Очень интересный рассказ Дмитрия Лашко, о поездке на велосипеде в погранзону Славского района Калининградской области.

Текст публикуется без правки. 

Калининградская погода крайне переменчива. Планируя походы или велопоездки, надо принимать во внимание то, что прогноз погоды может резко поменяться буквально за пару дней.

16 февраля 2019 года произошло удивительное — всю неделю метеослужба обещала, что этот день будет тёплым и солнечным. И, метеорологи оказались правы (как потом выяснилось).

Изначально, я задумывал пойти в двухдневный поход с братом, на участок линии Даймы между Славинском и Гвардейском, но у Володи не вышло выделить свободное для похода время. Для подобных случаев обязательно нужен запасной план выходных дней, в котором суббота отводится под личное открытие велосезона.

Насчёт маршрута я «не парился», у меня ещё с отпуска остался не посещённым участок лесного массива в районе Гастеллово с позициями 25 ракетного полка РВСН, и гидротехническими сооружениями. Но тут вдруг я подумал, а почему бы мне не скататься на самый север области, в район Мысовки и Дюнного? Примерно полчаса ушло на разработку маршрута, полчаса на сбор информации по достопримечательностям по пути и 5 дней томительного ожидания субботы.

Справка
Лосиной Долиной назывался округ в северной части Восточной Пруссии, из-за большого количества лосей, обитавших в этих глухих заболоченных лесах. Помимо лосей, тут издавна обитало большое количество другой живности: косули, волки, олени, рыбаки, а также контрабандисты и охотники. Для последних это был настоящий курорт, в здешних краях охотилась вся немецкая знать, для которой было в почёте украсить оленьей или волчьей «башкой» «трофейную стену» своего дома. На самом севере Славского района находится природный заказник Дюнный, включающий в себя верховое болото с уникальным ландшафтным комплексом. В тех малонаселённых местах, как считают биологи, находится популяционное ядро лосей, важное для сохранения численности сохатых в нашем регионе. Судя по плакатам, является филиалом Природного парка «Виштынецкий».

Изначально, я планировал доехать до Мысовки автобусом. «Стартовать» с того посёлка, и по дамбе ехать до Дюнного, после чего поехать по лесной дороге, с запада огибающей Козье болото. Затем, попасть через заброшенные торфоразработки на самую северную точку Калининградской области — старую паромную переправу, некогда соединявшую Калининградскую область с Литовской ССР в посёлке Русне. После этого можно было спокойно возвращаться домой, по пути посетив Ясное, Городково и разбитый шлюз на Матросовском канале в районе Островного.

Буквально с первого часа поездки, весь план пошёл наперекосяк. Автобус, которого я ждал, задерживался слишком сильно, и тут до меня дошло, что его расписание изменили в определённый период и теперь его маршрут пролегает через Славское лесничество. Что же, немного времени в запасе было, и пришлось очень резво крутить педали до перекрёстка, где бы я смог перехватить автобус. По дороге у меня был отличный шанс сломать себе ключицу или травмировать колено, и я был как никогда близок к успеху, когда в темноте упал посреди дороги на полной скорости, поскользнувшись на обледеневшем асфальте. Повторять подобные подвиги было бы крайне рискованно, поэтому автобус на Мысовку ушёл без велосипедиста внутри. Пришлось смириться и просить помощи у «Гугла», который подсказал, что можно добраться до Ясного, если «поднажать» и сесть в Щегловке. План немного изменился — старт в Ясном, оттуда до Дюнного, а дальше по основному маршруту.

В Ясном я вышел перед рассветом. Сам этот посёлок — тема отдельного рассказа, настолько это эпичное и атмосферное место. Но о нём речь пойдёт в другой раз, а мне надо двигаться дальше.

Центральная площадь п. Ясное с довоенным фонарём-часами (сейчас — просто фонарём)

Перемещаясь по дороге, ведущей на северо-запад от Ясного, можно наблюдать последствия того, как будут выглядеть эти места, если не заниматься мелиорацией. Поля подтоплены, в одном месте немного подзатопило дорогу. Сейчас, пока весна на некоторое время подменила зиму, ещё терпимо, но, когда наступит настоящая весна, местным жителям придётся почувствовать себя членами экипажа судна «Ноев Ковчег».

Подтопленные и подмёрзшие поля недалеко от Левобережного

Не доезжая до леса, в поле стоит пара силосных башен-близнецов. Что интересно, сделаны они из белого силикатного кирпича. Сооружения из силикатного кирпича довольно часто встречаются по Славскому району: это и насосные станции, и дома, и амбары. Могу предположить, что кирпич этот производился где-то в здешних краях, тем более, что в других уголках Калининградской области немецкие строения из силикатного кирпича я не встречал.

Подъезжая к Дюнному, сразу становится понятно, почему ещё немцы так назвали это место. Нечасто можно увидеть, как сухой сосновый лес, стоящий на песчаных почвах, соседствует с крупным верховым болотом. Могу предположить, что когда-то эти пески были принесены течением Немана и до того, как выросли сосны, здесь действительно были дюны. Что-то наподобие я видел на Югре в дельте реки Обь, когда ездил туда в отпуск. Там в долине реки много участков с песчаной почвой, а вокруг сплошные болота, в основном верховые

Въезжающих в природный парк встречает лесничество, давно покинутое, сгоревшее и разграбленное. Въезд во двор украшен деревянной резной аркой, рассохшейся и покосившейся. Колодец украшен небольшой крышей с резными вставками и черепицей. Воды внизу не видно, только мусор и пластиковые бутылки. Напротив, лесничества стоит покосившаяся беседка, которая уже в одном шаге от того, чтобы стать дровами в костре посещающих эти места туристов.

Покинутое лесничество

Практически сразу стало понятно, что маршрут надо серьёзно корректировать. Несмотря на недельную оттепель, в лесу снег ещё не сошёл. Более того, он подтаял, уплотнился, а в колее образовалась корка льда. На велосипеде сейчас там точно делать нечего. Пришлось ехать на север по основной дороге, ведущей к торфоразработкам и переправе. Почти сразу путь преградил шлагбаум погранзаставы. В довоенное время, судя по карте, там был охотничий домик, сохранились даже ступени, ведущие от дороги к дому. Предоставив паспорт и зарегистрировавшись, я миновал заставу и поехал дальше.

Ступени возле погранзаставы

Важно! Посещение приграничной территории заказника «Дюнный» строго регламентировано! Даже местные жители должны обязательно регистрироваться на заставе. Или, предупреждать пограничников о своём присутствии, во избежание недоразумений с патрулём.

Дорога идёт по насыпи от заставы на север, по направлению к Русне. В довоенные времена там был мост через Неман, на берегах которого должны были стоять скульптуры двух лосей. Но судьба их распорядилась по-иному, и сохатые занимают пьедесталы в Советске и Гусеве. Мост был взорван отступающими немцами в 1945 году и не восстанавливался. В советское время действовала паромная переправа, а когда Союз развалился, территория на другом берегу Немана стала другим государством. Теперь дорога эта тупиковая, в Литву из Лосиного края не попасть, по крайней мере легально.

Очень интересен окружающий ландшафт. С восточной стороны это низовые болота и заливные луга, находящиеся сейчас под водами разлившегося Немана. Эти места чем-то напоминают такое же болото на Бальге, участок от Знаменки до замка. В солнечную погоду при восходящем или заходящем солнце скорость передвижения будет очень низкой из-за того, что постоянно тянет фотографировать местные пейзажи, один шикарнее другого.

К востоку от бывшей дороги на Русне

С западной стороны, большую часть пути можно наблюдать болото верховое, отделённое от дороги узкой полоской леса и торфяным каналом. В брод преодолеть его не получилось, а времени для изготовления импровизированной переправы у меня, к сожалению, не было. Так что, на верховой участок попаду в другой раз. Севернее, ближе к бывшим торфоразработкам, уже появляются крупные затопленные участки. Местные «блохастые строители» возводят свои хатки высотой в человеческий рост, и роют норы в дорожной насыпи. По дороге встретилось несколько огромных хаток и многочисленные следы повреждения бобрами дорожной насыпи.

Про бобров нужно сказать отдельно. Когда в начале 90-х годов прошлого века стало как-то не до поддержания инфраструктуры, которая обслуживала польдерные земли, стало, в том числе, и некому регулировать численность бобров. На радостях зверьки объявили войну всей мелиоративной системе области, особенно досталось польдерам Славского и Полесского районов. Воины «Бобрового Государства» Славска и Полесска успешно запруживали каналы, рыли норы в дамбах и делали всё, чтобы вернуть местности первозданный заболоченный вид, который она имела до прихода сюда практичных немецких мелиораторов. Но в последние годы всё-таки началась работа по расчистке каналов, восстановлению сети насосных станций и истреблению чрезмерно расплодившихся врагов мелиорации.

«Бобровое государство»

А вот дальше снова облом. Как и предупреждали пограничники, севернее торфоразработок дорога оказалась затопленной, и чтобы пройти до самого конца, нужны болотные сапоги или, хотя бы, чулки от ОЗК (общевойсковой защитный комплект). К слову, после поворота на торфоразработки дорога приобретает свой первозданный «брусчато-булыжный» вид. Пришлось развернуться и прокладывать маршрут к Скирвите по дороге через торфяник.

«Красный конь» готовится к купанию

Уничтожив бутерброды и крепкий сирийский чай, еду дальше. Раз не получилось попасть в самую северную точку области, то надо попасть в самую северную досягаемую часть области, и выехать к протоке Скирвите. Дорога через старые торфоразработки в плохом состоянии, но велик её вполне осиливает, даже при наличии глубоких луж с грязью. Доехав до места, где снимали слой торфа, я углубился в лес и нашёл огромный куст багульника. Набрав ароматных, пахнувших эвкалиптом листьев, можно и прогуляться по торфянику. Во время добычи здесь снимали пласты торфа, рыли каналы для отвода воды и прокладывали дороги для грузовиков, вывозивших добытый торф. Хрупкая экосистема болота ещё долго будет залечивать эти места… Всё-таки хорошо, что Козье болото сделали заказником.

Постоянно под ногами попадается помёт косуль и кабанов, что указывает на их высокую численность. Плюс к этому, почти всю дорогу постоянно попадались на глаза хищные птицы, от ястребов и коршунов до огромного орлана-белохвоста. Человек тут им не мешает.

Именно здесь, на торфяниках, происходило действие мистической истории, рассказанной местному краеведу Вячеславу Кенть самими рабочими с торфоразработок — http://vis39.ru/news/13379.

Старые торфоразработки

На выходе из перелеска по дороге повстречались лесорубы, едущие на своём тракторе на делянку. Мужики обрадовали, сказав, что до протоки добраться можно, они сами туда ездили совсем недавно. По сторонам лес принял вид типичного заболоченного и затопленного, как на Бальге или под Заповедным. На одном из участков, где лесорубы заготавливали лес, дорога усыпана сучками и веткам, есть опасность пробить камеру. Одну из многочисленных проток пересекает самодельный мост, сделанный из армейского понтона. Не удивлюсь, если это когда-то было имущество понтонно-мостовой части из Городково.

Важно! Отправляясь на велосипеде в подобные глухие места, иметь ремкомплект нужно обязательно! Камера (а лучше — две), насос, набор ключей и т.д. Если пробита камера, а запаски с собой нет, то выход оттуда будет делом очень долгим и утомительным. Также необходимо обязательно брать с собой запас еды и воды — ближайший «чипок» только в Ясном.

Народное «понтонно-мостовое творчество» 

Но дорога рано или поздно, в данном случае рано, закончилась. Из-за разлива протоки ехать дальше на велике возможности нет. «Конь» привязан в кустах вместе с рюкзаком, дальше нужно идти ногами, благо, карта показывает, что я уже недалеко от цели. Переправа по брёвнам, и я уже иду по грунтовке на другой стороне протоки. В этих диких местах на дороге сохранилась брусчатка, местами даже виден поребрик. От самого хутора Скирвитен остались фундаменты, груды кирпичей и колодец. Судя по всему, из-за удалённости сюда пока не добрались вездесущие копатели.

Брусчатка по дороге на Скирвитен

Ну вот и долгожданный берег протоки Скирвите, местной «Мекки» рыбаков и околорыболовных алкоголиков. Пограничный столб, по старой русской традиции, унесён во «вторчермет», осталась только тумба под него. Главная задача выезда выполнена, теперь можно и думать, как выбираться отсюда домой.

«Квартальный» камень немецкого лесничества

Забрав из кустов велосипед и рюкзак, двигаю в обратный путь. Выехав на дорогу, стала подступать усталость — сказались 2,5 месяца перерыва в велопоездках и грязевые ванны на грунтовке до Скирвите. Отметившись у пограничников по факту покидании данного участка и набрав у них питьевой воды, двигаю дальше. В плане, посмотреть то что осталось от кирхи в Левобережном.

Приехав в посёлок, я получил небольшой «облом» — магазина тут нет, а есть уже хочется очень сильно. Что ж, придётся терпеть до Ясного. От кирхи остались своды подвала, сама же кирха была совсем крохотной. Также, сохранилась набережная с шикарным видом на Неман. Пора двигать в Ясное, конечно, же по дамбе. Судя по уровню усталости, которая становилась угрожающей, я решил, что в Городково и на шлюз я могу попасть в другой раз.

Подвал кирхи

По дороге вдоль дамбы мне встретился пограничный патруль. Проверив документы, ребята подвезли меня до Ясного. А там уже и финиш. Короткий обед на остановке, погрузка в автобус и дорога домой.

Кирха в Ясном

Итог — эпичное открытие моего личного велосезона в этом году. Летом, как спадёт вода, рвану в эти места снова, уже по другому маршруту, набираться новых впечатлений.

P.S. Никогда не думал, что кошки балдеют от запаха багульника. «Чудовище» улеглось посреди листьев и начало о них тереться, чтобы шерсть впитывала свежий запах «эрзац-эвкалипта».

Дмитрий Лашко

1 КОММЕНТАРИЙ

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя