Эпичная грунтово-грязевая поездка под руководством командира «ВелоЗапада»

Золотой осени — быть!
Чебурекам в Талпаках — быть!
Новым дорогам — быть!
Грунту — быть! Грязь — если не будет, так найдем!
Фонарям — быть!
Шоссерам — не быть!
Не раскатанным — не быть!
Трудностей — ждать!

Вот примерно такой был анонс пятой по счёту поездки «Изобильное» от «ВелоЗапада» через, как нетрудно догадаться, посёлок Изобильное Полесского района. Фёдор уже давно и настойчиво звал меня в свои поездки, и на этот раз всё удачно сложилось.

Утренний сбор на Южном вокзале, уже в который раз велосипедисты будут захватывать власть в субботнем дизеле на Черняховск. Нас, изобильщиков, собралось четверо — я, Фёдор, Александр и Алексей. После нас в вагон грузятся два хлопца на шоссерах. Мы аж все вчетвером привстали от удивления — ну не могут люди быть настолько отбитыми, чтобы лезть на шоссерах в лесную глушь! Правда, как выяснилось, ребята направляются в Черняховск по своей программе.

Кошмар любой бабки-дачницы с тележкой

Выгружаемся в Пушкарёво. Никто ещё не представляет, что нас будет ждать буквально через 2-3 часа. Пока можно немного расслабиться и катнуть в своё удовольствие, тем более, что в Талпаках будем плотно завтракать легендарными чебуреками.

Высадка

Первым делом сворачиваем на кирху Пушдорф. Кирха старая, XVIII века, но могла быть ещё старше, если бы немцы не снесли стоявшую на этом месте орденскую кирху, которую они некогда довели до аварийного состояния. В войны кирха не пострадала, в советский период использовалась как склад, а в эпоху эффективных менеджеров быстро обветшала и начала стремительно разрушаться. Сегодня это массивные стены, заросшие высокими кустами, которые уже вряд ли будут как-то использоваться.

Лестница к кирхе, и всё, что осталось от стен

Бодро едем грунтом идеального качества до самой трассы А-229, а дальше — уже традиционная созерцательная остановка на шлюзе.

Шлюз №2

Преголя — река судоходная. А чтобы она была ещё судоходнее, немцы в начале ХХ века приняли ряд мер для этого. В частности, были построены каналы, по которым суда могли обходить сложные участки русла реки. Более того, в Инстербург, самый верхний порт Прегеля/Преголи, суда заходили по специально выкопанному каналу. Регулировать уровень воды в реке были призваны пять шлюзов, размещённых на таких обходных каналах. Раньше шлюзы действовали по своему назначению, сейчас, когда судоходства по Преголе как такового нет, они находятся на скамейке запасных. Каждый из них охраняется от металлистов, территория вокруг облагораживается.
Где они расположены:
— №1 — Знаменск (также, там есть аналогичный шлюз на Лаве, за территорией комбикормового завода)
— №2 — Талпаки
— №3 — между Ушаково и Шлюзным
— №4 — Междуречье (добраться до него можно только с воды)
— без номера — Заовражное
— №5 — окрестности Черняховска

Шлюз №2 примечателен тем, что не имел подъёмного моста, для прохода мачты судна поднимался небольшой участок длиной около метра и открывалась калитка в перилах.

Калитка для мачты судна

Почти сразу за шлюзом громоздится старый мост через Преголю. Длинный, трёхарочный, с небольшим подъёмным участком. Как только вместе с автодорогой А-229 был построен новый мост через Преголю, немецкий стальной ветеран был отправлен на пенсию и сейчас не используется. На машине по нему ездить немного не комфортно, а на велике в самый раз.

Мост-ветеран

Проезжаем по дамбе и выезжаем в Талпаки. Первым делом надо сфотографировать местный замок, а скорее, что от него осталось.

Замок, а точнее, тогда ещё земляная деревянная крепость, был построен в 1336 году рядом с одноимённым прусским поселением, располагавшимся севернее (его обваловка сохранилась до сих пор). В 1376 году деревянное укрепление было взято литовцами под командованием князя Кейстутиса во время очередного набега на земли Ордена. После этого было принято решение строить здесь замок каменный. После секуляризации и расформирования Тевтонского Ордена замок огражданился до обычного укреплённого поместья.

Следы обваловки прусского городища Таплакен (архив) и флигель замка Таплакен

Вторую Мировую войну он практически не пережил, из строений сохранился только северный флигель, который сегодня является хорошо укреплённым жилым домом.

Лестница внутри флигеля (архив) и почти рассыпавшийся оконный проём (архив)

— Двойной чебурек и хачапури!
— Чебурек и хачапури!

Завтракаем в аэропорту чебуречной Талпаки, перед предстоящим маршрутом надо основательно набраться калорий, чтобы месить полесскую грязь. Уже в Талпаках Лёха понимает, что оделся слишком легко. Решение найдено в виде тельняшки с начёсом, купленной в магазине, напротив. Магазин, кстати, строго рекомендуем к посещению и туристам, и копателям, и реконструкторам по мировым войнам.

От Талпаки начинаются грунты. Когда накатистые, когда не очень, но довольно таки комфортные. В Больших Горках пошли небольшие горки, далее дорога пошла через Красноборское нефтяное месторождение и углубилась в лес. То тут, то там среди леса виднеются нефтяные «качалки», проезд к ним защищён запрещающим знаком-тотемом «кирпич».

Красноборское месторождение и дорога через лес

В лесу повсеместно попадаются пустые закрытые машины, чьи хозяева пошли тихо охотиться на грибы. Жаль, что нет времени самим встать и пособирать, да и класть их некуда, за время поездки они превратятся в кашу.

Ага, вон тот поворот нам нужен. Небольшая аллея выводит к дому, который, судя по всему, не так давно сгорел.

Аллея и сгоревший дом

Внутри тлен, сырость и запустение. На столе лежит «Хоббит» в советском издании, том самом, где Бильбо был срисован с Евгения Леонова. Жаль, что книга уже почернела от плесени, спасать её бесполезно.

Хоббит. Пришли

Во дворе найдены какие-то бетонные формы с логотипом конторы, выпускающей оборудование для производства и продажи пива. Не очень понятно, старые они или уже современные.

Бетон с логотипом

Выезжаем на ровную асфальтовую дорогу в сторону Новой Деревни.
— Запомните этот момент, следующий асфальт будет очень не скоро

Фёдор, подбодрив нас, поворачивает налево на какую-то кабанью тропу. Проехав мимо хутора со злыми собаками (благо, что привязанными), углубляемся в Новодеревенский лес.

В начале Новодеревенского леса и в его глубине

Сначала дорога была разъезжена, по обочине тут и там стояли легковушки грибников. Чем дальше в лес, тем больше грязи, хуже колея и гуще заросли вокруг. Со временем стали попадаться завалы, которые приходилось обходить через подлесок.

Небольшое препятствие

В один прекрасный момент дорога тупо кончилась, так как просека, по которой она шла, заросла травой в человеческий рост. Пришлось использовать велик в качестве тарана, чтобы проделать путь в осенних джунглях.

В самом сердце Новодеревнеского леса (или, как вариант, в другом не менее важном органе)

В сопровождении отборного витиеватого мата таки выбираемся из леса в поле, которое отделяет нас от Изобильного. Федя заметил какую-то примятость на траве и объявил это дорогой. Мы двинули за ним по этой примятости, которая, и вправду, стала превращаться в колею, а потом в полевую дорогу. Через минут десять мы уже въезжали в Изобильное, попутно стряхивая грязь с великов и репьи с одежды.

В Изобильном мы делаем традиционную остановку в монастыре (иконы Божьей Матери «Державная») 1 разряда. Монастырь сей был сформирован на территории старой немецкой усадьбы Дедаве (Даймемёх). Сейчас территория усадьбы ухожена, пруд очищен, даже цел водосброс на запруде.

Монастырский пруд, водосброс, Храм (иконы Божьей Матери «Державная»)

В самом здании усадьбы размещается казарма, на противоположном берегу стоит храм, работу которого обеспечивает личный состав монастыря, хозпостройки усадьбы также уцелели и используются по прямому назначению.

Усадьба Дедаве и хозпостройки усадьбы

Пока есть свободная минута, выцарапываю грязь из трансмиссии. Ехать еще долго, а в переключателях уже обживаются комья глины. Немного передохнув, мы выезжаем через второй КПП и направляемся в сторону Деймы.

Если проехать от парк-отеля «Дейма» через сухой сосновый лес, не пропустить поворот и спуститься по склону, то можно выехать на живописнейшую поляну на берегу реки. Вот тут пора устроить привал.

На берегу Деймы

Поднявшись в лес после отдыха, снова месим грязь. В глубине лесной чащи дорога выводит к так называемым «шведским валам» — укреплениям середины XVII века. Шведы здесь материализовались в 1656 году с целью выбить Пруссию из-под польского вассалитета и подчинить её себе. Густав Адольф, король Швеции, вовсю пользовался плодами своего гениального изобретения — полноценной регулярной армии, так что усилия немцев и поляков по отражению шведского вторжения были обречены на Кёнигсбергский договор. По нему Пруссия признавала над собой власть Швеции, разворачивала штыки против Польши, а Браденбургский вспомогательный корпус переходил в оперативное подчинение шведского командования. Ну и до кучи, лютеране уравнивались в правах с католиками, что позволило местным протестантам наконец то легализоваться.

По этим местам проходит краеведческий маршрут «Сквозь листву», охватывающий валы, колодец глубиной 50 метров, танковую переправу, лесничество и межевой камень. На каждой точке стоит соответствующий информационный стенд. Всё-таки душа радуется, когда кому-то не безразличны небольшие эпизоды истории своего родного края.

Информационный стенд и обваловка шведского укрепления

На бревне сидит целое семейство опят, но собирать их возможности нет — без ведёрка к вечеру они станут кашей. Жаба угрожает немедленной асфиксией.

Опята

Выехав из леса, катим по умеренно грязной грунтовке, идущей параллельно некогда проезжей дубовой аллее.

Дубовая аллея

Ну, вот и Саранское. Небольшой перекус, отдых и первые фото, попавшие из поездки в ВК.

После половины грунтовой части маршрута

Движение через Саранское предполагает обязательное посещение усадьбы фон Биберштайна, убеждённого антифашиста и гитлероненавистника. На этой усадьбе я был в мае, когда ездил с компанией из «ВелоСреды» (https://vk.com/@43754171-den-okorochka)

Усадьба Лаукишкен

От Саранского наш путь лежит на север, в заболоченный лес севернее Ломоносовки. Там ожидается самый тяжёлый участок маршрута.

Дорога проходит через рапсовое поле, потом через брод уходит в лес. Ну как дорога, скорее, это направление. Даже просеки как таковой почти не просматривается.

Строй облаков над полем и камень-ориентир

На какое-то время дорога появляется, но потом сменяется непролазными джунглями. Даже КВТшники здесь ещё не бывали, не говоря уже о кабанах.

«Джонни, мать твою, они сюда притащились на великах!»

Через пару перекрёстков с какими-то намёками на просеки началась самая жесть. Дорога постепенно подтапливалась водами речки Болотницы. Речка стоит как после Виагры, так что это давно никакая не речка. В одном месте стало уже совсем некомфортно, и я расчехлил наконец чулки ОЗК. Даже с ними пройти в одном месте было невозможно и пришлось перебираться с великом по бревну, рискуя продолжить купальный сезон. Тонем как жабы в этой грязи, но продвигаемся вперёд.

Ко всему прочему, задний переклюк забился грязью до такой степени, что его ролики встали намертво. Пока я не почистил и не промыл его, трансмиссия работать наотрез отказывалась.

Дорога через болото, торфяной канал и переправа

Дальше чуть лучше, можно хотя бы идти по относительно сухому черничнику, несмотря на высокие кочки. Чулки я решил не снимать до нормальной дороги и правильно сделал, тут грязи тоже хватает.

Черничник

Наконец впереди показался перекрёсток с нормальной ровной грунтовкой. Саня всерьёз спрашивает, во сколько там будет дизель на Калининград. Узнав, что только через сутки, он помрачнел и призадумался насчёт продолжения своего участия в этом безумии. Но Федя заверил его, что такой жести уже сегодня не будет, только простые накатанные грунты.

Далее едем в сторону Полесска и по выезду на асфальт (ровный асфальт, Карл!) Саня начинает истерически-инфернально хохотать, то ли от счастья, то ли от осознания, что мы выдержали этот кошмар.

Полесск. Уже не обед, но ещё не ужин, просто сытное «хрючево» закидывается в желудок. Тут можно хорошо отдохнуть, погреться и перевести дух перед предстоящим марафоном до Калининграда. По большому счёту, здесь программа поездки заканчивается и начинается возвращение домой.

Восставшие из грязи

Едем через железнодорожные пути в сторону старого аэродрома. От самого аэродрома остался только фрагмент бетонной ВПП, зато закат здесь просто изумительный.

Железная дорога в Полесске

Проехав аэродром, мы вступаем на последний на сегодня грунтовый участок от Зелёного до Демидово. Больше не будет грязи и луж, не будет болот, завалов и зарослей, только спокойное (по меркам Феди) вкручивание педалей.

Бетонка в сторону Зелёного

На улице стемнело и ночной холод внёс свои коррективы. Несмотря на усталость, останавливаться больше, чем на пять минут нельзя, иначе холод пробирает до самых костей. Колонна постепенно рассыпается, Федя и Лёха вырываются вперёд, мы с Саней отстаём.

По дороге встретился ЛУКойловский пункт сбора и подготовки нефти. Мы проезжали мимо него прошлой весной в День Окорочка, о котором упоминал я выше. Первое желание было, увидев факел попутного газа, приехать туда и погреться.

ЛУКойловский терминал (архив)

К этому времени окончательно наступила ночь. Низовье и Родники проезжаются практически на автопилоте и только у стелы на въезде в Калининград наша рассыпавшаяся колонна снова собралась.

Финиш

Теперь осталось совсем чуть-чуть — смыть грязь с велосипеда на мойке, поделиться последними впечатлениями и разъезжаться по домам. Завтра меня ещё ждёт небольшая покатушка по Питьевым озёрам, поэтому надо хорошенько выспаться и отдохнуть после сегодняшнего грунтового приключения.

Поехал с «ВелоЗападом» — гордись!
Не поехал — радуйся!
Дмитрий Лашко

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя