Эта строка нанесена на гранит мемориального комплекса в память о четырёх тысячах погибших советских военнопленных у посёлка Липки Озёрского городского округа Калининградской области.

Во время Великой Отечественной войны попали в плен к нацистам 5,7 миллиона воинов Красной Армии, из них 1,8 миллиона до сих пор числятся пропавшими без вести.

Только 700 тысяч учётных карт узников немецких лагерей были найдены после окончания войны и перевезены в нашу страну. Гитлеровцам удалось скрыть многие следы своих чудовищных преступлений в отношении пленных, сохранив в тайне массовые захоронения своих жертв, а также выкопав и уничтожив часть их останков в ходе специальной зондеракции 1005. По свидетельству участников Восточнопрусской стратегической наступательной операции вся территория северной части провинции была буквально покрыта лагерями различного типа и размера. По моим подсчётам их здесь было свыше пятисот — для офицеров, рядовых и лётчиков, трудовых, рабочих команд, полицейских исправительных, имперских автодорог, для восточных (остарбайтеров) и иностранных (ауслендеров) рабочих, их отделений и филиалов, цыганского и еврейского гетто. Один из трудовых лагерей находился у посёлка Уленхорст (ныне — Липки) крайса (района) Ангерапп Восточной Пруссии. Советские военнопленные выполняли работы на аэродромах Юргенфельде и Ангерапп, на полях крупных землевладельцев, в лесном хозяйстве.

В начале декабря 2014 года ко мне обратились жители Алтайского края с просьбой подтвердить факт захоронения их родственника у Липок. По Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» они нашли, что он захоронен и увековечен на этом мемориале, но перед дальней дорогой хотели в этом убедиться. Через некоторое время я приехал в Липки, но плит с фамилиями погибших красноармейцев там не обнаружил. Более того, узнал о том, что могила узников лагеря до сих пор не найдена. В Книге Памяти напротив строки с данными лагеря некоторое время назад появилась отметка «Ошибка в данных». Действительно, при определении названия лагеря произошло досадное недоразумение. В Книге значится следующее название лагеря: «Шталаг-1Б, 1Д, 1Ц, лагерь 6 «Хайдекруг». Но «Шталаг-1Б» находился в Хохенштайне (ныне — Ольштынек, Польша), «Шталаг-1Д» — в Эбенроде (ныне — Нестеров), «Шталаг-1Ц» — в Хайдекруге (ныне — Шилуте, Литва). Данные о работе их рабочих команд в этом районе отсутствуют. Номер лагеря 6, скорее всего, свидетельствует об его охране 6 ротой одного из стрелковых батальонов вермахта.

Ошибка произошла из-за перепутывания города Хайдекруг с бывшим одноимённым хутором, расположенным неподалёку от нынешних Липок в лесу. В списках Книги Памяти упомянуты, кстати, лишь узники лагеря 1Ц, на самом деле похороненные и увековеченные на мемориале у Шилуте. Многие поисковики области начали утверждать, что в данном месте лагеря не было вообще. Но это не так. Лагерь здесь был, но другой. Мемориал стоит на месте бараков, сохранились фундаменты зданий коменданта и охраны лагеря, питьевой колодец. Мной было найдено и предполагаемое место захоронения военнопленных. Жители Алтая, несмотря на огорчение и сложность получения виз, теперь собираются в литовский Шилуте.

   Но какой же нацистский лагерь находился у Липок? По моему мнению, это был трудовой лагерь рабочей команды, одно из отделений филиала «Шталаг-1А» (Штаблак, ныне Долгоруково Багратионовского района) под номером Е45 в крайсе Ангерапп.

Анализ карточек военнопленных в Центральном архиве Министерства обороны РФ показал, что в крайсе работали две рабочих команды от этого шталага – 2/216 и 6/216 (обратим внимание, что номер одной из рот охраны совпадает с номером лагеря, 216 — номер батальона). Численность военнопленных в рабочей команде составляла от 1 до 4 тысяч. Следует учитывать, что при тяжёлых работах продолжительность жизни узника составляла в среднем от недели до месяца, на место погибших нацисты привозили пополнение. Практиковались и расстрелы пленных за различные провинности. Калининградская ассоциация поисковых отрядов «Память» согласилась выполнить поисковую разведку в Липках, но не смогла включить её в свой план поисковых работ 2016 года.

Мне не удалось найти поисковый отряд, готовый выполнить данные работы и в 2017 году. Упомянутая ассоциация сослалась на отсутствие её членов в Озёрском, Черняховском и Гусевском городских округах. Хотелось бы получить больше информации о нацистском трудовом лагере у посёлка Уленхорст.

Необходимо узнать правду о преступлении нацистов и восстановить справедливость с увековечиванием памяти погибших здесь наших отцов, дедов и прадедов.

   Николай Шумилов 

Руководитель регионального объединения «Белый поиск», координатор общественного движения «За возвращение сокрытых нацистами национальных культурных ценностей»

http://beliypoisk.ru/pages/page_9.php#9
Фото на обложке: https://drompics.com/goroda/65587-Foto-lipki.html

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя