Долгожданная поездка в глушь Славского района, где лоси чувствуют себя хозяевами.

Вторая большая поездка за майские праздники.

Если покатушки на юго-западе по «Мамоновщине» были, по сути, обзором давно знакомых мест (по пути было много удивительных маленьких открытий), то поездка 11 мая изначально проходила по «белым пятнам» на карте области, хранящейся в моей голове.

Маршрут на Тавские озёра я разработал ещё в марте, но не спешил с реализацией. Причиной была очень ранняя заброска, из-за чего пришлось бы начало пути провести в темноте по причине малой продолжительности светового дня. К маю же светать стало раньше и поэтому не пришлось бы встречать рассвет где-то в дороге.

Теперь о маршруте. Моими главным целями стали охотничий дом Паит с небольшим музейчиком внутри, и Тавские озёра, красивые и труднодоступные. Заброска планировалась автобусом в Причалы, старт оттуда. Далее — посещение Паита, спуск на юг к Тавским озёрам и покатушки по дамбам вдоль реки Товарная и Матросовского канала с допустимыми импровизациями в виде крюка на Городково и Ленинское. Основной фактор риска — дороги в районе Тавских озёр, колеи которых запросто могли и зарасти, и вообще не существовать. По своему опыту могу сказать, что ни карты навигаторов, ни генштабовская бумага не дают 100 процентной гарантии достоверности (спасибо за «дорогу» в районе Славского и расширение моего запаса отборного витеиватого мата).

Итак, ранний подъём в 3.30, плотный завтрак, неторопливые сборы и старт в 5.00. Солнце только готовится вылезти из-за линии горизонта, но на улице уже светло. Естественно, в складках местности скапливается туман, ощутимо прибавляя «живописности» фотографиям.

Изначально я хотел сделать заброску на автобусе № 508 Советск — Причалы, собственно, до посёлка Причалы. Вдруг выясняется, что на маршруте ПАЗик, а за рулём крайне несговорчивый водила. Мужик наотрез отказался брать велик, мотивировав это тем, что «не положено» и тем, что в салоне камера. Водитель укатил в рассвет, а я остался ждать автобуса на Вишнёвку, который должен был отправляться через 40 минут. Старт от Вишнёвки немного удлинил бы маршрут, но ничего страшно в этом нет. Этот водитель ПАЗика уже без проблем пустил меня с конём, даже не пытаясь идти на принцип «не положено»

Важно! При заброске автобусами надо обязательно учитывать то, что на некоторые рейсы дают автобус малой вместимости, что резко осложняет, а то и вообще отрицает возможность перевозки велосипеда. В случае с рейсом № 508 «Советск — Причалы», заброска невозможна из-за камеры в салоне, что делает водителя глухим к просьбам велотуристов. Поэтому делаем заброску на маршруте № 307 «Советск — Ясное», если надо попасть в Лосиную долину. Забегая вперёд, заброска автобусом в Советск также дело непростое, лучше ехать дольше на маршруте № 522, но зато не придётся платить за багаж.

Конечная остановка — поселок Вишнёвка, стартую. Лосиная долина встречает густым туманом, сквозь который едва пробивается восходящее солнце.

Почти сразу за посёлком пасутся стада коров, которые уже с самого утра изображают из себя харвестеров из Command&Conquer, прячась в тумане от любопытного взора велосипедиста.

Судя по ширине каналов, главная дорога тут явно водная

Проехав мост через очередной канал, коих здесь очень много, доезжаю до перекрёстка, где местный «бичуган» заменяет дорожный указатель. На мой вопрос, как проехать к Хрустальному, мужик заявил, что мне надо вернуться назад до моста и проехать по дамбе — мост на асфальтовой дороге разобран на ремонт. Хорошо, делаю крюк через дамбу.

По дороге попался гибрид пешеходного и автомобильного моста.

Наконец, дорога по дамбе выруливает к «разобранному» мосту, который на деле просто закрыт двумя кирпичами. Вот и верь после этого местным жителям.

На машине здесь ехать рискованно, а на велике в самый раз

Следующий мост через канал тоже ремонтируется, рядом стоит будка, где живёт сторож и хранятся инструменты. Вдруг из-за будки с лаем выскакивает собака. От неожиданности я затормозил, причём так резко, что чуть не улетел вперёд через руль, а заднее колесо вылетело из зажима (КАК!?). Вставил колесо на место, подтянул эксцентрик, сделал вывод о сексуальной ориентации мастера, который занимался колесом в сервисе, и поехал дальше.

На въезде в Хрустальное стоит красный большой дом, судя по всему, построенный для немецкого лесника. Точь-в-точь такие же дома я встречал по всей области, стоящие на отшибе у опушки леса. Напротив дома стоит остановочная будка, которая гарантированно вызовет «флешбеки» у некоторых граждан.

Остановка-мельница

Сворачиваю на неприметную лесную дорогу, уходящую влево. На карте в том месте видна здоровая поляна, кормовой участок зверофермы, расположенной в Хрустальном и Паите. От участка ничего не осталось, кроме непонятного бетонного фундамента. Поляна распахана и засеяна, так что лет через десять тут будет лес.

Постамент посреди леса и «поляна засеяна, процесс роста запущен»

Одна из первых целей — пруд Грибов, в народе «Гребешок», расположенный в полутора километрах южнее. Строго говоря, и Гребешок, и Тавские озёра — на самом деле просто очень широкие разлившиеся протоки, заполнившие собой ещё в давние времена естественные низины, существовавшие в этих прибрежных низменностях. Дорога к пруду петляет по заболоченному лесу, постоянно пересекая мелиоративные каналы. Ясным солнечным утром пейзажи здесь как с открытки, прямо бери, фотографируй, загоняй в «кореловский» макет и печатай. Колея хоть и не слишком хорошая, МТВ по ней катит бодро, только успеваю наклоняться, чтобы не поймать лицом ветки.

Из-за деятельности воинов Бобрового государства Славска и Полесска, а также, из-за нарушения работы сети насосных станций, каналы со своей задачей не справляются. Из-за этого лес здесь очень сырой, местами заболоченный и практически непроходимый, если из-за дождей поднимается вода.

Канал посреди леса

Дорога приводит к остаткам моста, благодаря которому можно было пересечь Гребешок и ехать дальше на юг к Тавским озёрам. От моста сохранились береговые бетонные опоры и деревянные сваи, вбитые в илистое дно. Теперь остатки моста периодически служат постаментом для памятника «Человек со спиннингом», когда до этого глухого и неприметного места добираются рыбаки.

Мост через Гребешок

Перекусив и отдохнув, возвращаюсь на шоссе и двигаю дальше на запад к, наверное, одной из главных целей поездки — охотничьему дому Паит.

Справка
По словам смотрителя мини-музея, по совместительству, жителя дома — Владимира, первое упоминание о лесничестве датировано 1886 годом, но, по слухам, охотничья сторожка здесь появилась ещё в 20-х годах XIX века на берегу речки Паит, откуда и взялось название. Основной задачей лесничества стало возрождение популяции лосей на территории Лосиной долины, помимо охоты на них. Сюда же для отдыха от государственных дел с 1904 года стал регулярно приезжать кайзер Вильгельм. В 30-е годы место облюбовал Герман Геринг, из-за чего комплекс называется в народе «Дача Геринга».

Паит

Приехав на место и осмотрев информационный стенд, захожу на территорию. Огромный маламут, который должен охранять дом от чужаков, смотрит на меня сытым ленивым взглядом. После того, как я уже стал бродить по территории в поисках хоть каких-то признаков наличия людей, выходит, наконец, местный житель. Владимир здесь и жилец, и смотритель, и сотрудник Фонда «Исторический охотничий дом Паит» в одном лице. Хранитель дома был очень удивлён, что я прошёл на территорию, не покусанный собакой, и вообще, откуда я тут появился. Доложив, что я прибыл в музей, хозяин сразу подобрел и согласился провести экскурсию.

бесполезный пуховый комок Грозный охранник охотничьего дома и так выглядел комплекс Паит раньше. Здания 5, 6 и 7 не сохранились

Первым делом я оказался в музейной комнате. Даже с учётом того, что экспонаты здесь не совсем местные (свой музейчик был разграблен в конце войны), атмосферу они передают идеально. Кроме того, часть экспонатов подарили потомки егерей, работавших здесь. Помимо рогов копытных — косуль, ланей, оленей и лосей, здесь имеются чучела местной живности, разная копанина, найденная в окрестностях, книги, предметы быта охотников, а также, картины, написанные сопровождающим кайзера художником-анималистом Рихардом Фризе. Кроме того, именно здесь работал с натуры скульптор Людвиг Фордемайер, отец двух лосей, стоявших в Гумбинене и Тильзите.

Экспонаты музея Паит

Судя по фото, лоси жили прямо на территории комплекса. Более того, они росли рядом с людьми и были здесь домашними животными. Трогательность фото зашкаливает.

Сама же работа по восстановлению численности лосей имела успех — к 1914 году их было около 500 рогатых и безрогих голов. Лосям тут очень комфортно — из-за обилия каналов летом можно залезть в воду, отогнать мошкару и, заодно, пообедать. А вот олень, например, стал покидать те места из-за заболачивания. На сегодняшний день в окрестностях живут несколько лосиных семей, сказалась и бесконтрольная охота, и браконьерство. По берегу канала чуть к востоку от Паита проходит их тропа. Также, сохатые периодически заглядывают на территорию «лосиных яслей», где росли их предки.

Стоит упомянуть мошкару. Помимо полчищ комаров, здесь водится несколько видов слепней, а также оленья кровососка, которые сильно затрудняют отдых изнеженных городских жителей, заехавших в Лосиный край.

Контактный зоопарк 30-х годов

Среди фото нашёл снимок типичной «велотуристки». Ребята из «Вело-Запада» оценили.

Замечаю на полке одну любопытную книгу. Пролистав, понимаю, что наткнулся на уникальное издание — подробное краеведческое описание того самого Лосиного края, а точнее, пространства к северу от Матросовки. Естественно, дрожащими от нетерпения руками фотографирую все страницы — я просто обязан прочитать её от корки до корки. Как буду в следующий раз в музее г. Славска— обязательно найду способ выйти на автора книги и попытаться раздобыть образец её кропотливого труда.

После музейной комнаты перемещаемся в большой дом. Прямо напротив крыльца идёт спуск к каналу. Раньше тут могли пройти даже небольшие яхты, следовавшие такими же каналами из залива. Пришвартовавшись прямо напротив крыльца, пассажиры степенно направлялись в дом. Теперь из-за нашествия бобров канал превратился в речку-вонючки с практически полностью отсутствующим течением. Почти сразу за территорией видна плотина. По словам Владимира, бобры строят их по-немецки, на совесть. Растащить её очень проблематично, тем более, что бобёр в течение недели плотину восстановит на старом «фундаменте» из переплетённых веток и грунта.

Бобринные угодья, бывшие каналом

Пройдя по еле живому крыльцу-террасе, попадаем в главный зал. Хоть от прежнего убранства ничего не осталось, опорные колонны оригинальные. Камина тоже уже нет, его заменяет практичный «котёл-бурельян». В советские времена, когда здесь располагалось подразделение зверосовхоза, главный зал использовался как цех обработки шкур. Из-за этого дощатый пол насквозь пропитался жиром пушных зверей, попадавшим со шкур.

К сожалению, в остальных помещениях всё грустно. Комнаты заброшены и требуют серьёзного ремонта. Подвал завален хламом. Также, в подвале обнаружился здоровенный котёл и аппарат для обработки шкур, по конструкции напоминающий стиральную машину. Пол в подвале вымощен красивой плиткой и обожжённым кирпичом. В мансарде находились жилые кубрики для охотников, маленькие, но некогда очень уютные. Мансарда в правом флигеле, напоминающая ходовой мостик корабля, совсем плоха, пол сгнил насквозь.

Самое главное, что у здания более-менее цела кровля, а значит, не всё ещё потеряно. Очень надеюсь, что найдутся деньги, чтобы привести в порядок это уникальное место. И да, огромное спасибо хранителю этого места за подробную экскурсию. Очень надеюсь снова сюда приехать.

Ну а мне пора двигать дальше. Следующая цель — Тавские озёра, расположенные южнее Хрустального. Свернув у бывшего лесничества, качу по отличной ровной грунтовке. По дороге попадается насосная станция, имеющая странную конструкцию — заслон для воды поднимается с помощью крана-балки. Далее следует ещё одна насосная станция. Если верить карте, они собирают воду с каналов и подают её в пруд Грибов, расположенный к западу от них.

Насосная станция южнее Хрустального

Пора поворачивать к озёрам. Дорога на удивление накатистая и относительно ровная. Так что зря я боялся увязнуть в грязище. Дорога выводит к импровизированному мосту из брёвен, который нужно пересечь, и пройти к берегу озера.

Лесная дорога к озеру и «моста нет, но вы идите»

Советская карта показывает, что дорога тут была, она пересекала озеро Марийское и уходила на северо-запад в сторону залива. На деле, дорога заросла много лет назад, а перешеек заболотился и зарос камышом. Были бы у меня с собой хотя бы чулки от ОЗК, стоило бы попытаться пересечь это место вброд.

Справка
ОЗК — общевойсковой защитный комплект  — средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты человека от отравляющих веществ, биологических средств и радиоактивной пыли.

Озеро Марийское

Проехав южнее, выруливаю прямо на берег одного из озёрных карманов, где виден фундамент какого-то строения. Расположившись на тёплой кладке, обедаю и отдыхаю. Над озером кружит огромный птеродактиль орлан-белохвост. У этих ребят где-то тут гнездовье, а охотятся они по всему побережью. Орланов я не раз видел и на каналах Полесского района, и на Куршской косе.

Отдохнув и подремав полчаса на солнце, продолжаю движение. Берега озёр заросли камышами и заболочены, поэтому мест, где можно выбраться на берег, очень мало. Собственно, почему Тавские? Дело в том, что в устье реки Таве (Товарная) располагался одноимённый посёлок. В честь него комплекс из двух озёр — Тавское и Марийское, прозвали Тавскими. Как я писал выше, это не совсем озёра, а, скорее, очень широкие протоки.

Выехав к Товарной, поворачиваю на восток. Мне нужно держаться дамбы и выруливать по ней в более обжитые места. После очередного поворота я натыкаюсь на самую необычную насосную станцию из тех, что я видел по области. Это даже не насосная станция, а самый настоящий дом хоббита! Яркие стены, красная крыша и чудесные круглые окна. В окнах стоят стеклопакеты, изнутри доносится гудение электромотора — насосная станция не просто украшает дамбу, а ещё продолжает исправно работать. Через окно виден стол со следами недавней посиделки, на столе пузырь дешёвой водки и консерва — закусь. На лавочке напротив дома сиротливо стоит бутылка из-под крепкого пива. Видимо, хоббит, живущий здесь, ведёт маргинальный образ жизни.

Домик хоббита

Практически прямая дамба идёт вдоль Товарной и соединяется в районе Заповедного с такой же дамбой вдоль Матросовки. На противоположном берегу, к западу от «речного перекрёстка», находится здоровый участок заболоченного леса, куда можно попасть только по воде из посёлка Матросово, и то, только в проходимые места. На южном берегу виднеется бетонная берегоукрепительная стенка, спасающая Заповедное от подтопления.

Дамба вдоль Товарной и дамба в Заповедном. (На том берегу я был полгода назад)

Напротив Заповедного стоит маленький неприметный хутор. Однако, проезжать его надо очень осторожно — безответственный хуторянин не заморачивается с привязью, и свора собак свободно бегает по окрестностям. На моё возмущение хуторянин усмехнулся, посмотрев на щенка кавказской овчарки, шестимесячного лохматого телёнка, — «Смотри, он ещё больше вырастет, велосипедом не отмашешься». На будущее, буду брать с собой перцовку на случай столкновения с собачьей стаей.

Важно! Проезд по посёлкам, а особенно, по всяким садовым товариществам, сопряжён с риском быть покусанным условно бродячими собаками. «Условно» потому, что зачастую у этих собак есть «спонсор», который их кормит, а взамен собаки охраняют его участок. В том случае, если собаки кого-то погрызли, «спонсор» сразу сливается: — «ну они приблудные, сами тут ходят». Поэтому при передвижении по сельской местности надо внимательно смотреть за обстановкой по бокам от себя и быть готовым или резко дать по газам, или обработать собак камнями и перцовкой.

Чуть восточнее на накатанной грунтовой дороге появляются брусчатые участки. И тут у поворота на Вишнёвку я натыкаюсь на местную достопримечательность — «Малую Китайскую стену». Это стена из дорожного камня, укрепляющая заезд на дамбу. Раньше в этом месте стоял дом, а на противоволожном берегу — ресторанчик.

Дорога-каменка

Дорога долго идёт по дамбе вдоль Матросовки и выводит к Мостовому — посёлку возле моста через канал. Это единственный мост, пересекающий Матросовку, которая отделяет Лосиный край от остальной территории Славского района, что делает его чем-то вроде острова. На мосту периодически дежурят пограничники, выборочно проверяя документы проезжающих автомобилистов.

Важно! Практически вся Лосиная долина — пограничная зона! Наличие паспорта и разрешения на посещение (для жителей других регионов) строго обязательно!

Проехав Мостовое, двигаю дальше на восток на Городково. Достаточно сильный западный ветер плюс неплохая дорога складываются в нехилую скорость, даже проезжающие автомобилисты показывают «палец вверх». За какие-то считанные минуты долетаю до посёлка. Здесь моя цель — заглянуть в старый военный городок. Бродить там желания особого нет, я его уже подробно посещал два года назад.

Справка
Военный городок в поселке Скёрен (Городково) был построен в 30-е годы для инженерного полка. В годы войны, помимо инженеров, здесь размещались курсы военных финансистов. В послевоенные годы здесь также жили инженеры, а точнее, понтонёры из 8 понтонно-мостовой бригады, далее ставшей 46 отдельным понтонно-мостовым полком. Для понтонёров здесь идеальные условия работы — большая территория для размещения парка техники и Матросовский канал, на котором можно тренироваться в преодолении водной преграды. Полк существовал до годов примерно 2009-2011, был сокращён до батальона и передислоцирован в Гвардейск. Позже из него, а также из двух инженерных батальонов сформировался 69 отдельный морской инженерный полк.

Аллея на въезде в часть и бывшая столовая

Городок, вопреки устоявшейся практике, не стали передавать варварам, а законсервировали. Территория, хоть и сильно заросла, охраняется, местное «бичьё» сюда за металлом не лазит, что уже резко повышает сохранность комплекса. Парк, правда, сохранился плохо, часть боксов для техники уже успели снести. Часть интересна своими казармами — похожие я видел в Донском и на въезде в Балтийск, но таких красивых, с резными деревянными надстройками, не наблюдал нигде по области.

 Одна из казарм в Городково

Возвращаться обратно было намного тяжелее, чем ехать в посёлок — дали о себе знать усталость и неприятный встречный ветер. Добравшись до Мостового, сажусь на дамбу, допиваю чай и предаюсь отдыху. Далее по маршруту — шлюз на Матросовке у Островного.

Шлюз на Матросовке стоит близ посёлка Вайденау (Ленинское). Более того, шлюз является единственной надёжной дорогой в Островное — грунтовку может затапливать по весне. Конечно, он не такой большой, как его собраться с Мазурского канала, но по местным мерам он довольно-таки эпичный. Естественной, металлических деталей на нём по-минимуму, унесли металлисты. Судя по внешнему виду, сооружение было подорвано отступающими немцами в 1945 году, из-за чего больше не функционирует. Место это достаточно популярно у местных рыбаков, судя по количеству «посиделок» и пустых бутылок из-под водки.

Шлюз Вайденау

Крайняя остановка — кирха Вайденау (Ленинское). Здание примечательно тем, что по сравнению с другими кирхами оно очень молодое — построена в 1894 году. Сохранность её оставляет желать лучшего, да и дом пастора-сельский клуб тоже теперь заброшен. Крыши давно уже нет, внутри грязь и мусор. Удивительно, но в алтарной части сохранились фрески. Это единственное, что напоминает о тех временах, когда кирха использовалась по своему прямому назначению. Также, сохранился кованный крест на шпиле.

Кирха Вайденау

Собственно, поездка подходит к своему логическому завершению. Маршрут откатан, осталось только доехать до дома последние 8 километров.

Ноги на педали и вперёд!

 

Дмитрий Лашко

 

Нас впереди ждёт ещё много интересных рассказов Дмитрия, совершающего свои путешествия по «Янтарному краю» на своём велосипеде — верном «красном коне». 
Материал публикуется без правки.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. отличная статья и фотографии .жаль что никому не нужны эти красоты,всё запущено и разрушено,а ведь могло процветать и приносить прибыль и радость от отдыха людям

  2. Очень приятное впечатление остается от фото путешествия! Отличные фото ,умные и понятные комментарии-создается впечатление своего участия в путешествии! Выражаю огромную благодарность Игорю за его работу! Успехов и удачи !

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя