Рассказ о трёх пеших прогулках по руинам северной части укрепрайона «Хайльсберг — Дайме».

— Вован, я в субботу свободен, вместо меня Паша-дурачок будет в наряде по столовой, они с Губиным итак мне уже два дежурства торчат.

— Может, на Тиренберг? Есть идея туда с прибором рвануть.

— Блин, было бы идеально, но Борода сказал, что в субботу занят, так что прибора не будет.

— Мда, печаль.

— Слушай, а что ты говорил про какие-то бункеры под Полесском? Они там вроде где-то в лесу находятся по пути на Гвардейск.

— Да, это линия «Дайме», они от Полесска идут до Гвардейска и дальше на юг в Польшу. Но они все взорваные уже, там смотреть нечего.

— Как это нечего? А давай туда поедем.

— Ну ладно, давай туда.

Не слишком долгий телефонный разговор с братом чётко обозначил планы на субботу. Пеший выход будет однодневный, километраж совсем небольшой — от Полесска до Речек вдоль берега Деймы по линии укреплений и обратно по прямой грунтовке получится километров 15 всего. Правда, погода внесла свои коррективы в виде сильного затяжного дождя в прогнозе, но кто сможет напугать калининградца каким-то дождём.

Промозглым субботним утром четыре хмурых походника грузятся в автобус на Полесск. Поехали мы с моим двоюродным братом Володей, Юра и Серёга — такие же, как и Вова, пешеходники, когда-то объединённые БФУшным биофаком. С собой берём непромокаемые вещи и термосы с горячим чаем, день ожидается холодный и мокрый. Я как раз решил испытать выданный в своё время ветро-влагозащитный костюм из комплекта полевого обмундирования. Сильно забегая вперёд скажу, что костюм полностью себя оправдал.

Полесск встретил нас моросящим дождём, сыростью и унынием. По-настоящему поздняя осень. Идём мимо мрачной пивоварни, никому не нужной и разрушающейся. Тогда, в 2016 году, я и подумать не мог, что спустя два с половиной года найдутся те, кто сделает из неё центр сельского туризма Полесского района.

Пивоварня Лабиау

Итак, немного истории и географии. Река Дейма несёт свои воды в Куршский залив, будучи одним из рукавов Преголи. Ещё с древних времён местные жители использовали её и как транспортную артерию, и как мощный оборонительный рубеж — река была естественной границей Самбии и Надровии. В конце XIV века Тевтонский Орден решил облегчить судоходство по реке и её русло местами было выпрямлено при помощи каналов, лишние изгибы засыпаны.

Дейма имеет ширину примерно 50-60 метров, глубиной она от 2 до 5 метров (у устья), дно илистое. Ширина долины около 1 километра, при этом, правый западный берег во многих местах достаточно крут и обрывист. Левый, восточный, берег низкий, поросший лесом и сильно заболочен. Весной, во время половодья река выходит из берегов, затапливая и без того переувлажнённую болотистую долину.

Оборонительные функции Деймы заиграли новыми красками в годы Первой Мировой войны. В 1914 году на её западном берегу были построены полевые фортификационные сооружения, призванные остановить наступавшую русскую армию под командованием генерала Ренненкампфа. Однако, наши войска, заняв восточный берег практически по всей его протяжённости, не спешили героически прорываться на берег западный. После поражения армии генерала Самсонова вопрос со штурмом линии вообще отпал, как-то резко стало не до наступления.

В 1936-37 годах готовившаяся к новой войне Германия основательно подошла к вопросам фортификации. Началось строительство оборонительной линии от Браунсберга (Бранево, Польша) до Бартенштайна (Бартошице, Польша), которая была продлена вдоль рек Алле (Лава) и Дайме (Дейма), выходя к Лабиау (Полесск). Таким образом, Кёнигсберг был надёжно прикрыт не только своей кирпично-бетонной «ночной периной» фортов и укреплениями внутреннего оборонительного пояса, но ещё и мощными оборонительными позициями на удалении в 40-50 километров от города.

Было построено множество бетонных ДОТов, наблюдательных пунктов и полевых казарм, сотни километров траншей полного профиля, галерей и ходов сообщения, проволочных заграждений и противотанковых рвов. Артиллерийские позиции, правда, из железобетона не строились, но красноармейцев, которым предстояло штурмовать эти позиции, это всё равно не сильно бодрило.

Вход в бункер у пивзавода

Практически сразу за зданием пивоварни в кустах прячет свои железобетонные телеса полуразрушенный ДОТ. Данный бункер одноамбразурный, с гарнизоном в 4-6 человек. Вооружён он был станковым пулемётом в установке крепостного типа. Пулемётный расчёт обитал здесь же, прямо в боевом каземате.

Железобетонные ДОТы относились к классу В-1 с бетонными стенами толщиной в 1 метр, плюс полуметровый слой грунта сверху. Амбразура защищена стальным листом толщиной 100-120 миллиметров, перекрытие дополнительно усилено двутавровыми балками. Это позволяет бункеру выдержать прямое попадание 105-миллиметрового снаряда.

Внутри бетонного мешка подтоплено, фронтальная часть обвалилась из-за подрыва изнутри. Спустя 3 года, как начались активные работы на бывшей пивоварне, дошли руки и до бункера, сегодня он расчищен и готов продемонстрировать свои бетонные внутренности любопытным туристам.

ДОТ сегодня и схема одноамбразурного ДОТа с гарнизоном 4-6 чел.

Стоит подробнее остановиться на обороне Лабиау немецкими войсками. Переправиться через Дейму можно было в трёх с половиной местах: по мосту в Тапиау (Гвардейск), по железнодорожному мосту южнее Лабиау (Полесск), по Орлиному мосту в самом Лабиау и паромом в районе нынешнего посёлка Гросс-Пёппельн (Речки). Ввиду этого, становится понятна чрезвычайная важность удержания немцами Лабиау и Тапиау.

Лабиау обороняли части 9 армейского корпуса вермахта — 286-я пехотная дивизия, 551-я (генерал Зигфрид Фернхайн), 548-я и 561-я народно-гренадерские дивизии. 561-я дивизия, в частности, обороняла Тильзит (неудачно), Гросс-Скайсгиррен (неудачно) и бежала по железной дороге на западный берег Деймы. Бронетанковые части были представлены 278-й бригадой штурмовых орудий и знаменитыми 505-м и 511-м батальонами тяжёлых танков, вооружённых «Тиграми» и «Королевскими тиграми».

Советские войска были представлены 11-й, 39-й 53-й армиями, а также частями фронтового подчинения, такими как 1-я отдельная истребительно-противотанковая бригада.

Что же представлял собой Лабиау как опорный пункт? Три линии траншей, соединённые между собой ходами сообщения с проволочными препятствиями перед первой линией. 8 ДОТов и 3 полевые казармы-убежища. Один из ДОТов, к слову, размещён… в опоре Орлиного моста. Хорошо, что сектора обстрела ДОТов не перекрываются, плюс, расчистка зарослей перед ними частично их демаскировала, что немного, но облегчило работу советских артиллеристов.

22 января 1945 года советские части вышли на восточный берег Деймы. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, красноармейцы 43-й армии прорвались в Лабиау. Бойцы частей 39-й армии, наступавшие южнее, охватили Лабиау в клещи, что означало конец его сопротивления. Под покровом темноты остававшиеся там немецкие части отступили в западном направлении.

ДОТ в опоре Орлиного моста, Полесск

Дождь усиливался, добавляя и без того мерзостной погоде какой-то сюрреалистичный оттенок. Володя, ориентируясь на схему, заботливо предоставленную ему калининградским историком Андреем Олищуком, ведёт нас в Загородное, где должно быть следующее укрепление. Следующее в том смысле, что туда можно будет попасть, не заходя на частную территорию.

Топографическое обеспечение было сделано в полном объёме — все известные бункеры, обозначенные на схемах, были внесены Володей на карту в навигаторе, так что время на поиск их бетонных остовов было сокращено до минимума. Опять же, те бункеры, что находились на открытой местности, до сих пор очень хорошо просматриваются в виде островков деревьев среди поля.

Навигатор говорит, что мы пришли. Понятно, что спутник даёт погрешность, но не будет же немец строить ДОТ в заболоченной низине (хотя, может быть, в вермахт тайно призывали ихтиандров, которым на позициях нужна вода хотя бы по пояс). Проплутав минут пятнадцать по сырому лесу, заполнившийся сотнями небольших рукавов со стоячей водой, мы плюнули и решили возвращаться в поле на возвышение. И тут Юра, окликнув нас, зовёт вправо.

Этот ДОТ уже был двухамбразурный, такой рассчитывался на гарнизон численностью в 21 человек. В отличие от одноамбразурного, в таких ДОТах пулемёты располагались в отдельных боевых казематах, а расчёт обитал в жилом каземате.

Всё, что осталось от стен ДОТа. Остатки крыши, видны двутавровые балки перекрытий. Схема ДОТа с двумя амбразурами

Дождь льёт и льёт. Обувь уже насквозь промокла, а на внутренней стороне ветро-влагозащитного костюма уже начал скапливаться конденсат. Более того, какой-то умник решил, что делом всей его жизни является поставить свою недоусадьбу прямо посреди грунтовки, ведущей в сторону железнодорожной насыпи. Приходится делать немалый крюк по опушке леса, чтобы обойти мешающую нам ферму. До железной дороги метров двести, хорошо слышно и видно, как по ней прошла какая-то ремонтная путевая машина.

Следующие два ДОТа, расположены парой, видимо, для усиления удобного для переправы участка. Крыша одного из них лежит сбоку от самого бункера, под ней образовался небольшой сухой участок. Самый лучший момент, чтобы отдохнуть и попить чаю, пока есть хоть какая-то крыша.

Тот самый момент, когда уют можно найти вооон под тем куском бетона, что опёрся на дерево справа

Пройдя по грунтовке через поле, мы выходим к железнодорожной ветке, связавшей Кёнигсберг и Тильзит. По обеим сторонам насыпи стоят аки каменные львы у крыльца два ДОТа (на 4-6 чел. расчёта каждый). Их задачей была охрана железной дороги и недопущение прорыва противника в тыл обороняющимся в Лабиау по железнодорожному мосту (с задачей не справились).

Дорога на Тильзит

Левый бункер более-менее цел, хоть и затоплен, а правому совсем плохо, от взрыва изнутри он потерял большую часть крыши.

Стены ДОТа у ж/д насыпи и остатки лесенки на крышу. Внутри ДОТа слева, крыши как таковой нет

— Хлопцы, есть небольшая проблемка!
— Да, что случилось?
— Хм… По-моему, дороги дальше нет, там конкретное такое болото.
— Таак, а почему мой навигатор показывает луг?

После колдования над картой и нецензурного консилиума было принято решение пройти по железной дороге немного на запад, где просматривались остатки какой-то грунтовки, ведущей на юг, в нужном нам направлении. Так и есть, судя по дубам, растущим неестественно в ряд, дорога тут была. Метров через триста-четыреста Володя подсказывает, что нужно сворачивать влево в лес, следующий бункер там.

Строительство линии обороны, развернувшееся в 1936-1938 годах на западном берегу Дайме, здорово облегчалось хорошо развитой дорожной сетью. Более того, от Лабиау до Тапиау шла ветка узкоколейной железной дороги, ставшей главной артерией, питавшей большую стройку.

От Тапиау (Гвардейск) до Грос-Пёппельна (Речки) укрепления шли по высокому сухому берегу. Тому, кто решит их штурмовать, сначала надо было сконцентрироваться на восточном берегу, затем найти выход к воде в болотистой низменности, поросшей камышём, переправиться через широкую реку, снова пройти по камышам и болотам, и только потом взобраться на высокий западный берег. Надо ли говорить, что пулемётчики, стрелки, снайперы, сапёры и артиллеристы, составлявшие гарнизон укрепрайона, будут всячески мешать это сделать.

Участок от Лабиау до Гросс-Пёппельна был, видимо, самый сложный и в плане строительства, и в плане обороны, и в плане штурма. Часть укреплений здесь находится на самом краю болотистой поймы Деймы, местами ДОТы стоят на небольших сухих возвышениях посреди раскисшей болотистой почвы. Более того, здесь нет ярко выраженного берегового обрыва, как на более южных участках. Могу предположить, что раньше в этих местах было суше из-за мелиорации, но сейчас заниматься полевой фортификацией в этих местах есть гиблое дело.

Заходим в лес, переправляемся через очередной разлившийся ручей, полный чёрной болотной воды, и выходим к очередному бетонному выверту. ДОТ разворотило изнутри взрывом, огромные куски бетона валяются рядом в болоте, фрагмент крыши торчит как маленькая скала.

Серёга здесь встал для масштаба

Где-то здесь, чуть дальше на юг, должен быть ещё один ДОТ, но добраться до него нереально. Поднявшаяся из-за дождей вода просто-напросто закрыла проход в ту сторону, без болотных сапог или, хотя бы, без чулок ОЗК делать там нечего.

Что ж, возвращаемся обратно в поле и делаем крюк, выходя к тому ДОТу, что находится на опушке леса. Этот, тоже без крыши, превратился маленький бетонный бассейн. Остатки перегородок между казематами разделили бассейн на несколько изолированных секций, разделяя и без того небольшие жабьи угодья.

ДОТ-бассейн (импровизированный)

В поле остатки бункеров искать проще. Как я уже писал выше, они легко обнаруживаются по островкам деревьев среди пожухлой травы. Помимо огневых точек, мы обнаружили наблюдательный пункт.

Наблюдательный пункт с расчётом в 4-6 человек представлял собой глухую бетонную коробку с небольшим входом, вкопанную в землю по самую крышу. Наблюдение велось через амбразуры стального колпака толщиной 160 мм., еле выступавшего над поверхностью земли и издали легко принимавшегося за обычный камень. Колпак ставился на цилиндрическую бетонную шахту, наблюдатель сидел на вращающемся стуле. Смотровые щели находились примерно в паре сантиметров от земли и обеспечивают круговой обзор происходящего в окрестностях. Такой наблюдательный пункт, в отличие от ДОТа не демаскировал себя огнём по противнику, а скрытно фиксировал обстановку вокруг. В силу этого НП были более живучие, чем ДОТы.

Кстати, в практически идеальной сохранности (без железного колпака, понятно), такой НП можно увидеть в п. Ровное Гвардейского района, где он был выкопан при разработке песчаного карьера.

Схема НП

Один из ДОТов мы нашли прямо возле руин хутора. От самого хутора остался только фундамент, одичавшие плодовые деревья и несколько молодых дубов. От ДОТа осталась огромная воронка, обрамлённая кусками замшелого железобетона.

Фундамент хутора

Чуть южнее мы снова входим в лес. Здесь место чуть повыше и в лесу суше, хотя бы не стоит вода. По пути стали попадаться фрагменты колючей проволоки и опор для неё — небольших столбиков из стали, бодрых до сих пор. Проволока, кстати, не ровня той, что продаётся в современных магазинах. Немцы делали её на совесть: с мелкими, частыми и острыми шипами. Местами видны оплывшие траншеи первой линии. За 71 год они сравнялись с землёй настолько, что ими теперь сможет пользоваться разве что гном, и то, в качестве ячейки для стрельбы лёжа.

Как же выглядел укрепрайон тогда, 71 год назад? Три линии обороны, глубиной до 1,6 км. Предварительные ласки для штурмующей пехоты — ещё в пойме реки проволочные заграждения типа «немецкий усиленный забор». Судя по архивным фото, на других участках ставилась и спираль «Бруно», и «спотыкач» (проволочные препятствия у самой поверхности земли». Первая линия — траншеи полного профиля с пулемётными точками, стрелковыми ячейками и лёгкими укрытиями. Следом за ней, местами прямо на ней — железобетонные пулемётные ДОТы. Между первой и второй линией, в местах с хорошим обзором, находились железобетонные наблюдательные пункты. Через примерно 200-300 метров вторая линия траншей, оборудованная аналогично первой. Сразу за ней находятся железобетонные убежища, т.н. «полевые казармы», рассчитанные на 30-35 чел. Ещё через примерно 300 метров на некоторых участках была третья линия траншей, а за ней практически на всём протяжении проходил противотанковый ров, прикрывавший артиллерийские позиции.

Все бетонные сооружения были тщательно врезаны в складки местности и замаскированы. Некоторые ДОТы были замаскированы под хозпостройки, а один, как я упоминал выше, был сделан прямо в опоре Орлиного моста в Лабиау.

«Усиленный немецкий забор», «Спотыкач» и притивотанковый ров
Примечание. Архивные фото относятся к другим участкам данного укрепрайона и приведены для примера.

Время уже клонится к вечеру, и мы понимаем, что даже до Речек дойти сегодня мы не успеем. Ещё один ДОТ пришлось пропустить из-за сильно поднявшейся воды. Дорога, по которой мы идём, фактически представляет собой дамбу, разделяющую две части леса — одну, затопленную из-за бобров, и вторую, только ещё затапливаемую. Бобровая хатка хорошо просматривается, она почти в человеческий рост. В одном месте дорогу-дамбу таки размыло водами, и бобры как могли залатали промоину.

Плотина, на заднем плане бобровая хатка

Свернув в более сухом участке, который ещё не подтопило, находим последний на сегодня ДОТ, точнее, воронку от него и выбираемся снова к дороге. Бонусом сегодня будет осмотр обваловки прусского городища, расположенного неподалёку.

Остатки рва вокруг городища

Уже в сумерках выходим мимо лесничества и поворачиваем в сторону Полесска. Мокрые как мыши, топаем ещё километров 8 до города и садимся в маршрутку до Калининграда. Непередаваемый кайф, когда после холода и сырости можешь подремать в тёплом салоне микроавтобуса.

Несмотря на страстное желание исследовать эти загадочные места, следующая поездка на укрепрайон выдастся только через два года.

Продолжение следует.

Выражаю искреннюю благодарность Андрею Олищуку за предоставленную справочную информацию и Владимиру Малащенко за детальную разработку маршрута.
Дмитрий Лашко

 


 

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя