Редкая специальность

— Операция будет очень рискованной, — прогуливаясь перед строем, объявил капитан-лейтенант Людвиг Бокхольт (Ludwig Bockholt). — Так что требуются исключительно добровольцы. Кто из экипажа не хочет лететь — могут остаться. Наказывать их не будут.

Матросы и офицеры дирижабля усмехнулись: на службу в воздухоплавательный отряд они все пришли добровольно, зная, что это очень опасная служба. Какой смысл отказываться от очередного полёта? Конечно, все согласны…

Моторист Ганс Мархольц тоже согласился стать “дважды добровольцем”. Трудно сказать, что двигало его сослуживцами, но сам 34-летний Ганс переживал “кризис среднего возраста”. Несколькими днями ранее Мархольц узнал, что его жена Марта — типичная стерва. Слава богу, среди соседей нашлись добрые люди — сообщили мужу на фронт, как его баба “крутит” в тылу с каждым встречным-поперечным. В общем, возвращаться домой в Эльбинг Ганс не хотел. Да и что вообще там хорошего?

Мархольц родился и вырос в Кёнигсберге. Родители у парня богатством не отличались, так что с ранних лет Ганс вынужден был работать. Родственник по материнской линии устроил Мархольца учеником на новое предприятие в Эльбинге — “Машиностроительную фабрику Хотоп”. Гансу пришлось заниматься абсолютно новым для того времени делом — двигателями внутреннего сгорания.

Редкая специальность во многом определила дальнейшую судьбу Мархольца.

Семейная рутина

Когда подошёл возраст, Мархольц пошёл служить на флот. Правда, в море он ни разу не побывал — всё время находился на берегу, в гараже, обслуживающем высокопоставленных офицеров штаба военно-морского флота.

После службы Ганс снова вкалывал на заводе в Эльбинге. Женился. Только вот детьми не обзавёлся. Положа руку на сердце, с супругой у него с самого начала не заладилось. Так что, когда началась первая мировая война и Мархольца снова призвали на флот, он даже обрадовался — конец семейной рутине!

Гансу так сильно захотелось изменить свою жизнь, что он согласился добровольно пойти служить на военный дирижабль — мотористом. С этого момента и начались приключения бывшего простого работяги из Эльбинга.

Воздушные гиганты

К началу первой мировой войны Германия обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире. К боевым действиям были готовы восемь дирижаблей (их ещё называли “цеппелинами” — по фамилии главного конструктора).

Это были огромные воздушные корабли (до 200 метров в длину). Их сигарообразные корпуса наполняли летучим водородом, что позволяло поднимать в воздух значительный груз. Для поступательного движения дирижабли оснащали специальными моторами с пропеллерами.

С самого начала боевых действий дирижабли зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Они занимались разведкой, могли совершать длительные перелёты и нести более двух тонн бомб каждый — настоящие стратегические бомбардировщики!

К тому же средства противовоздушной обороны в начале войны совершенно отсутствовали. Так что немецкие дирижабли безнаказанно бомбили не только вражеские войска, но и столицу Великобритании Лондон.

Германское командование было в полном восторге.

“Десница возмездия”

21 января 1915 года газета “Kolnische Zeitung” так комментировала действия дирижаблей:

“Наши Цеппелины вознесли огненную десницу возмездия над Британией. Надменная Англия трепещет, с ужасом ожидая новых неотразимых ударов. Самое совершенное оружие, созданное гением немецких инженеров, — дирижабль — способно поражать нашего врага в самое сердце! Око за око, кровь за кровь — только так будем обращаться с неприятелем. Это самый быстрый способ победно завершить войну, а значит, и самый гуманный”.

Флот дирижаблей стремительно рос. К 1917 году немцы довели число воздушных кораблей до 90 единиц. Но и враг не дремал: англичане, французы и русские обзавелись истребительной авиацией и зенитными пушками. Дирижабли стали гибнуть десятками.

На суше и на море дела у немцев тоже шли далеко не блестяще — Германия неуклонно катилась к военной катастрофе. Чтобы поддержать моральный дух населения, требовалась хотя бы символическая победа. Наилучшим образом для этой цели подходил немецкий экспедиционный корпус в Германской Восточной Африке.

Командующий германскими колониальными войсками полковник фон Леттов-Форбек (Paul von Lettow-Vorbeck) не знал поражений и отбил все атаки врага на немецкие заморские территории в Африке.

Весь мир в восторге

Полковник Леттов-Форбек поставил под ружьё туземцев, сформировал отряд в 12.000 человек и наносил англичанам и их союзникам португальцам одно поражение за другим. О своих победах Форбек сообщал по радио в Берлин. Одновременно с этим полковник просил подкреплений, оружия и боеприпасов. Понятно, что доставить их по морю было невозможно. И тогда в германском генеральном штабе родилась великолепная идея…

В Восточную Африку решили отправить дирижабль. Конечно, помощь была бы символической, зато пропагандистский эффект — огромный. Миссия получила кодовое название “Китайский снег”.

— Успех операции не только принесёт немедленное облегчение мужественным войскам в колонии, — докладывал начальник управления дирижаблей императорских военно-морских сил фрегаттен-капитан Петер Штрассер, — но и также может послужить событием, которое повысит энтузиазм немецкого народа и вызовет восхищение всего мира!

Дорога в один конец

Для рискованной операции был построен Zeppelin LZ- 104 — дирижабль жёсткого типа. Первый полёт он совершил 30 октября 1917 года и был передан военно-морскому флоту, где получил обозначение “L-59”. Его командиром стал капитан-лейтенант Людвиг Бокхольт. Среди 21 члена команды находился моторист Ганс Мархольц. Он вместе с другими матросами и офицерами экипажа добровольно вызвался принять участие в этой авантюре.

Ближайшая к Африке база дирижаблей находилась в Ямболи (Болгария) — на расстоянии 5.800 километров по прямой. На такие расстояния ещё не летал ни один дирижабль в мире.

К тому же немцы не имели в Африке баз, где дирижабль смог бы заправиться водородом и топливом для полёта в обратную сторону.

То есть вернуться не представлялось возможным — экипаж в полном составе должен был остаться в Африке и войти в отряд полковника фон Леттова-Форбека.

4 ноября 1917 года “L-59” прибыл на базу в Болгарию. На борту он имел 13.986 килограммов оружия, боеприпасов и других грузов для немецкого отряда в Африке.

В частности: артснарядов, ручных гранат, патронов — 7.400 кг; пулемётов и другого вооружения, а также полевых раций — 3.260 кг; разного имущества, обмундирования — 200 кг; оптических приборов и прицелов — 50 кг; медикаментов и перевязочных средств — 2.970 кг; почты — 53 кг; книг — 53 кг.

21 ноября 1917-го в 8.34 утра дирижабль поднялся в воздух и взял курс на юг.

“Корабль горит!”

Радиосвязь с основными силами полковника фон Леттов-Форбека оказалась крайне неустойчива, так что информации о его точном местонахождении не было. Капитан-лейтенант Бокхольт получил расплывчатый приказ прибыть в район между озером Ньяса и Индийским океаном (неподалеку от нынешней границы между Танзанией и Мозамбиком).

При обнаружении на земле войск, с дирижабля следовало выбросить офицера с парашютом: после приземления он должен был установить — немцы это или нет. Затем — посадка дирижабля и его разгрузка.

Первые 12 часов полёта прошли без приключений. Миновав дружественную Турцию, воздушный корабль оказался над Средиземным морем. Высота — 600 метров, скорость — 60 километров в час.

Ганс Мархольц по инструкции поочерёдно останавливал пять двигателей и производил их профилактиче­ский осмотр. Лишь урывками матросу удавалось вздремнуть в гамаке, подвешенном рядом с его боевым постом.

Ночью над морем разыгрался шторм. Дождь и град били по корпусу дирижабля, порывы ветра швыряли его то вверх, то вниз. В небе сверкали молнии.

— Корабль горит! — раздался истошный вопль вахтенного.

Ганс бросился к иллюминатору…

Жаркий полёт над Сахарой

Нос и корма дирижабля были охвачены странным голубоватым пламенем.

— Всё в порядке, опасности нет, — успокоил офицер. — Это электриче­ские разряды, вызванные разницей потенциалов корпуса и атмосферы. Их ещё называют огнями святого Эльма. Любуйтесь!

Утром 22 ноября 1927 года воздушный корабль пересёк береговую черту Египта и углубился в бескрайние просторы Сахары. Солнце нещадно грело водород внутри дирижабля, и в конечном итоге температура газа превысила температуру окружающей среды на 10°C. Этот перегрев вызвал расширение газа и дополнительную подъёмную силу, и воздушный корабль оказался на высоте 1.000 метров.

Во второй половине дня от перегрева вышел из строя передний двигатель — дирижабль продолжал полёт на четырёх. Поздно вечером “L‑59” удалось снизиться. Определив место положения, командир сообщил экипажу, что они достигли центральной части Судана.

От Ямболи дирижабль пролетел более 4.500 километров, покрыв более половины расстояния до цели.

Сказочное везение

Экипаж уже был абсолютно уверен в успехе полёта, когда из Берлина пришла радиограмма:

“Операцию прекратить. Противник захватил большую часть высот Маконде и Китангари. Португальцы атакуют протекторат с юга”.

На самом деле разведка Великобритании, узнав об экспедиции “L‑59”, подбросила германскому командованию дезинформацию о капитуляции Леттова-Форбека.

Связь Берлина с отрядом фон Леттов-Форбека была исключительно плохой — и быстро проверить сведения о положении дел в Африке не представлялось возможным.

Между тем хитрый полковник и на этот раз избежал поражения: он потерял всего 100 солдат, уничтожив 1.600 англичан и португальцев. После этого немцы вторглись в португальский Мозамбик и отправились в дерзкий рейд по тылам противника.

“L-59” повернул назад. Ночью быстро упала температура водорода — и дирижабль стал терять высоту. За борт полетел весь балласт и часть груза. После сброса трёх тонн груза дирижабль перестал падать. Он остановился рядом с землей — посередине ущелья с крутыми, отвесными краями. Это было просто сказочное везение — “L-59” чудом не столкнулся с землёй.

Назад дирижабль возвращался по “старой дороге”. 24 ноября 1917 года “L-59” пересёк береговую черту Египта, после чего миновал Средиземное море и Турцию. В Ямболи дирижабль прибыл ранним утром 25 ноября 1917 года.

За 95 часов 5 минут (почти за четверо суток) дирижабль пролетел 6.757 километров, что было больше расстояния между Парижем и Нью-Йорком. Это был мировой рекорд. “L-59” вполне мог добраться до района базирования войск фон Леттов-Форбека, если бы знали их месторасположение.

Никто не выжил

После африканской эпопеи “L‑59” приступил к обычной боевой деятельности — дирижабль привлекли к бомбардировкам английской военно-морской базы на Мальте.

Вечером 7 апреля 1918 года германская субмарина “UB-53” в надводном положении шла у берегов Италии. Командир субмарины обер-лейтенант Шпренгер увидел дирижабль на высоте приблизительно 200 метров, так “близко, что можно было рассмотреть детали его гондолы”. Несколько минут спустя Шпренгер отметил два взрыва в воздухе и вскоре после этого “гигант­ское пламя охватило воздушное судно и оно носом ушло в воду”.

Судя по всему, это был “L-59”. Из экипажа никто не выжил. Причиной гибели посчитали аварию.

Непобеждённый полковник

Тем временем полковник фон Леттов-Форбек продолжал сражаться в Африке. В начале июля 1918-го германские колониальные войска одержали победу над англо-португальскими войсками у местечка Намакурру (Мозамбик).

Оттуда немцы двинулись на северо-восток, а затем, пройдя восточнее озера Ньяса, вернулись в Германскую Восточную Африку.

31 октября 1918 года отряд фон Леттов-Форбека вторгся в британскую Северную Родезию. 13 ноября 1918-го немцы захватили город Казаму.

Там от пленного английского офицера фон Леттов-Форбек узнал, что Германия капитулировала два дня назад. Война закончилась.

 

А. Захаров

Источник: https://old.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=28725

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя