваз

— Однажды мне просто приснилась янтарная ваза. Утром проснулся и нарисовал её. Когда сделал, сразу продал. А вообще, за годы работы я уже знаю рынок, знаю клиентов, их потребности. Ещё на этапе создания изделия я понимаю, кому его продам. А часто бывает так, что еще не успел закончить работу, а она уже продана. Кто-то покупает в качестве подарка, кто-то лично для себя, кто-то для музеев, есть ведь частные музеи, которые хотят иметь экспозицию широкого спектра. Как говорится, это подарки чиновникам, высокопоставленным лицам, в том числе и первым лицам государств.

О покупке янтаря через Янтарный комбинат и у «поддатого мужичка»

— Ваза с рыбками, например, сделана из янтаря с интересной историей. Я тогда работал в Пионерском. Мне люди, бывало, приносили камни, чтобы я их выкупил. И вот как-то раз сижу в мастерской рано утром, приходит поддатенький мужичок, приносит кусок весом 495 граммов, такой красивый пейзажный камень желто-белого цвета, и говорит: «Купи». Покупаю я этот кусок и спрашиваю, где ж он его взял. Оказывается, он всю ночь пил с приятелями, а потом пошел по берегу домой в Заостровье. Это было после ночного шторма. Вдруг смотрит: из глины торчит янтарь. Ну он его и взял да принёс мне. Дал я ему денег. А он говорит: «О, сейчас дальше буду отдыхать». Я этот кусочек распилил на мелкие пластины и собрал вазу.На Янтарном комбинате купить тот янтарь, который необходим для работы, практически невозможно. Чтобы приобрести какое-то определенное количество янтаря, я должен взять в нагрузку ещё 85% ненужного камня второго-третьего сорта. Янтарь там разбивается по фракциям, из которых собирается лот — 15% первого сорта, 30% второго, 30% третьего и мелочёвка. Получается огромное количество неликвида, из которого ничего не сделаешь, ведь для работы мне нужен янтарь первого сорта. Приходится покупать камень у копателей. А большие, «королевские» экземпляры янтаря, что бы вы ни делали, на комбинате никогда не купите, вам его не продадут, это янтарь для китайцев.

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград» 
Источник: https://www.newkaliningrad.ru/afisha/other/publications/16034901-eto-chto-smola-kaliningradskiy-yantarshchik-rasskazal-o-vystavke-v-luvre.html

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя