Продолжая серию публикаций о музеях нашего края, хочу рассказать о незаслуженно забытой экспозиции, размещённой в бывшем Кинотехникуме города Советска.

ФГБОУ СПО «Советский кинотехникум» был закрыт в июне 2016 года, и на данный момент эта историческая постройка, спроектированная немецким архитектором Куртом Фриком пустует.

 

О истории здания я уже делал публикацию в ноябре прошлого года http://vis39.ru/news/3900.

Закрыт и музей, расположенный в этом бывшем учебном заведении города. Для того, чтобы побольше узнать о экспозиции и истории создания музея я обратился к человеку, который им заведовал с 1985 до 1992 года  — Светлане Николаевне Гревцевой-Козловской. До этого музеем заведовал его основатель — Самуил Яковлевич Воронель.

Светлана Николаевна ответила на мои вопросы, и рассказала много интересного.

 

Когда был создан музей в кинотехникуме?
В двух словах ответить на этот вопрос нельзя. Процесс создания музея – дело не одного дня и труд многих людей.
С 1966 года в Советском кинотехникуме (СКТ) работал исторический кружок под руководством Воронеля Самуила Яковлевича, боевого морского офицера, ветерана Великой Отечественной войны. Его педагогическая деятельность отмечена присвоением звания «Отличник кинематографии СССР» и другими наградами. 
Именно у членов исторического кружка под руководством Самуила Яковлевича Воронеля родилась идея – собрать материал по истории города и на этой основе оборудовать музей. В поиск включились все кружковцы. В течении четырех лет шла активная работа по сбору материалов, по формированию фондов. 
Основными направлениями поиска были: история Восточно-Прусской операции, ленинская «Искра», история кинотехникума, боевой путь полка «Нормандия-Неман». 

Итогом поисковой работы явилось создание комнаты революционной, боевой и трудовой славы, а затем уже и музея. 15 апреля 1970 года, к 100 -летию со дня рождения В.И.Ленина исторический кружок открыл первую экспозицию, а звание музея было присвоено в 1973 году, когда почти две тысячи экспонатов составляли его фонды. 

В музее много интересных экспонатов, среди них есть уникальные? Что-то можете выделить из общего количества предметов?

Каждый экспонат уникален, но среди множества хотелось бы выделить несколько.
Например, обычный на первый взгляд сундук, но он принадлежал руководителю Повиняйской социал-демократической ячейки Иозасу Горелису, именно в нем в свое время развозилась «Искра».

Делал это разъездной портной Пранас Брикас, член этой ячейки. Он выполнял заказы сельских жителей и одновременно вел пропаганду среди батраков. 
Сундук передан в музей кинотехникума Зузаной Петровной Блинда, членом партии с 1920 года. кстати, это ее отец переводил «Искру» на литовский язык. Сейчас тема ленинской «Искры» не в моде, но нельзя выдёргивать страницы из истории, такие действия чреваты многими проблемами в настоящем и будущем. В настоящий момент этот экспонат выставлен вообще без этикетажа. Безымянный! 

Уникален скромный кувшинчик, на котором сохранилось изображение сцены встречи императоров Александра I и Наполеона Бонапарта на плоту, на реке Мемель (Неман) в 1807году, когда готовилось подписание Тильзитского мирного договора.

Книга по истории I — й Мировой войны . Дореволюционное издание.

Экспонаты, связанные с историей авиаполка «Нормандия-Неман», рассказывающие о его боевом пути, фрагменты самолётов.

Как пополнялась экспозиция музея?

Экспонаты музея – результаты длительной поисковой работы членов исторического кружка.

Фотографии советского киносъёмочного аппарата "Кинор" и телефона
предоставила автор - Наталья Соколец. 

Расскажите немного о создателе музея — Воронель Самуиле Яковлевиче.

Современные молодые люди, в силу возраста не могут знать этого человека, но для своего времени он был хорошо известен в нашем городе и востребован и как педагог, и как краевед.


Мне довелось совсем недолго поработать вместе с Самуилом Яковлевичем в Советском кинотехникуме, семейные обстоятельства сложились так, что он переехал жить в город Балтийск. Я приняла от него руководство музеем, а дружбу нам удалось сохранить на долгие годы. 
Самуил Яковлевич постоянно, несмотря на далеко не юный возраст, занимался исследованием истории Тильзита, боевого пути авиаполка «Нормандия-Неман», детально изучал транспортировку большевистских газет «Искра» и «Пролетарий», чьи пути в Россию пролегали через Тильзит. 
Cамуил Яковлевич Воронель родился 7 января 1922 года. Служил на флоте с юных лет — с 1939 года. По комсомольскому набору пошел на флот. Он окончил высшее военно-морское училище. Будучи еще курсантом, Самуил Яковлевич встал на защиту Севастополя. Первый бой принял при переброске десанта из Батуми в Туапсе. 
В годы войны он сражался на линкоре «Октябрьская революция» командиром батареи главного калибра. 
Cамуил Яковлевич Воронель, капитан второго ранга, был награждён Орденом Отечественной войны 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, 14 медалями и именным кортиком.
Войну завершил в Пиллау, ныне город Балтийск, и до 1960 года продолжал служить на различных кораблях эскадры. В конце службы стал заместителем начальника школы юнг в Советске. Сейчас это учебный корпус начального звена лицея №10. 
Находясь в запасе и в отставке, стал преподавателем. До 1985 года работал в Советском кинотехникуме, создал музей революционной, боевой и трудовой славы, получившего звание «народный».

Как мне известно, Самуил Яковлевич Воронель в своё время передал Вам заведование музеем Советского кинотехникума. Расскажите читателям, когда это произошло, и почему?

С Самуилом Яковлевичем мы были знакомы довольно давно, он знал меня как историка. В середине 80-х после окончания Калининградского государственного университета я преподавала историю и обществоведение в школе. В городе была популярна как педагог и как поэт, много печаталась и выступала перед читателями. Самуил Яковлевич Воронель, с которым мы в январе 1985 году встретились на одном из педагогических форумов в Калининграде, предложил мне принять от него учебные часы истории и обществоведения и руководство музеем кинотехникума, поскольку он вынужден уехать из Советска по семейным обстоятельствам.

Одним из основных аргументов, почему он свой выбор остановил на моей персоне, кроме профессиональных навыков, было то, что я — поэт! Странно, не правда ли? Но, поработав в музее, я поняла, что Самуил Яковлевич искал, прежде всего, творческую личность. Без творческого подхода работать в музее и заниматься поисковой работой – дело немыслимое.

До того, как Вы стали заведовать музеем, приходилось заниматься чем-то подобным? 

В университете у нас очень хорошо преподавалось краеведение, педагогика, музейное дело. Одним из моих преподавателей в университете был Бирковский Василий Гаврилович, создатель краеведческого музея в школе №3, кандидат исторических наук, Почётный гражданин города Советска — посмертно.

Кроме Вас, кто еще занимался музеем кинотехникума?

С.Н. Гревцева-Козловская (автор фото: Эрика Горобинская)

В музее кинотехникума я работала с 1985 по 1992 год. После меня, как бы так корректнее выразиться — музей «пошёл по рукам»! Там трудилась огромная череда непрофессионалов. Как позволял им их уровень компетентности. Многие экспонаты оказались утраченными, поскольку «мода» изменилась, но многое удалось сохранить и приумножить – например, появился маленький зал, посвящённый кинотехнике, прибавились предметы быта и мебель довоенной эпохи.

С закрытием учебного заведения, закрыт и сам музей. Это очень печально. Скажите, по Вашему, какова судьба ждет экспонаты? Увидят ли их когда-нибудь посетители?

Эмблема полиции Тильзита

Музей кинотехникума пережил лихие 90-е и туманное начало XXI века, но выстоял. В пору существования Советского Союза на музей выделялись средства, огромную помощь оказывала администрация кинотехникума, но и в новых условиях при разных руководителях музей продолжал жить. ВГИК или теперь уже ВГУК им.С.А.Герасимова предпочёл закрыть учебное заведение, тем самым лишив творческую молодёжь Советска и других городов РФ возможности получить хорошее образование. Судьба учебного корпуса, где находится музей, до сих пор не решена. Ведутся какие-то «подковёрные» игры. Здание закрыто, находится под охраной, музей тоже закрыт. Увидят ли посетители когда-либо его экспозиции? Вопрос -туманный. Ответа нет.

