Между посёлками Тимирязево и Заповедное Славского района Калининградской области есть очень интересное и малоизвестное место.

На берегу реки Немонинка, среди полей и множества мелких мелиоративных каналов, стоит грандиозное строение из красного кирпича с высокой трубой.

Это творение архитектуры является самой старой в области насосной станцией 1872 года постройки. Во всяком случае, о существующей более старой насосной станции нашего региона мне не известно. Строительство объекта приходится на время начала планомерной мелиорации угодий и освоения польдеров. В те годы русла большинства рек округа Эльхнидерунг были дамбированы, и применялся закрытый дренаж. Уже существовали Западный и Восточный мелиорационные каналы. На берегах рек и каналов построены насосные станции и плотины, регулирующие уровень воды прилегающих мелиорационных водоёмов.

Справка
К 1939 году в Восточной Пруссии насчитывалось 116 насосных станций. Одних только дамб было возведено 600 км. По тем меркам — объёмы работ серьёзные. Этот «мелиоративный рывок» позволял продуктивно использовать сельскохозяйственные угодья даже в самые неблагоприятные годы.

В минувшее воскресенье 21 октября мы направились к старейшей «насоске». Благо, полевая дорога к объекту посещения была сухая, и легковая машина более или менее спокойно преодолела множество неровностей.

Трубу насосной станции видно издалека, и только подъехав ближе реально воспринимаешь всю грандиозность и красоту сооружения из красного кирпича.

Направляясь туда, мы знали о том что на старой насосной станции живут люди, и не удивились направляющейся к нам женщине, с вопросительно-изучающим выражением лица, осматривая незнакомцев.

Справка
Первым машинистом этой насосной станции №38 в послевоенное время был переселенец, ветеран Великой Отечественной войны и заслуженный мелиоратор — Ермин Иван Васильевич. Во время войны он был летчиком бомбардировочной авиации и даже летал бомбить Хельсинки в 1941 году. После работы на насосной станции №38 Иван Васильевич жил и работал на станции в районе п. Хрустальное. 

Здоровая собака на привязи нас громко облаяла, и как-то резко впала в безразличие, как будто на неё подействовали седативные препараты. Пока мы осматривали здание станции, она всё время лежала и отрешенно смотрела куда-то в сторону.

Представившись, и сказав о том что мы прибыли посмотреть объект архитектуры прошлого, приступили к осмотру строения. Несколько позже, стало понятно о том, что нас приняли за какую-то комиссию. Видимо, на обычных туристов мы не очень походили внешне. Приехали на чёрной тонированной машине, интересовались площадью здания, и выглядели слишком серьёзными.

Подобную большую станцию могли построить только при весомой значимости данной комплексной системы, предназначенной для перекачки воды. Со слов Славского краеведа Вячеслава Кенть, с которым совершал эту поездку выходного дня, я узнал о том что внутри здания стоял ПАРОВОЗ!

Да, именно паровоз, установленный на рельсы. Его привезли на барже, и по частям собрали внутри большого помещения. Это было сделано ещё до войны, а сам паровоз был предназначен для выработки пара. Скорее всего, паровое оборудование станции было сильно изношено, и таким способом решили выйти из ситуации, дабы всё работало бесперебойно. Паровоз трудился для защиты сельскохозяйственных угодий от заболачивания, продолжая помогать людям.

Локомотив с паросиловой установкой существовал и в послевоенное время, пока его не разобрали и сдали на металл. Шпалы ещё некоторое время оставались, но потом и они куда-то пропали. Судя по размеру помещения, «железный труженик» был небольших габаритов. Представляю выражения лиц тех людей, которые впервые увидели паровоз внутри здания. Сам удивился бы не меньше.

Смотрительница насосной станции подтвердила историю существования паровоза, она о нём наслышана.

Рядом с «насоской» стоял небольшой причал, к которому могли швартоваться маломерные суда и небольшие баржи. Следов от причала не осталось, так как его давно ликвидировали за ненадобностью. Русло реки было малость шире, и глубже, а водозащитная дамба Немонинки до сих пор спасает станцию и её обитателей от паводка.

Кирпичное здание добротное, можно сказать красивое. Кое-где на фасаде есть кованые вензеля, декоративные башенки и зубчатая кладка.

Но самое интересное во всей конструкции станции, это огромная труба, высотой которой около 30 метров. На одной из её сторон присутствует барельеф с надписью года постройки объекта — «1872». Брат смотрительницы нам сказал о том, что барельеф он немного реставрировал. Говорит, не удобно перед приезжающими изредка туристами, что они видят расколотый барельеф.

Частично, внутри здания насосной станции произведена перепланировка. За дверьми комнат слышны детские голоса, а по коридору стелиться запах готового ужина.

В одном из тёмных помещений станции осталась часть массивной трубы паросиловой установки, и элементы электротехнического оборудования. Правда, электрощит советского производства. Фотовспышку с собой не брал, по этому не смог сфотографировать. Поднявшись по деревянной приставной лестнице на второй уровень здания, нашему взору открылись десятки килограмм лежащей на полу кукурузы, которая сушится. Ей явно кормят уток и скот, имеющийся в наличии у большого семейства жителей объекта архитектуры прошлого.

Многодетная семья из Ингушетии проживает там не один год. В основном, существуют за счёт своего подсобного хозяйства, и сезонной рыбалки. Как-никак, река Немонинка (Nemonien,Schalteick) и река Баржа (Warze, 1576 Warzen) протекающая по другую сторону от здания, находятся в паре десятках метров.

Поблизости от старой насосной станции стоит новая, маленькая.

Чистый воздух, красивые хохлатые утки, склонные к позированию перед объективом фотокамеры, и звенящая тишина. Место немного странное. Могу предположить, ночью даже жутковатое. Кроме расположенной поблизости маленькой новой насосной станции, в округе нет никаких строений. Только реки и поля.

Лишь слышится как внутри высоченной кирпичной трубы гуляет осенний ветер. А над трубой кружат дикие голуби, устроившие свои гнёзда на кровле здания. Если заглянуть через отверстие внутрь цилиндрического тела, можно увидеть капитальное отложение продуктов жизнедеятельности пернатых обитателей старинного сооружения.

В период распутицы и заснеженной зимы, выбраться оттуда на асфальтированную дорогу явно не просто. Кроме этого, ближайший магазин находится в посёлке Заповедное. До него лишь по прямой — 5 с лишним километров. Во всей округе, до ближайшего жилья в посёлке Дублинино, расположенного  у самой дороги Тимирязево — Заповедное, почти три километра.

Вокруг красивой кирпичной громадины — замечательный пейзаж. Хоть картины пиши. Луга, водоёмы и множество гнездящихся в том районе птиц. Когда ехали от насосной станции до асфальтированной дороги, над машиной пролетел орлан-белохвост. Эта большая хищная птица занесена в Красную книгу. Одним словом, романтика и архитектура в одном флаконе.

Насосная станция 1872 года постройки — очередной объект Славского района, который можно по праву считать достопримечательностью.

О существовании исторической насосной станции мало кто знает, и она не является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения. Просто, большой дом с высокой трубой, над которой летают дикие голуби.

А впереди, ещё великое множество интересных и малоизвестных мест, которые планирую посетить в Славском районе.

 

Игорь Вишняков

ФОТОЗАРИСОВКИ

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Приятно удивлена,что есть еще люди которым не безразлична история нашего края.Жаль,что много уже потеряно и разрушено…что имеем не храним…Спасибо за маленькое путешествие!

  2. спасибо! ЕЩЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ ПОМСМОТРЕТЬ КАК ВЫГЛЯДИТ ПОСЕЛОК ДРУЖНЫЙ РЯДОМ С ПОСЕЛКОМ ВСХОДЫ МЫ БЫЛИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И ЖИЛИ В ЭТОМ ПОСЕЛКЕ ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

  3. Огромное спасибо, за доставленное удовольствие и знакомство с историей родного края.

Оставьте комментарий

Пожалуйста напишите Ваш комментарий!
Введите ваше имя