Прим. Ректору ВГУК им.С.А.Герасимова было выслано по электронной почте письмо
от Совета ветеранов о судьбе музея бывшего кинотехникума.

Какая-то работа продолжается, или с закрытием музея полностью всё приостановлено?

Никакой поисковой или же иной работы в музее кинотехникума в настоящее время не проводится. Когда в составе инициативной группы по выдвижению кандидатуры Самуила Яковлевича Воронеля на присвоение звания Почётный гражданин города Советска (посмертно) мне удалось попасть в музей, то я увидела сохранившиеся, хоть и не полностью, экспозиции.

Удостоверение № 23 «Почётный гражданин города Советска»

Получала удостоверение и медаль Круглова Елена Геннадьевна — зам.директора по учебной работе лицея №10 (начальная школа), член инициативной группы. В настоящее время удостоверение и медаль находятся в школьном музее, потому что в нынешнем корпусе начальной школы ранее размещалась Школа юнгов, в которой преподавал С.Я.Воронель.

«Живы» даже мои витражи — роспись стекла, которые я исполнила по технологии художника Картавцева Юрия Григорьевича, одного из первых переселенцев. Мне было позволено сделать несколько фотографий для компьютерной презентации, которую увидели члены Городского Совета депутатов. Для них это было открытие!

Сейчас, чем Вы занимаетесь?

В настоящий момент я – «свободный художник». Три моих графических работы, посвящённых Э.Т.А.Гофману в настоящее время экспонируются в Калининградском историко-художественном музее.

На данный момент, в Советске кто-нибудь занимается поисковой работой? Я имею в виду деятельность как энтузиастов, так и поисковые отряды, организации.

Я не могу дать полный ответ на вопрос, кто именно занимается поисковой работой в Советске в настоящее время. Наверняка, кто-то продолжает заниматься. Когда я возглавляла методическое объединение руководителей школьных музеев, тогда могла бы ответить точнее. В настоящее время я занимаюсь поисковой работой вместе с Тамарой Анатольевной Кобзарь — моей коллегой по руководству Музеем истории школы и края МБОУ ООШ №3 им.В.Г.Бирковского.

Что для Вас музей и поисковая работа?

Музей – это жизнь! Жизнь! Очень интересная и творческая! А поисковая работа… По мере сил что-то делаю, потому что это важно и нужно. Нужно нашему времени, нашей молодёжи. Сейчас слишком много желающих переписать историю. Поэтому считаю приоритетным восстановление исторической памяти.

В чем важность музеев, для чего они нужны обществу? Как Вы считаете?

Музей – это не пропылённое и пропитанное грибком сборище каких-то предметов ушедших эпох. Музей – это прежде всего школа воспитания.

Весной 2016 года в МБОУ ООШ №3 , когда я ещё там работала, при поддержке тогдашнего директора Симон Ларисы Геннадьевны мне удалось организовать и провести кинофестиваль фильмов о Великой Отечественной войне, снимавшихся в Советске. Один из фильмов – «Тройная проверка» был непосредственно связан с поисковой работой музея кинотехникума. В фондах музея находилась киноплёнка с художественным фильмом.

 

МБОУ ООШ №3

В основу фильма «Тройная проверка» рижского кинорежиссёра Алоиза Бренча легли документальные факты — советский разведчик Мокий Демьянович Каращенко был заброшен в тыл врага, в школу Абвера, филиал которой находился в городе Тильзите.

Прим. На окраине Тильзита действовала Абверштелле - "Титан". 
Абверштелле подчинялись непосредственно отделу «Абвер-За­граница».


М. Д. Каращенко был рассекречен и арестован, его жестоко пытали, именно так , как показано в фильме. В здании полиции Тильзита, где находился под арестом наш разведчик, именно там до настоящего время располагался учебный корпус Советского кинотехникума (филиала ВГИКа). Нашему разведчику удалось бежать и ещё прихватить с собой ценные документы.

На фото - Мокий Демьянович Каращенко


Создатель музея СКТ (Советского кинотехникума), Самуил Яковлевич Воронель в 70-80-е годы вёл переписку с разведчиком Каращенко, который проживал в Риге. Он приглашал героя приехать на встречу со студентами, членами исторического кружка «Нормандия-Неман», на что Каращенко ответил отказом, сославшись на слишком тягостные воспоминания, связанные и с Тильзитом, и непосредственно со зданием бывшего полицейского управления. Ирония судьбы заключается не только в этом — заключительные кадры фильма «Тройная проверка» сняты в бывшем Тильзите — Советске.

В Советске кроме музея в кинотехникуме, были музеи в нескольких школах города Советска. Какова их судьба?

Школьные музеи были почти в каждой школе города. С закрытием школы №2, (создатель музея – директор школы Кобзарь Т.А.) закрылся и музей, с нашим с Кобзарь уходом из школы №3 фактически бездействует школьный музей. Хорошо, что ещё сохранилась традиция проводить Талаховские чтения. В гимназии №1 всегда велась активная работа под руководством В.Д.Газальян. В лицее №10 зам.директора Елена Геннадьевна Круглова создала маленький, но очень душевный школьный музей, в помещении краеведческого музея, которым 20 лет руководила моя мама, учитель географии Гревцева Галина Григорьевна. В корпусе для старших классов тоже действует музей.

По моему, чем больше музеев в городе, тем лучше. Повышается культурная жизнь и все это способствует развитию туризма. Почему такие нужные для общества и развития города экспозиции оказались не нужны? Это случайное совпадение, тенденция или ещё что-то?

Мне кажется, что отношение к школьным и иным ведомственным музеям нужно менять. Без мощного городского музея, имеющего отвечающие современным характеристикам фондовые помещения, без грамотного персонала — патриотов города Советска, а не только Тильзита, это будет сделать сложно. Школы и другие учебные заведения закрывают. Какова же судьба экспозиций? Печальная судьба. Городской музей не имеет ни фондового хранилища, ни достаточно площадей, чтобы представить историю именно города Советска, историю Восточно-Прусской операции и штурма Тильзита.

Что бы Вы пожелали читателям сайта?

Я бы пожелала читателям сайта больше интересоваться историей города Советска, судьбами жителей города, а не упираться в историю Тильзита. Город был действительно прекрасен, но и поднять его из руин смогли именно советчане. И за советчанами-патриотами – будущее! Вам, уважаемые читатели, поднимать из руин — Советск!

Я полностью с Вами согласен!

Светлана Николаевна, большое спасибо что согласились ответить на мои вопросы и рассказали так много интересного! 

Фотографии связанные с музеем кинотехникума и его создателем — С.Я. Воронель предоставила Светлана Гревцева-Козлоская.

Публикую подборку фотографий, сделанных в 2014 году Натальей Соколец из городской газеты «Вестник».

В день фотосъемки экспозиции музея кинотехникума проходила встреча ветеранов клуба «Кругозор».

Этот клуб по интересам существует при Центральной городской библиотеке города Советска имени И. Рутмана.

На фотографиях Натальи Соколец можно увидеть множество интереснейших экспонатов закрытого музея.

Выражаю огромную благодарность Наталье Соколец за предоставленные для публикации фотографии!

Тема Кинотехникума города Советска ещё не раз будет затрагиваться в публикациях на моём сайте.

Игорь Вишняков

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Закрыть такой музей — преступление. Говорю это как историк. Ликвидация музея — шаг по стиранию исторической памяти. Выигрыш в финансах? «Экономия на спичках»! Это уничтожение памяти.
    Как известно, в Тильзите находилось отделение…гестапо!.. В рамках краеведческого музея такой музей как раз необходим — как Международный, как напоминание о том, что такое германский нацизм и что несла его победа человечеству.
    Не понимать этого могут лишь очень недалекие люди

    • Администрация города ликвидирует Музей города. Единственный из оставшихся музеев…… Город с многовековой историей будет вообще без музея.

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя